Когда греки узнали об Индии

«Когда греки узнали об Индии в связи с походом Александра Македонского, появились разного рода утопии и сказки об этой стране чудес. И эллинистические романисты не замедлили отождествить гиперборейскую страну с Индией»2. И все же наиболее распространенной локализацией Гипербореи оставалась восходящая к «Аримаспее» «скифско-уральская» версия.
Рассказывая о гиперборейском мифе, нельзя не отметить его политическую составляющую - он весьма активно использовался афинсой знатью в рамках « аллегорической пропаганды», служащей возвеличиванию Афин. Еще в VI в. до н.э. афиняне начали пересмотр мифологии с целью сделать более весомым образ легендарного афинского царя Тесея. Его образ становится доминирующим мотивом для чернофигурной вазовой живописи, которая прославила этот город. Чтобы приписать Афинам более значимую роль в Троянской войне писистратовской комиссией были внесены поправки в текст «Илиады», в том числе введены строки, славящие Афины и царя Тесея, «бессмертным подобного»; провозглашающие исторические права Афин на остров Саламин за счет отнесения к единому флоту афинских и саламинских кораблей; восхваляющие «воев афинских отборных»1 и т.п.
Для доказательства «естественного права» Афин быть над прочими городами использовалась и тема даров гиперборейцев: именно Афины должны были стать в сознании греков средоточием гиперборейских жертв. Эта тенденция отражена у Павсания, сообщающего о храме Аполлона в Прасиях, куда и поступают дары гиперборейцев, прежде чем афиняне отвезут их в Делос. Здесь же, согласно Павсанию, находится и памятник легендарному афинскому царю Эри-сихтону, умершему, возвращаясь после священного посольства на Делос. Кроме того, Павсаний сообщает, что именно Эрисихтон был тем афинянином, принесшим с Делоса самое древнее изображение гипербореанки Илифии.
Эрисихтон фигурирует также у Плутарха, приписывавшего афинскому царю сооружение первой деревянной статуи Аполлона на Делосе, и у Афинея, рассказывавшего о путешествии Эрисихтона на Делос. По словам Лосева, эти материалы обнаруживают «афинские претензии на Делос и гиперборейского Аполлона, погоню афинян за приоритетом в делосских делах. ... Здесь ясно видно отражение афинской гегемонии V в. на мифе о гиперборейцах».
По мере «расколдовывания» античного мира авторы все чаще выражали сомнение в достоверности рассказов о Гиперборее. Уже Геродот, как мы помним, доказывал невозможность существования гипербореев, прибегая к доказательству «от абсурда», мол, если есть те, кто живет за Бореем, то должны быть и те, кто живет за Нотом, южным ветром, но о таковых никто не слышал.
Скепсис в отношении Гипербореи нашел отражение в этимологии самого этого термина. Согласно наиболее распространенному толкованию, Гиперборея - это «страна за Бореем», т. е. «за владениями Борея» или же, в более рационалистической трактовке, «вне пределов досягаемости северного ветра». Но уже у Геродота появляется версия о происхождении данного топонима от «перфереев» - так именовались гиперборейские посланники, сопровождавшие дев с дарами для Артемиды. Звучало также и
1 Гомер. Илиада. СПб., 2008, с. 190.
2 Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян, с. 486.
предположение о родственности имени северной страны с названием горы Бора во Фракии.
В схолиях к Олимпийским песням Пиндара название северной страны выводится из созвучного греческого эпонима: «Названы ... гипербореи от некоего афинянина Гиперборея, как (говорит) Фанодем, а Филостефан утверждает, что Гиперборей - фессалиец, другие [выводят имя гипербореев] от пеласга Гиперборея - сына Форонея и Перимеды, дочери Эола»1. При этом схолиаст уверен, что гипербореи - это не отдельная народность, но лишь название для особой касты жрецов Аполлона, и эта идея не является маргинальной.
Так, поэт Ференик утверждал, что гипербореи происходят из рода титанов. А категорически не верящий в гипербореев Страбон высказывал предположение, что название это относится не к какому-то конкретному народу, но ко всем северянам вообще. К тому же склонялся и Птолемей.
Фактически лишившись статуса отдельного народа, гипербореи входят в поговорку, а их страна становится источником поэтических метафор. Уже Гораций использует этот топоним для достижения художественного эффекта:
Летя быстрее сына Дедалова, Я, певчий лебедь, узрю шумящего Босфора брег, заливы Сирта, Гиперборейских полей безбрежность2.
Как поэтическую аллегорию немыслимой дали использовали Гиперборею и авторы эпиграмм, включенных в «Пала-тинскую антологию». В одной из них автор молит об уходе болезни «к гиперборейцам», т.е. «куда подальше»; в другой говорится о славе Ортигии «вплоть до гиперборейских Рипеев».
Для нужд христианской проповеди использует легенду о Гиперборее апологет II в. Климент Александрийский, интерпретируя ее как интуицию и «предварительное откровение», полученное язычниками относительно подлинного «Града небесного»: «Подобный небесный град описывают поэты. Полагают, что города гипербореев и аримаспов, а также Елисейские поля представляют собой образец таких
1 Цит. по: Подосинов А.В. Гекатей Абдерский. О гипербореях // Труды кафедры древних языков. Вып. III, с. 160.
2 Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания. М., 1970, с. 123.
мест проживания совершенных. Парадигма платоновского града также расположена на небесах»1.
Выступая прежде символом идеальной счастливой жизни, гипербореи уже не вызывают пиетета у греков и римлян, считающих себя достигшими вершины цивилизации. Гиперборею теперь почти принято ругать, хотя пока еще чужими устами. Элиан передает историю, якобы рассказанную историком Феопомпом о неких великанах, обитающих на таинственном континенте, находящемся за пределами обитаемого мира. Собравши миллионное войско, они будто бы переправились через океан и дошли до гиперборейских пределов, однако «не пожелали идти дальше, ибо, наслы-шанные о том, что тамошние жители слывут у нас самыми счастливыми, нашли их жизнь жалкой и убогой»2.
Восхищенные рассказы древних о невероятных способностях гиперборейцев становятся объектом насмешки. Лу-киан с нескрываемой иронией повествует о баснословных «чудесах» гиперборейцев: «Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара - он называл себя гиперборейцем, - я поверил и оказался побежденным, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днем человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь? ... О мелочах, которые он показывал, говорить не стоит, - как он напускал любовные желания, призывал духов, вызывал давно похороненных покойников, делал видимой даже Гекату и низводил с неба Луну»3. Характерно, что Луна, которую, получив плату в 20 мин, достал с неба гиперборейский маг, самым комичным образом явилась сначала в образе женщины, а затем предстала «красивой коровой» и тут же превратилась в щенка.
На закате античной эпохи скепсис в отношении реальности Гипербореи сменился полной утратой к ней всякого любопытства. Страна Аполлона была забыта на много веков вместе и с самим Фебом и прочим сонмом языческих богов. Христианская цивилизация породила новые интересы, паттерны, идеалы, новые доктрины. Лишь с пробужде-
1 Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003, т. 2, с. 74.
2 Элиан. Пестрые рассказы. М.- Л., 1963, с. 34.
3 Лукиан Самосатский. Соч. В 2 т. СПб., 2001, т. 2, с. 200-201.
нием на исходе эпохи Возрождения интереса к античной культуре тема Гипербореи начинает постепенно возвращаться в научный обиход, с течение времени подкрепляясь научными открытиями в сфере этнографии и археологии. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Матвейчев О.А. Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых. Статья представляет собой историографический и теоретический обзор взглядов античных авторов на проблему легендарной страны Гипербореи. Автор настаивает, что огромный корпус текстов античных авторов требует не только классификации, но и тщательного и беспристрастного изучения и вдумчивого осмысления.
Ключевые слова: история философии, мифология, Древняя Греция, Гиперборея, Дельфы, Делос, Абарис, Аристей, Аримас-пея, Геродот, Гекатей Абдерский, Аполлон, античные географы, пропаганда.
Matveychev O.A. Hyperborea and Hyperboreans in the works of ancient scholars. The article is a historiographical and theoretical overview of the views of the ancient authors on the problem of the country's legendary Hyperborea. The author insists that the great classical authors of texts requires not only a classification but also a thorough and impartial examination and thoughtful reflection.
Keywords: history of philosophy, mythology, Ancient Greece, Hyperborea, Delphi, Delos, Abaris, Aristaes, Arimaspeia, Herodotus, Hecataeus of Abdera, Apollo, Graeco-Roman geographers, propaganda.

Когда же существовала Гиперборея?
 
Давно уже я не возвращался к теме арктической прародины всех людей белой расы,  существование которой в нашем прошлом старательно скрывается силами, контролирующими официальную науку и историю, которые и осуществили  глобальную фальсификацию знаний о нашем прошлом.
Между тем,  официалы,  служащие интересам этой силы,  противоречат сами себе.  Потому что, когда им это выгодно, то они ссылаются на античных авторов, а когда нет — то ставят их свидетельства  под сомнение.  Между тем, такой общепризнанный историк античности,  как Плиний-старший в своем труде «Естественная история» описывал Гиперборею,  как реально  существующую северную землю, а также ее жителей.  При этом, он подчеркивал, что нельзя сомневаться в их существовании.  Однако, этот факт, как правило, официальные наемные болтуны  предпочитают  замалчивать.
Более того,  наиболее ярые из них, отрабатывая гранты от фондов сатанинских кланов мировой элитки,  сочиняют откровенно русофобские и лживые опусы, отрицающие  древнюю культуру наших предков.  И именно поэтому, они пытаются и  навязать мнение о том,  что никакого арктического материка в прошлом на Земле не могло существовать, а суровые климатические условия, якобы были в Заполярье всегда, т.е. там не могло быть и никакой высокоразвитой цивилизации.  Однако этот лживый и абсолютно голословный миф уже давно был опровергнут  Н.Гусевой, С.Жарниковой  и другими учеными.
А вот какие примеры приводит в своей книге «Гиперборея. Исторические корни русского народа» российский исследователь В.Демин в пользу существования арктической прародины:  «...Это подтверждают и новейшие комплексные исследования,  проведенные недавно на севере Шотландии  по международной программе.  Они показали,  что еще четыре тысячи лет назад  климат на данной широте был сравним со средиземноморским  и здесь водилось большое количество теплолюбивых животных.
Впрочем, еще ранее российскими океанографами  и палеонтологами было установлено, что в период с 30 по 15 тысячелетие  до н.э.  климат Арктики был достаточно мягким,  а Северный Ледовитый океан был теплым,  несмотря на присутствие ледников на континенте.  Академик Алексей Федорович Трешников  пришел к выводу,  что мощные горные образования  —  хребты Ломоносова и Менделеева  —  сравнительно недавно  (10-20 тысяч лет тому назад)  возвышались над поверхностью  Ледовитого океана,  который сам тогда — в силу мягкого климата  —  не был полностью скован льдом.  Примерно к таким же выводам и хронологическим рамкам  пришли американские и канадские ученые.  По их мнению, во время Висконсинского оледенения  в центре Северного Ледовитого океана  существовала зона умеренного климата,  благоприятная для таких флоры и фауны,  которые не могли существовать на приполярных  и заполярных территориях  Северной Америки.   В русле тех же представлений Петр Владимирович Боярский  —  начальник Морской арктической  комплексной экспедиции —  успешно обосновывает гипотезу о Грумантском мосте,  некогда соединявшем многие острова  и архипелаги Ледовитого океана.
Убедительным подтверждением  неоспоримого факта  благоприятной климатической ситуации,  существовавшей в прошлом,  служат ежегодные миграции  перелетных птиц на Север  — генетически запрограммированная память  о теплой прародине.    Косвенным свидетельством в пользу существования в северных широтах  древней высокоразвитой цивилизации  являются также находящиеся здесь   повсюду мощные каменные сооружения и другие мегалитические памятники: знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии,  аллея менгиров во французской Бретани,  каменные лабиринты Скандинавии,  Кольского полуострова и Соловецких островов.  Летом 1997 года  орнитологическая экспедиция открыла  подобный лабиринт на побережье Новой Земли.  Диаметр каменной спирали около 10 метров,  и выложена она из сланцевых плит весом 10-15 кг.  Это исключительно важная находка:  до сих пор лабиринты на такой географической широте  никогда и никем не описывались».
Конечно, ученым приходится придерживаться официальной хронологии, чтобы не попасть под критику наемных болтунов и не прослыть «лжеучеными».  Но ведь не зря Гиперборея была отмечена на карте Герхарда Меркатора  1569 года.  Конечно, он пользовался более древними источниками.  Но тысячи лет даже каменные карты не способны сохранятся и это нужно понимать.  И ведь еще в самом начале XVII века Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство» упоминал о временах, когда климатические условия  были другие и потому на Новой Земле еще были города наших предков.
Так когда же на самом деле произошла та самая катастрофа, изменившая климатические условия в Заполярье?  Именно тогда, похоже, что и сместился Северный полюс, который ранее был на территории Гренландии.  Лично я, как и некоторые другие независимые исследователи считаю, что эта катастрофа произошла где-то в районе 1492-1502 гг, потому что на карте Фра Мауро от 1459 года мы можем видеть   множество несуществующих в более позднюю эпоху и ныне неизвестных городов по всей Сибири и Среднерусской равнине, в том числе и вдоль всего Северного морского пути, который в те времена  был еще свободен ото льда.  И, похоже, что это последняя до катастрофная карта погибшей ведической цивилизации «золотого века», которая в современных учебниках названа «античной». 
И так называемая «античность» на самом деле и существовала как раз до этого периода.  А вот после этой катастрофы, в самом начале XVI  века, ослабленную Западную Европу  захватили свирепые гибриды-каннибалы, перебившие почти все остатки мужского населения и ставшие той самой «черной аристократией»  Европы,  которая ныне управляет всей западной цивилизацией  в качестве светской и религиозной власти. Об этом подробно рассказывает в своих постах и роликах А.Лоренц.  И, конечно, этим захватчикам и оккупантам, понадобилась новая версия истории и хронологии.  Вот почему вначале Тит Ливий, реально умерший только в 1547 году, а затем Скалигер с Петавиусом, и начали по указке Ватикана проект фальсификации подлинной истории и хронологии.
 Так что, и комфортный климат в Приполярье и существование легендарной Гипербореи в античные времена —  все это было вовсе не далекие тысячи лет назад, а гораздо ближе к нашему времени.  Только в отличие от всех остальных земель, Гиперборея полностью оказалась на дне наших северных морей, где до сих пор на дне можно увидеть странные структуры явно искусственного происхождения.  Но на ГУГЛ-картах по вполне понятной причине вы их уже точно не увидите.


Рецензии