С Гипербореей связан одиннадцатый подвиг Геракла
У гиперборейцев же Геракл заполучил оливу для разведения ее в балканской Греции с тем, чтобы награждать оливковыми венками победителей Олимпийских игр.
Согласно Вакхилиду, путешествие в Гиперборею совершил и царь лидийцев Крез. После падения Сард под натиском персидской рати он взошел на костер вместе со своей семьей, не желая покориться врагу, однако, был спасен Зевсом, затушившим пламя, после чего Аполлон увез своего любимца на заслуженный отдых в свою северную вотчину:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Нужно отметить, что Крез, согласно древним авторам, и в самом деле всходил на костер, приговоренный к смерти Киром, однако, относительно его дальнейшей судьбы источники расходятся. В любом случае Гиперборея, куда, по Вакхилиду, Стреловержец доставил последнего царя Лидии, может восприниматься в данном случае не как дале-
1 Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ, 1948, №3, с. 248.
2 Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян, с. 475.
3 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972, с. 38-39.
кая, но реальная страна наподобие эллинистической Индии, но в качестве аллегории загробного царства.
Судя по всему, единственным гостем Гипербореи, историческая достоверность которого практически ни у кого не вызывает сомнений, был Аристей Проконнесский. Большинство исследователей склонны, вслед за античной традицией, относить время его жизни к VII в. до н.э. К этой датировке склоняется крупнейший исследователь Аристея Дж. Болтон1. Древнейшее упоминание о нем содержится у Пиндара. Геродот приводит его достаточно подробную биографию.
Согласно Отцу истории, Аристей родился на острове Про-коннес, что в Мраморном море, в семье Каистробия, одного из знатнейших граждан пропонтийского полиса. Он был служителем Аполлона, златокудрого бога света и мудрости, покровителя искусств. Аполлон связывался в мифологии с Гипербореей, и неудивительно, что Аристей отправился на поиски таинственной северной страны, будучи «одержимым Фебом». Последнее замечание Геродота позволяет предположить, что экспедиция Аристея носила не торговый, не дипломатический, но религиозный характер, будучи чем-то вроде паломничества. Впрочем, коммерческие цели его миссии тоже нельзя до конца исключать, если принять во внимание наличие уже к 1000 г. до н.э. у места влияния Камы и Волги крупного торгового и культурного центра, являвшегося «основой восточнорусского бронзового века», на что указывает немецкий историк географии Р. Хенниг2.
По Геродоту, путь до Гипербореи оказался Проконнесцу не под силу, и дошел он лишь до исседонов, по чьим рассказам он и собрал все необходимые сведения для своей поэмы. Внимательное изучение рассказов об Аристее заставляет усомниться в том, что о Гиперборее он знал лишь понаслышке. Аристей обладал множеством нерядовых способностей, которые в античной традиции связывали исключительно с представителями гиперборейского народа.
Среди таких способностей - умение попирать смерть, а также находиться одновременно в двух разных местах (дар билокации). По сообщению Геродота, однажды поэт зашел в городскую сукновальню и там умер. Валяльщик запер свою мастерскую и пошел сообщить горькую весть родст-
1 См.: Bolton J. D. P. Aristaes of Proconnesus. Oxford, 1962, р. 132, 179.
2 См.: Хенниг Р. Неведомые земли. М., 1961, т. 1, с. 94.
венникам усопшего. Прибыв на место, те не нашли там Аристея «ни мертвого, ни живого». При этом находились свидетели, утверждавшие, что лично встречали в эти часы Аристея и даже беседовали с ним - причем, одновременно как близ Кизика, так и на Сицилии. В Проконнесе Аристей вновь появился уже через семь лет, где и сложил свою поэму «Аримаспея». Затем он исчез снова.
Именно поэма «Аримаспея» являлась для эллинов главным источником сведений о Гиперборее. По мнению Дж. Болтона, поэма исчезла еще до основания александрийской библиотеки, и потому вряд ли стоит надеяться, что сколько-либо крупные отрывки из нее могут быть найдены на папи-русах1. Сохранившиеся фрагменты «Аримаспеи» очень малы и их немного. Однако ряд заимствований из поэмы содержатся в произведениях как Пиндара, Геродота и Гелланика и, возможно, Алкмана, так и у Гекатея Абдерского, Дамаста Сигейского, Старшего Плиния, Элиана, Симия, Плавта, Эн-ния, а также Эсхила, описавшего в трагедии «Прометей прикованный» путь Ио через северные страны2.
По Аристею, путь к гиперборейцам лежит через Северное Причерноморье, земли киммерийцев и скифов, затем - через исседонов и одноглазых от рождения аримаспов. Еще севернее обитают «стерегущие золото грифы», а «еще выше за ними», на границе с морем - собственно гипербореи. Все народы, посещенные Аристеем, по его замечанию, весьма опасны и воинственны и все время воют между собой, не ведая перемирий, - все, кроме гиперборейцев, не имеющих врагов и не знающих раздоров. Так в изложении Геродота еще слышны отголоски дельфийских легенд об утопическом «городе Солнца» за пределами известного мира.
Рассказы исседонов о жестоких воинственных антропоморфных существах, по словам Р. Хеннига, «явно расцвечены вымыслами, порой весьма страшными. Можно считать доказанным, что эти вымыслы, как не раз уже случалось, например, в рассказах финикиян в «Одиссее», имели целью отпугнуть чужеземных купцов от поездок в области, особенно выгодные для торговли.
3а исключением этих сказочных сообщений исседонов, поэма «Аримаспея», видимо, не содержит каких-либо неправдоподобных сведений. Несмотря на стихотворную форму и частично легендарный характер, эпос основан на надежных географических и исторических фактах»1.
Путь к гиперборейцам, описанный в «Аримаспее», совпадает с маршрутом передачи гиперборейских даров, приведенным Геродотом. Галикарнасец рассказывает о девушках Гиперохе и Лаодике, которых гиперборейцы послали с дарами на Делос, отрядив с ними для охраны пятерых мужчин. На родину посольство так и не вернулось, и впредь северяне, испугавшись, что посланцев всякий раз может постигнуть такое несчастье, передавали дары для Артемиды по цепочке через своих соседей - аримаспов, исседонов, скифов.
С культовой практикой отправления сельскохозяйственных даров на священный остров Делос из стран, почитавших Аполлона, связана «делосская версия» легенды о Гиперборее, представленная, помимо опиравшихся на поэму Аристея Геродота и Гелланика, Каллимахом, Павсанием, Помпонием Мелой, Плинием Старшим и Гаем Юлием Со-лином. Согласно этой версии, Гиперборея - это уже не мифическая страна, которую не достигнуть «ни вплавь, ни впешь», не обиталище богов и героев «подле возвышенных струй» небесной реки Эридан, но реальная территория, имеющая четкую географическую локацию, а именно - на дальнем Севере, путь к которым лежит через Киммерию и Скифию - уже известные эллинам и римлянам земли. На исходе классической эпохи вопрос нахождения «точных координат» Гипербореи приобретает большое значение и становится предметом острых дискуссий.
Согласно Плинию, сведения о гиперборейских дарах, приводящиеся разными авторами, уже сами по себе являются доказательством существования великой северной цивилизации: «Не следует сомневаться в [существовании] этого племени, - утверждает он, - ведь столько авторов сообщают, что они имели обыкновение посылать начатки плодов на Делос Аполлону, которого они особенно почитают. В течение ряда лет девушки, чтимые гостеприимством народов, приносили их на Делос, но, после того как было грубо попрано [их] доверие, приняли решение складывать эти святыни на ближайших границах соседей, а те относили к своим соседям, и так до самого Делоса. Потом и это вышло из обыкновения»1.
Рассказывая о Гиперборее и нравах ее жителей, Старший Плиний вслед за Геллаником и Мелой помещает эту страну к северу от Скифии, за Рифейскими горами, где солнце светит по полгода, другие же полгода стоит полярная ночь: «За этими [Рифейскими] горами по ту сторону Аквилона2, если верить, существует счастливое, [отличающееся] долголетием племя, знаменитое баснословными чудесами, которое называют гипербореями. Полагают, что там находится мировая ось и наиболее отдаленные круговые пути звезд; в течение полугода и одного дня они лишены солнечного света, а не от весеннего равноденствия до осени, как говорят малосведущие люди; у гипербореев солнце восходит один раз в год во время летнего солнцестояния, заходит один раз в момент зимнего солнцестояния. [Эта] область теплая со счастливой умеренностью климата и отсутствием всяческих вредных ветров» .
Можно заметить, что Гиперборея, описанная Плинием, явно располагается в полярных широтах, где «день» и «ночь», действительно, длятся по полгода. Рифейские горы в античной традиции чаще всего отождествляются с Уральскими, хотя, например, тот же Мела дислоцирует их между Эвксином и Каспийским морем и прямо называет «Кавказскими», что, конечно, не увязывается с его же сообщением о якобы характерных для этих мест шестимесячных дне и ночи.
Свой вариант локации Гипербореи предлагает и ученик Пиррона Гекатей Абдерский, автор утопического романа «О гипербореях», дошедшего до нас в малочисленных фрагментах и ставшего одним из важнейших источников для Плиния и Мелы, а также Диодора Сицилийского. По Гекатею, Гиперборея находится на севере, но значительно западнее - «напротив Кельтики на океане», на острове «не меньше Сицилии» .
Впрочем, многие античные ученые были уверены, что Кельтика находится в непосредственном соседстве со Скифией: «Некоторые утверждали, - пишет, например, Плутарх, - будто земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды и граничит со Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются, и отсюда начинается их передвижение»1. Таким образом, противоречие между свидетельствами древних о локализции Гипербореи не кажется таким уж непримиримым.
Имели место и иные версии. Так, Посидоний был склонен дислоцировать Гиперборею около Альпийских гор Италии; Пифей - около Геркинских Альп к северу от Дуная; Симмий Родосский - близ Вавилона. В эпоху эллинизма «гиперборейская география» расширилась еще значительнее.
Свидетельство о публикации №125040704438