Когда же существовала Гиперборея?

 
Представления о Гиперборее, стране за бореем, северным ветром, сложились у греков еще в архаический период. По указанию Геродота, о жителях этой страны рассказывается и в киклической поэме «Эпигоны», и у Гесиода. Во всяком случае, в гесиодической поэме «Каталог женщин» VI в. до н.э. они, действительно, упоминаются:
Гипербореев затем племена пышноконных узрели.
Матерь-Земля многодетная их родила щедросевных
Подле возвышенных струй глубеводной реки Эридана ...

Фигурируют они и в «гомеровском» гимне «Дионис и разбойники»:
Твердо надеюсь: в Египет ли с нами прибудет он, в Кипр ли,
К гиперборейцам, еще ли куда, - назовет наконец он
Нам и друзей и родных и богатства свои перечислит2.
На ранних порах гипербореи связывались у греков почти исключительно с культом Аполлона, что нашло отражение в мифологии.
Гиперборея, согласно преданиям, была родиной богини Лето, дочери титана Кея и Фебы. Зевс овладел ею, обратившись перепелом. Спасаясь от преследований обезумевшей от ревности Геры, Лето приняла облик волчицы и, проделав двенадцатидневный путь от Гипербореи до острова Делос, разрешилась там от бремени, родив божественных близнецов - Артемиду и Аполлона. Помощь в родах оказала ей богиня-родовспомогательница Илифия, специально для этого прибывшая из той же Гипербореи.
Из Гипербореи явился в Дельфы и сам Аполлон. Согласно Алкману, сразу после рождения юный бог был оснащен Зевсом золотой лирой и запряженной лебедями колесницей и направлен в Дельфы и к среброводному Кастальскому источнику, чтобы вещать оттуда «правду и правосудие всем эллинам». Вопреки воле отца тот, однако, немедленно отправился в Гиперборею и прорицал там целый год, преж-
1 Гзсиод. Полн. собр. текстов. М., 2001, с. 137.
2 Эллинские поэты 1-111 вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. М., 1999, с. 167.
де чем решил, что пора бы уже и «зазвучать дельфийским
1
треножникам» .
Именно в Дельфах сформировалось представление о Гиперборее как о благословенном крае, где люди не ведают невзгод и живут счастливой, полной жизнью, так называемая дельфийская версия гиперборейского мифа (здесь и далее мы используем терминологию, предложенную А.И. Доватуром, различающим дельфийскую и делосскую версии гиперборейского мифа. Дельфийская версия «создала представление о гипербореях как о счастливом и святом народе, наделенном всеми мыслимыми добродетелями и идеальными качествами, проводящем веселую и беззаботную жизнь, не требующую трудов». Делосская версия «связана с совершенно реальной культовой практикой: посылкой сельскохозяйственных даров на Делос»)2. О «гипербореях, служителях Аполлона» пел Пиндар, описывая их веселое и беззаботное бытие вдалеке от цивилизации, жизнь, в которую не вмешиваются ни болезни, ни войны:
Ни вплавь, ни впешь
Никто не вымерил дивного пути
К сходу гипербореев ...
Там стожертвенным приношением богу
закалывались ослы,
Там длящимся весельям и хвалебным словам
Радуется Аполлон ...
Ни болезни, ни губящая старость
Не вмешиваются в святой их род.
Без мук, без битв
Живут они, избежавшие
Давящей правды Немезиды3.
Поэтому гиперборейцы живут по тысяче лет, а смерть приходит к ним лишь когда они пресытятся жизнью.
Гиперборея сразу после рождения Аполлона становится для него любимым местом на земле. У гиперборейцев он скрывается после ссоры с Зевсом из-за убитого тем Аск-лепия. У гиперборейцев же прячет он свою знаменитую стрелу, которой, мстя за своего сына, истребил киклопов,
1 Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996, с. 468-469.
2 См.: Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982, с. 265-266.
3 Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980, с. 109-110.
сковавших Зевсу Перун. Стрела эта, замечает А.Ф. Лосев, «все еще малоотличима от солнечного луча, то животворящего все живое, то убивающего своей силой»1.
В архаическую эпоху, когда жили Пиндар и Алкман, гиперборейцы еще не имели, так сказать, ни прописки, ни национальности, не идентифицируясь с какими-либо конкретными народностями, проживающими в хотя бы теоретически доступной области ойкумены. Греки считали их сказочными «небожителями», людьми Аполлона, у которых он периодически гостит и набирается вдохновения, сама же Гиперборея рисовалась им как некая сакральная страна на краю света, недоступная простым смертным. Нечто вроде Островов Блаженных или Елисейских полей.
По сути, четкая географическая локализация стране гипербореев и не требовалась. «В географии античных гиперборейцев самое важное - прежде всего определенного типа человеческая жизнь, а уже потом - фиксация той или иной местности в известном или неизвестном тогда географическом мире, - утверждает А.Ф. Лосев. - В этом смысле гиперборейцы отнюдь не являлись каким-нибудь единственным народом. В античной мифологии о гомеровских киконах, лотофагах, киклопах, лестригонах, феаках тоже делались те или иные географические заключения, но, конечно, древнего грека прежде всего интересовал здесь тот или иной тип социальной жизни. К числу таких же народов надо относить и пигмеев, о географии которых тоже имелось достаточно много, и притом различных, указаний. Сюда же надо отнести и эфиопов, друзей богов, у которых гомеровские боги так любят пировать... Все эти и подобные народы интересны для нас в мифологии в первую очередь как символы того или иного типа человеческого общежития, а уж потом можно рассматривать географическое их размещение»2.
Отголоски дельфийских преданий о Гиперборее мы находим у Гекатея Абдерского, описывавшего страну Аполлона как прекрасный далекий остров в океане, который «обладает хорошей почвой и плодороден. А еще его отличает умеренный климат, ежегодно приносящий двойной урожай». На этом острове есть «и великолепный священный участок Аполлона, и замечательный храм, украшенный
1 Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян, с. 484.
2 Там же, с. 481 -482.
многими дарами и круглый в плане», а также священный город, большинство жителей которого - кифаристы, и «играя непрерывно в этом храме на кифаре, они поют богу гимны, прославляя его подвиги»1. Возможно, именно по этой причине сребролукий бог света каждую зиму оставлял свои Дельфы и прилетал на отдых в гиперборейские пределы - ему хотелось побыть среди поэтов, певцов, философов, каковых в ту пору в Элладе, очевидно, было мало, а то и не было вовсе.
Неудивительно, что большинство гиперборейцев, посещавших эллинские земли - в родстве с богами или, как минимум, водят с ними дружбу.
Таковы Зет с Калаисом, «Бореевы чада», участники похода аргонавтов, о которых повествует Аполлоний Родосский. Согласно схолиасту к Аполлонию, в отряд аргонавтов они прибыли именно из Гипербореи, о чем свидетельствуют Фанодик и Дурид Самосский2.
Таковы Арга и Опида (Упис), с дарами для Илифии прибывшие на Делос из Гипербореи в компании своих богов -Аполлона и Артемиды. По легенде Опиду, дочь Борея пытался изнасиловать Орион, но Артемида заступилась за свою землячку и застрелила великана из лука.
По сведениям Павсания впервые о гипербореях сообщил в гимне к Ахейе легендарный поэт Олен, предшественник Памфа и Орфея. Самого Олена Павсаний вслед за Геродотом считает ликийцем, приводя также и мнение дельфийской пифии Бойо, которая называла Олена в ряду гиперборейцев, прибывших в Дельфы и основавших там Дельфийское про-рицалище. Анатолиец цитирует стихи пророчицы:
Так многославное тут основали святилище богу
Дети гипербореев, Пагас со святым Агийеем. ...
Так же Олен: он первым пророком был вещего Феба,
Первый, песни который составил из древних напевов3.
Как мы видим, Бойо приписывала Олену не только гиперборейское происхождение, но и роль культурного
1Подосинов А.В. Гекатей Абдерский. О гипербореях // Труды кафедры древних языков. Вып. III. М., 2012, с. 155-156.
2Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян, с. 475.
3Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. М., 2002, т.2, с. 251.
героя, коль скоро именно он ввел в Греции культ Аполлона и изобрел размер для эпической поэзии.
От гипербореев же, возможно, перешли к грекам и представления о потустороннем мире, без сомнения, играющие роль важнейшего культурного паттерна. В этой связи заслуживает внимания сообщение в псевдо-плато-новском «Аксиохе» о гиперборейцах Описе и Гекаэрге, которые привезли со своей родины на Делос две медные таблички, содержащие описание подземного обиталища, куда отправляются души после высвобождения из тела.
Сверхчеловеческие качества гиперборейцев подчеркиваются и в рассказах об их счастливом появлении в самые ответственные и напряженные моменты истории. Подобное событие произошло, например, во время обороны Дельф от галатов, намеревавшихся разграбить сокровища Аполлона. По уверениям Павсания, в разгар сражения в строй агрессоров ударила молния, и на их головы посыпались камни с Парнаса, и тогда «перед варварами явились, как привидения, вооруженные воины», двое из которых, Гипе-рох и Амадок, явились на битву непосредственно из страны гиперборейцев, третий же был Пирр (Неоптолем), убийца Приама, сын Ахилла и Ифигении1.
Таким образом, можно заметить, что по представлениям греков, сформировавшимся в архаическую эпоху, Гиперборею населяют боги и герои, время от времени вмешивающиеся в жизнь эллинов, открывающие им тайны мироздания и оказывающие помощь в трудную минуту. Следуя эвге-меристической традиции, легко представить на месте этих богов и героев представителей более развитой цивилизации, обожествленные греками за их заслуги и благодетельство.
Важно отметить, что многие «учителя Греции», несшие непонятные и недоступные эллинам мудрость и магические способности, согласно античной традиции, имели северное происхождение и тяготели к Аполлону. По словам шведского историка Я. Киндстранда, «когда в Греции объявлялись варвары, известные своей мудростью, они всегда приходили с Севера, и их мудрость всегда проявлялась в религиозной сфере, связанной в большинстве случаев с
1 См.: Павсаний. Описание Эллады, т. 1, с. 28.
культом Аполлона» . Да и сам Аполлон, культ которого распространился в греческом мире лишь по истечении «темных веков», выглядел в олимпийском пантеоне своего рода «инородцем».
По наиболее распространенной гипотезе, высказанной П. Кречмером, а до него - У. фон Виламовиц-Мёллендор-фом, греки заимствовали культ Аполлона из Малой Азии, неслучаен один из его наиболее частых эпитетов - «Ли-кийский». Аполлон отождествляется здесь с Апалиунасом, почитаемым в Вилусе, догреческом Илионе2. Сторонником восточной гипотезы являлся М. Нильссон, также склонный отождествлять хеттского бога ворот Апулунаса (Апалиу-наса) с Аполлоном3. След малоазийского божества Апалиу-наса оставлен, по-видимому, и в «Илиаде», где Аполлон выступает защитником троянцев.
Но не менее настойчиво Аполлон связывается исследователями и с Севером Ойкумены. Еще в начале 40-х гг. версию о нордическом происхождении этого бога высказал А. Краппе, проведший очевидные параллели между образом Аполлона и религиозными представлениями жителей Северной Европы, тогда как с гипербореями связывает происхождение аполлонического культа Ю.В. Откупщиков. Например, Б.А. Рыбаков находит соответствие между Аполлоном и русским летописным Дажьбогом-Солнцем4. Нередко высказывается версия о «сборном» характере образа Аполлона, «прототипами» которого могли выступить сразу несколько богов - как дорийских и малоазийских, так и гиперборейских. И «гиперборейский Аполлон», о котором писали Пиндар и Алкей, вполне мог являться совершенно отдельным богом. «По всей видимости, греки, слыша о нем от миссионеров вроде Абарида, отождествили его со своим Аполлоном, возможно, из-за сходства имен, если Краппе прав, предполагая, что этот бог - властитель Абала, «яблочного острова»,
1 Цит. по: Дремин Г. Анахарсис - человек и легенда / URL: http://annales.info/ skif/ small/anaharsis.htm.
2 См.:Kretschmer P. Alaksandus, K;nig von Vilusa // Glotta, 1924, Bd., XIII, S. 205-213.
3 См.: Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1998, с. 109.
4 Krappe A.H. Classical Philology. Vol. XXXVII, 1942, № 4, р. 353-370; Откупщиков Ю.В. Аполлон (мифолого-этимологический этюд) // Античный мир: Проблемы истории и культуры. СПб., 1998, с.35-42; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994, с. 268.
средневекового Авалона, и узаконили его подлинность, выделив ему место в легендарном храме Делоса»1.
Чудотворец Абарис, упомянутый Э. Доддсом, стоит в ряду посетивших Грецию гиперборейцев несколько особняком - его имя фигурирует в таком большом количестве источников, что в его реальном существовании сомневаться весьма затруднительно. Скепсис в этом отношении допускал разве что Геродот, однако, в равной степени он не верил и в существование самих гипербореев - это-де абсурдно, ибо нарушает правила симметрии: «Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие - на крайнем юге»2, но о них история умалчивает.
Согласно Пиндару, Абарис появился в Элладе при лидийском царе Крезе, т.е. в промежутке между 560 и 546 гг. до н.э. Известен он был тем, что «странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался» .
Целью поездки Абариса в Грецию был не «интеллектуальный туризм» и желание посмотреть мир (в подобные поездки отправлялись греки, но не варвары) и вряд ли только «восстановление дружбы и родства с делосцами», на чем настаивает Диодор - будучи жрецом Аполлона, Абарис, очевидно, выполнял в Греции какую-то функцию, связанную с отправлением культа.
Если верить древним авторам, целью Абариса было ни больше ни меньше как спасение человечества.
По указанию афинского грамматика Гарпократиона, Абарис прибыл послом от гипербореев во время распространившейся по всей земле моровой язвы, чтобы совершить моление Аполлону.
С собой он имел некую стрелу, с которой никогда не расставался и которая помогала ему и преодолевать реки, моря и бездорожья, и ориентироваться на местности; с ее же помощью он «производил очищения, изгонял чуму и отводил ветры от городов». Санитарно-эпидемическая миссия Абариса оказалась успешной: «Лакедемон после произведенного им в этой земле очищения уже не заражался чумой, тогда как прежде эта болезнь часто поражала его из-за того, что он расположен в неудачном месте: над ним
возвышаются Тайгетские горы, и стоит отметить, что это создает духоту. Абарид также очистил Кносс на Крите. Известны и другие свидетельства способности Абарида производить очищения»1.
Рационального объяснения, как оказались возможны подобного масштаба эпидемиологические мероприятия, проводимые отдельно взятым специалистом, у нас нет. Можно лишь предположить, что страна Гиперборея обладала более совершенной медициной, нежели Эллада. Доступные им представления о гигиене и санитарии станут достоянием просвещенной Европы лишь в Х1Х-ХХ вв.
Абарис вошел в народную память и как предсказатель будущего. Согласно Ликургу Афинскому, став боговдохно-венным, Гипербореец «изрекал оракулы и прорицания»2. Порфирий и Ямвлих сообщают, что, подобно Пифагору, Абарис обладал способностью безошибочно прогнозировать землетрясения. Об умении Абариса предсказывать землетрясения, а также моровые болезни и небесные явления свидетельствует и Аполлоний Парадоксограф3. О чудесах знаменитого северного провидца и их возможном рациональном истолковании можно прочитать в статье О.А. Матвейчева «Семь чудес гиперборейца Абариса»4.
Подобные предсказания могут рассматриваться как прогнозы, которые делаются на рациональном, научном («научном») основании. Современному человеку не кажется удивительным умение ученых предсказывать начало эпидемии или природные катаклизмы. Вполне вероятно, что определенной научной базой для такого рода прогнозов обладали и гиперборейцы.
Абарис так и остался для греков самым знаменитым гиперборейцем, посетившим их края. Возможно, это объясняется также и длительностью его пребывания в Элладе -Воздухоходец успел совершенно натурализоваться и вписаться в греческое общество. Этот факт подчеркивал, например, софист Гимерий: «Говорят, что мудрец Абарис был родом гиперборей, а по языку - эллин; по одежде и внешнему виду - скиф, но чуть только пошевелит языком, - его слова казались исходящими из среды Академии и самого Ликея»1.
Существуют, правда, сообщение Евсевия Кесарийского о том, что выходцами из Гипербореи являются все делосцы. ««Это одинокое свидетельство, но оно характерно» -замечает А.Ф. Лосев.
О посещениях Гипербореи греками известно крайне мало. Сказочная, таинственная страна Гиперборея, в представлении древних, и посещалась разве что богами и легендарными героями. До пределов Гипербореи, согласно Эсхилу, доходила в своих скитаниях дочь речного бога Иноха, жрица аргивской Геры Ио. Посетить эту северную страну удалось уже потомкам Ио - Персею, где он боролся с Горгонами и Гераклу.


Рецензии