От Геродота до неоязычества

От Геродота до неоязычества.

Некоторые мифические страны часто вспоминают до сих пор. Шамбала, Агарта, Лемурия, Авалон, Эльдорадо, Атлантида постоянно мелькают в фантастике о расхитителях гробниц, героическом фэнтези и псевдонаучных передачах на телевидении.
В список входит и Гиперборея, рассказы о которой особенно популярны в России: вспомним хотя бы безумные байки о том, что гиперборейцы — предки славян. Но как так получилось, что мифическую страну древних греков до сих пор так часто вспоминают? Приготовьтесь, это странная история, в которой замешаны древние греки, оккультисты и даже нацисты.
 
Гиперборея
За северным ветром
Самые ранние известные нам упоминания Гипербореи встречаются в «Истории» Геродота, написанной в V веке до нашей эры. В ней автор ссылается на источники подревнее — давным-давно утерянные произведения вроде неизвестной поэмы Гесиода и почти целиком утраченной эпической поэмы «Эпигоны» то ли Гомера, то ли другого автора.
Но Геродот не особо доверял этим источникам и потому сильно сомневался в существовании Гипербореи. Тем более что всякий, кто писал о гиперборейцах, никогда их лично не встречал.
Геродот упоминал, что большую часть знаний о Гиперборее греки получили от народа исседонов. Они обитали дальше скифов, которые к тому моменту расселились от Северного Причерноморья до границ Алтая. Сказания исседонов в своей утерянной «Аримаспее» то ли в VI, то ли в VII веке до нашей эры записал Аристей Проконнесский, и позже на неё ссылался чуть ли не каждый, кто хоть что-то рассказывал о гиперборейцах.
Уже это питало сомнения Геродота: ещё его современники в V веке не особо верили в реальность путешествия Аристея, к тому же никто не понимал, кого он называл исседонами.
Ещё некоторые древние предания о гиперборейцах, писал Геродот, сохранились на острове Делос в Ионическом море. Согласно делосским рассказам, выше скифских племён поселились исседоны. Выше исседонов — одноглазые аримаспы, храбрые коневоды. Выше аримаспов — стерегущие золото грифы (так Геродот называл грифонов), с которыми аримаспы постоянно воевали.
А выше грифонов, перед самым океаном, в своих городах мирно жили гиперборейцы. И о них, по словам Геродота, ничего не знали даже скифы — ближайший из хорошо известных грекам народов тех мест. Название их страны, Гиперборея, буквально означало «за северным ветром».
 
Аримаспы борются с грифоном
Согласно делосским преданиям, некогда на остров с Гипербореи прибыли две девушки, Арга и Опис. Явились они ровно в момент появления на Делосе Аполлона и Артемиды, поэтому островитяне впоследствии почитали двух гипербореек как посланниц богов. Девушки остались на Делосе до конца своих дней.
После них, как написано в геродотовой «Истории», к Делосу отправились странницы Лаодика и Гипероха с пятью спутниками. Девушки остались на острове, но пятеро сопровождающих, вопреки обязательствам, так и не вернулись с новостями в Гиперборею. Молодые гиперборейцы начали состригать по локону своих волос и отправлять их к делосским могилам Лаодики и Гиперохи.
Никто не знал, почему пятеро спутников странниц исчезли: все на севере думали, что их, возможно, кто-то схватил. Поэтому правители Гипербореи начали через исседонов рассылать всем народам мира дары, завёрнутые в пшеничную солому. Считалось, что благодаря ним с гиперборейскими путниками потом не случалось ничего плохого.
 
Аполлон и Артемида
Немного больше о деталях жизни гиперборейцев рассказывали другие греческие авторы.
В Древней Греции Гиперборею связывали прежде всего с мифами об Аполлоне и Артемиде. Одни истории говорят, что оттуда родом их мать — богиня Лето, родившая близнецов на острове Делос. Другие сообщают, что из тех краёв пришла богиня рожениц Илифия, которая помогала Лето с родами.
Ещё в некоторых говорится, что из Гипербореи пришли сами Аполлон с Артемидой, а Арги и Опис прибыли на Делос вместе с ними, чтобы научить местных поклоняться новым богам. Согласно одному из вариантов мифа о Персее, тот убил горгону у границ страны гипербореев.
У Аполлона же, судя по греческим сказаниям, Гиперборея — любимое место. То ли потому, что эти земли были благословенны, то ли потому, что ему там все поклонялись.
В греческих мифах Аполлон постоянно возвращался в страну гипербореев. Именно туда он отправился прорицать ещё до того, как прибыть в Дельфы, куда Зевс ему приказывал немедленно явиться безо всяких остановок. Именно там Аполлон скрывался после убийства бога медицины Асклепия. После падения великого города Сарды именно туда он увёз своего любимца, баснословно богатого царя Крёза. Позже Аполлон время от времени приезжал в Гиперборею развеяться и набраться вдохновения.
Абарис, самый легендарный жрец культа Аполлона, тоже был родом из Гипербореи. Он летал по Греции верхом на золотой стреле, предсказывал будущее и лечил эпидемии. К тому же он никогда ничего не ел и жил больше четырёхсот лет.
 
Артемида, Аполлон, Гермес и молодой воин
Гиперборею упоминали ещё в нескольких мифах. В этой стране Геракл преследовал керинейскую лань с золотыми рогами, похищал яблоки Гесперид и доставал оливы, чтобы впервые привезти их в Грецию. Аргонавты Зет и Калаид родом из Гипербореи, как и легендарный поэт Олен, считающийся первым жрецом Аполлона. До неё доходила в своих странствиях Ио, дочь речного бога Инаха. Гиперборейцы Гиперох и Амадок якобы защищали Дельфы от вторжения кельтов-галатов в 279 году до нашей эры.
Сами гиперборейцы подробнее всего описаны в текстах, посвящённых их происхождению. У ряда греческих авторов они, как и остальные народы с четырёх краёв земли, — божественного происхождения. Цари Гипербореи будто бы ведут свой род от олицетворения северного ветра Борея и богини снега Хион. Грамматик II века Элий Геродиан считал, что благодаря божественному происхождению они вырастали до трёх метров в высоту. Поэт Ференик объяснял их родственность богам тем, что гиперборейцы вышли из крови титанов.
Гиперборейцев обычно описывали как народ, подобный Аполлону — радостный, беззаботный и вечно юный. Греки считали их во всём лучше себя. Они жили невероятно долго и умирали лишь после того, как пресыщались всеми возможными наслаждениями и сбрасывались со скалы в море.
Поэт Пиндар в V веке до нашей эры описывал гиперборейцев как недостижимый идеал для смертных — вроде таких героев, как Персей. В его произведениях они — крайне просвещённая северная каста жрецов, посвящавшая всё время музыке и воспеванию богов. Поэт помещал Гиперборею возле истоков Дуная, который начинался, как считали греки, где-то на северо-западе Европы. А вот скифов Пиндар считал нецивилизованными — полной противоположностью величественных гиперборейцев.
 
Геракл ловит керинейскую лань
Иногда греки упоминали Гиперборею в качестве синонима «далёкой-далёкой земли». Так, в одном из поздних «Гомеровских гимнов» (которые, кстати, написал не Гомер) бог Дионис угрожал пиратам отправить их в «Египет, Кипр, а, может быть, ещё дальше — в страну гиперборейцев или за её пределы».
Поэт Антимах Колофонский, живший в IV веке до нашей эры, судя по всему, объединял в своих сочинениях аримаспов и гиперборейцев. Другие могли последовать его примеру, что ещё сильнее запутывает эту сложную историю.
Гекатей Абдерский, историк III века до нашей эры, посвятил этой чудесной стране целый философский утопический трактат, названный «О гиперборейцах». Там он рассказывал, что Гиперборея — это на самом деле крупный остров возле Кельтики, которая располагалась на месте современных Франции и Западной Германии. Правда, как и другие труды о Гиперборее, трактат дошёл до нас только в виде упоминаний в других источниках.
Больше всего о географии Гипербореи в Античности рассказывал римский историк Плиний Старший в начале I века нашей эры. Он вторил историку Дамасту Сигейскому, которого обучал сам Геродот. Оба утверждали, что Гиперборея расположена на севере за некими Рифейскими горами, возле которых в степях жили скифы.
Плиний писал, что климат в землях гиперборейцев превосходный. Солнце там якобы восходит в середине лета, светит шесть месяцев подряд и заходит в середине зимы. Аргиппеи, жившие у Геродота западнее исседонов, теперь располагались западнее самих гипербореев. Они, как и у «отца истории», — народ миролюбивых вегетарианцев, у которых вообще нет оружия. Причём аргиппеи, как считал Плиний, похожи на гиперборейцев.
 
Возможно, так себе представлял мир Геродот
Это всё, что мы знаем о Гиперборее от людей, хоть что-то слышавших о ней из более древних источников. Остальное — лишь трактовки.
Terra Incognita
Перед рассказом о том, как Гиперборея закрепилась в поп-культуре, следует вспомнить самые реалистичные трактовки легенд о ней. Ведь нашли же поселение на месте Трои, в реальности которой историки тоже долго сомневались. Правда, эта Троя имела мало общего с мифами о Троянской войне.
Начнём с анализа историй Аристея, написавшего свою «Аримаспею» примерно в VI–VII веках до нашей эры. Древнее историй о Гиперборее мы попросту не знаем.
Уже тот факт, что Аристея цитировали, наталкивает на мысли о его нереальности. Дело в том, что древнегреческие авторы любили псевдоэпиграфику, то есть выдумывали источники и выдавали их за реально существующие. Так, в Античности ссылались на произведения легендарного Орфея, мифической пророчицы Сивиллы, выдуманного Гермеса Трисмегиста; на ненастоящие тексты Гомера и Гесиода, на Псевдо-Аристотеля.
 
Гермес Трисмегист
Для понимания масштабов этого явления: в постаристотелевскую эпоху греческие преподаватели часто задавали на дом составлять «красивые» ссылки на выдуманные тексты. Считалось, что от этого речи ораторов звучат куда драматичней, а придуманные ссылки намного лучше подчёркивают позицию автора по какому-либо вопросу. Именно из-за этого невозможно установить точную датировку эллинических текстов.
Словом, Аристея, возможно, выдумал сам Геродот. По версии последнего получается, что главный источник всех знаний о происходящем за скифскими территориями — это Аристей. Но в «Истории» западнее исседонов есть народ аргиапеев — мирных вегетарианцев, которые улаживают конфликты вокруг. Их общество очень похоже на утопическое, а при описании таковых греки особенно часто прибегали к псевдоэпиграфике. Они считали, что об утопии лучше рассказывать, приводя в пример хотя бы выдуманное место.
Допустим, тексты Аристея не придуманы Геродотом — всё равно сейчас это не установить. Тогда одно самых любопытных объяснений его мифа о Гиперборее таково: он попросту ездил на восток и слышал рассказы о Китае. Популяризировали эту идею востоковед Жозеф де Гинь в XVIII веке, географ Вильгельм Томашек в XIX веке и историк Джеймс Болтон, который в XX веке исследовал проблему реальности Аристея.
Болтон писал, что Аристей вообще мог не вернуться из второго путешествия и закончить свои дни в Китае. В X веке до нашей эры ко двору легендарного китайского правителя Му-вана с запада прибыл некий чудотворец Хуа-жэнь, чьё имя означало «Искусен в превращениях». Он, например, учил Му-вана выходить за пределы своего физического тела и душой воспарять в небеса — это частый шаманский ритуал, который потом практиковал сам Лао-цзы.
 
Китайские бронзовые фигуры тигров. Примерно 900 год до нашей эры
А ещё античные греческие авторы ни разу не писали, что Аристей называл гиперборейцев северным народом. Он сообщал лишь о том, что она «выше» скифов, а это в представлении древних греков вполне могло значить «восточнее», а не «севернее».
К тому же Плиний Старший считал Рифейскими горами Урал. Античные авторы отмечали, что Борей правил не северным ветром, а северо-восточным. Ещё он был богом-коневодом, что можно посчитать намёком на его связь с народами Великой степи, раскинувшейся от Венгрии до Маньчжурии.
 
Борей похищает Орифию
В такой трактовке земли исседонов, самая крайняя точка путешествия Аристея, находятся восточнее Скифии. То есть исседоны — это либо кочевое племя усуней, про которое мы знаем в основном из китайских летописей, либо ещё какой-то народ, живший на юге Сибири.
Тогда аримаспы — это предки гуннов или не слишком хорошо исследованные племена андроновской культуры, которые в XVII–XII веках до нашей эры жили на юге Западной Сибири и Урала, а также на территории современного Казахстана. И, возможно, на одном из иранских языков их имя на самом деле означает не «одноглазые», а «любители лошадей».
Тогда грифоны — представители пазырыкской культуры. Они добывали золото на Алтае, который тоже можно отождествить с Рифейскими горами. Почему тогда в легендах исседонов они превратились в грифонов? Всё просто: исседоны, скорее всего, жили в степи и, как прочие степные народы, любили золотые изображения грифонов.
Главным источником северо-восточных ветров в Великой степи могли посчитать Джунгарские Ворота — узкий горный проход между Джунгарским Алатау и хребтом Барлык, из которого постоянно дуют очень сильные ветры. А страна, скрытая от таких ветров, — Китай.
 
Джунгарские ворота
По другим версиям, Рифейские горы — это Кавказ, и гиперборейцами называли неизвестный народ этой местности или восточного побережья Каспия.
Можно подозревать, что Гиперборея — это лишь выдумка исседонов. В киргизско-казахских степях издавна распространены мифы о сторожащих золото фантастических птицах, одноглазых великанах, грифонах и прочих существах. Их сюжеты вполне могли лечь в основу истории о Гиперборее, если Аристей действительно заезжал к исседонам.
Хотя, возможно, Аристей вообще не выбирался дальше скифских степей. В геродотовском описании того, как он в облике ворона прибыл в страну греков-метапонтийцев на юге Италии, чувствуется влияние тамошних шаманских практик. Аристей мог рассказать о ритуалах при помощи истории о путешествии в далёкие страны, а местные легенды показать через призму греческих мифов.
Впрочем, как мы уже писали, сомневаться можно даже в существовании самого Аристея. Не исключено, что Гиперборею целиком придумали прямо в Греции: например, именно на Крите времён минойской цивилизации (XXVIII–XV века до нашей эры) начали создавать сюжеты о грифонах, стерегущих золото.
 
Сибирский шаман
Если предположить, что Аристей или кто-то другой описывал не восточные, а северные земли, то у нас останется ещё меньше зацепок. Уже не получится опереться на рассказы других народов, как в случае с возможными прообразами исседонов, аримаспов и грифонов. В «северной» версии греки могли называть гиперборейцами даже ближайших соседей.
Рифейские горы, откуда текут скифские реки, со страной гипербореев начал отождествлять ещё ученик Геродота. Остальные занялись этим достаточно поздно — где-то с I века нашей эры. Упоминание островной Гипербореи встречалось только у Гекатея Абдерского, в словах которого крайне трудно искать правду: греки любили не только придумывать источники, но и целиком переделывать старые истории на свой лад, чтобы рассказать о своих философских воззрениях на утопии.
Связь с Аполлоном может подтверждать версии греческих авторов, отождествлявших Гиперборею с Фракией или Дакией: именно оттуда могли принести концепцию этого бога. А то и вовсе Аполлона связали с мифом о Гиперборее лишь потому, что ему в Элладе начали поклоняться позже, чем многим другим олимпийским богам. Логика такова: если бог чуждый, значит, он пришёл из какой-то чудесной страны, где всё обустроил по своему вкусу.
 
Аполлон, убивающий Питона
Если вспомнить, что большая часть информации о Гиперборее не правдивее историй о войнах грифонов с народом одноглазых, то прототипом гиперборейцев может быть чуть ли не любой древний народ, живший севернее греков. Ими вполне могли быть кельты, причём даже не британские, а те, что жили за Дунаем.
Ещё легенда о Гиперборее может быть отзвуком столкновения представителей индоевропейской языковой группы, из которой потом вышли греки, с финно-угорскими племенами в третьем-втором тысячелетии до нашей эры.
В любом случае Гипербореи, которую описывали греки, не существовало. Она не более реальна, чем четырёхсотлетний чародей, летающий верхом на стреле. Это просто сказочная страна, придуманная по мотивам историй о каком-то настоящем народе. Выдумка, обросшая слоем других выдумок — с крохотным зерном истины, которое ныне найти невозможно.
Да и вообще искать высокотехнологичную древнюю цивилизацию при помощи мифов и сведений из утерянной книги автора, которому не особо доверяли даже две с половиной тысячи лет назад, — это не особо научно. Тем более что большинство трактовок мифа о Гиперборее связаны скорее с изменениями в культуре и попытками показать прошлое сквозь призму своей идеологии.
 


Рецензии