Японский сонет. Статья
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хочу рассказать Вам о Японском сонете, который ещё называют Японским альбомным сонетом или ренга (нанизавание строк).
Если кратко, то ЯС — наша русская твёрдая форма, родившаяся на Стихире в 2006 году.
Это тем более приятно, поскольку последней твёрдой форма была “онегинская строфа”, созданная 200 лет назад А.С.Пушкиным.
.
Что же такое Японский сонет?
Рассмотрим его структуру.
В ЯС входят 2 хокку и 2 усечённые танки.
А главное — в сонете появились: размер дактиль и рифма.
Вот как об этом пишет Отоги Боко: http://stihi.ru/2009/06/21/4166
“… Огромное количество импровизаций, видений, вариантов на начальном этапе существования японского сонета вдруг сфокусировались на дактиле. Практически независимо друг от друга Светлана Осеева (Лепесток Хэ), Татьяна Ладошкина (Ё.Ё.), Дмитрий Лавров написали миниатюры в одном размере:
.
Осеева Светлана
ПЁРЫШКО, ТУШЬ
.
Что мне заботы?
Или затменье Луны,
Мёртвые осы?
Сладкие соты
мёдом и счастьем полны -
Щедрая осень...
Льётся целебный янтарь
в горькую душу -
другом мне присланы в дар
Пёрышко с тушью...
.
Татьяна Ладошкина
ПРОСТО СНЫ
Спит поэтесса.
Время четвёртой луны,
Пыль на коленях.
В роще у леса
Мох целовал валуны.
День откровений.
Словно ответ на вопрос,
Радостью редкой -
Песни для шёлковых кос
Марионетки.
.
Дмитрий Лавров
ЭМИГРАНТЫ
В небе высоком.
КрУжится тихо перо
В плавном паденье.
Юг так далёко…
Будет родимый порог
Ждать возвращенья.
Сквозь расстоянья, года –
Путь хоть и труден –
Птицы вернутся всегда.
Птицы - не люди…
.
Правда красиво?
Зарифмованные два хокку и две усечённые танки дали возможность появиться новой твёрдой форме — Японский Сонет.
.
Но что же такое “хокку” и как оно пишется?
Приведу примеры хокку японского поэта Мацуо Басё.
***
Месяц со стыда
Скрылся в облаках совсем.
Так красив цветок!
***
Летняя ночь и ты.
Раз ударишь лишь в ладонь
И уже светло!
***
Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда.
Так сияет храм!
***
Высока вода!
И в пути придется спать
Звездам по скалам.
.
Перевод Г.О.Монзелера.
.
Итак.
ПРАВИЛА ДЛЯ ХОККУ:
1. В хокку 3 строки, 17 слогов, схема: 5-7-5
2. Только ДВА предложения!
3. 1-я строка хокку — это сезонное указание.
4. В хокку — не более одного глагола, а лучше без них.
5. Время настоящее, запечатляющее момент. Как у импрессионистов.:))
6. Не желательны местоимения и уменьшительно-ласкательные слова.
7. Запрещены слова не имеющие материальной основы, типа: тоска, страсть, мечты.
7. Нужно обходиться без метафор в строке. Само хокку должно создавать новый образ.
8. Два предложения в хокку строятся, как теза и антитеза.
Подробнее о хокку можно прочесть в статье Яна Кауфмана “Хокку на все случаи жизни... и смерти”: https://proza.ru/2024/08/20/1191
.
Но возвращусь к Японскому Сонету, который покоряет своим изяществом, глубиной и минимализмом.
Рассмотрим каким требованиям он должен соответствовать.
ПРАВИЛА ДЛЯ ЯПОНСКОГО СОНЕТА
1. Размер: дактиль (ударения на 1-4-7 слогах)
2. 10 строк
3. Сонет состоит из двух хокку и четверостишия (две усечённые танки)
4. Два хокку срифмованы между собой. Рифмовка: АВС АВС.
5. В четверостишии: схема слогов: 7-5-7-5 или 5-7-5-7. Рифмовка DEDE.
6. В четверостишии разрешены глаголы.
И ещё, главное:
7. В ЯС, как в классическом сонете должны быть теза, антитеза, синтез и развязка.
И ещё совет от Дмитрия Лаврова:
“Тем, кто решит попробовать себя в этой форме, не стОит увлекаться "японизмами".
Мы не настолько хорошо знаем быт Японии, да и не так уж многим он интересен.
Может получится лубок, а не художественное произведение. Лучше просто принять форму, а писать о своём, как это делаем в “классическом сонете”.
Вот такой он — русский Японский сонет!
.
НОВЫЙ СЕЗОН
В травах медовых
Бабочек белых полёт.
Копия вьюги.
Снега оковы.
Нежно любимый зовёт
В лето на юге.
Перемешались в крови
Стужа с пионом.
Боже, меня одари
Новым сезоном!
С.В.Чуйкова.
.
Всем желаю удачи в освоении новой твёрдой формы!
Свидетельство о публикации №125040704050
Мне давно интересна эта форма, где в сухом минимализме строк можно
запечатлеть стоп-кадр текущего момента времени.
Чаще это легкие пейзажные зарисовки, не совсем канонические.
Но и чувства, если постараться и суметь уместить, будут превосходно смотреться.
Подборка восхитительная. Концентрированные образы, четкие рифмы..
Вы проделали серьезный труд. По сути это предельно краткое методическое пособие!
"Как написать японский сонет, не будучи знатоком высокой японской поэзии."
Или "Рэнгу пробуют на вкус".
Пытаясь прикоснуться к азам восточного стихосложения, запомнила я две вещи.
* Не должно быть повторяющихся и однокоренных слов.
* Каждое слово должно быть на своем месте.
Так, чтобы его нельзя было заменить.
Прочитав ранее достаточно материала, где не всё мне удалось понять,
хочу сказать, что статья Ваша точно имеет практическую пользу.
Для меня лично. Я добавлю ссылку под свои ранее опубликованные ЯСы.
И буду рекомендовать своим случайным читателям!
Стоюнина Светлана 12.04.2025 20:42 Заявить о нарушении
Я рада, что наши дороги пересеклись, и мы вместе обсуждали Японский сонет (Рэнга).
На мой взгляд, новая твёрдая форма заслуживает внимания, поскольку правила, характерные для восточной поэзии, позволят иначе взглянуть на мир и создавать необычные поэтические произведения.
Буду рада, если авторы заинтересуются Японским сонетом.
И спасибо, Светлана, за ссылку на Вашей странице.
Пожелаем ЯС процветания, а поэтам вдохновения и успеха!
Чуйкова Светлана Владимировна 13.04.2025 01:04 Заявить о нарушении