Другая история

1. СУДЬИ
По смерти Иисуса Навина, когда умерли все из его поколения и восстало другое, не знавшее Йахве и дел Его, какие Он сделал Израилю, сыны Израиля не бодрствовали, стали делать злое в очах Йахве, оставили Бога своих отцов, выведшего их из Египта, и последовали за другими «элохгим», «элохгим» окружающих их народов, и поклонялись им, и гневили Йахве, оставили Йахве и служили Ваалу и Астартам (Аштортам). И Бог посылал на народ грабителей, и становилось народу плохо. И поставлял Бог народу судей, и они спасали народ от рук грабителей. Но лишь только умирал судья, народ опять развращался хуже своих отцов.

2. ДАВИД
Давид, муж по сердцу Божию, победил иевусеев, захватил Иерусалим, сделал его столицей Израиля, провёл судьбоносные религиозные и государственные реформы, совершил ряд внешних завоеваний, задумал и стал подготавливать строительство храма Йахве. Но однажды Давид не пободрствовал. Во время, когда цари выходят в походы, Давид оставался праздным в Иерусалиме (2Цар.11:1). Он вставал с постели под вечер, прогуливался по кровле царского дома, прельстился красотой Вирсавии, жены военачальника Урии Хеттеянина (2,3), погубил Урию (17). Бог обличил Давида через пророка Нафана. Давид покаялся. Йахве снял с Давида его грех (2Цар.12:1-13). 

3. СОЛОМОН
Царь Соломон правил в Израиле с 1009 по 969 гг. Он построил храм имени Йахве в Иерусалиме, с богатством и великолепием отстроил столицу в процветающем государстве. Соломон возлюбил Йахве, поступал по заветам отца своего, Давида, но и он приносил жертвы и воскурения на высотах (3Цар.3:2,3). Соломон бодрствовал не во всём. Он любил многих чужестранок: моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. И было у него семьсот царственных жен и триста наложниц; и развратили его жены его сердце. В пору старости Соломона жены его склонили его сердце к иным богам, и не было оно вполне предано Йахве Элохгим его, как сердце Давида, его отца. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его, и построил капища в угоду всем своим жёнам». Йахве наказал сына Соломона после него, и разделил его царство после него.

4. ЦАРИ
Книги Царств рассказывают о том, что едва единый Израиль разделился на Израиль и Иудею, их цари стали отступать от заповедей Йахве, не следовали Ему всем сердцем, не делали угодного Ему и их преемники ходили в грехах отцов их, поступали хуже всех, бывших перед ними, и Йахве наводил беды на царей и на царства за грехи, которые делал царь и которыми вводил в грех свой народ. Когда же приходил царь, делающий угодное пред очами Йахве Элохгим, как это делал царь Давид, то Йахве давал успех делам его рук и благословение его народу.

5. ЦАРЬ АСА
С 950 по 910 гг. до н.э. в Иудее правил сын Авии, Аса. 2 Прлп.14:2-5: «И делал Аса доброе и угодное в очах Господа Бога своего: и отверг он жертвенники богов чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил посвященные дерева; и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон Его и заповеди; и отменил он во всех городах Иудиных высоты и статуи солнца. И спокойно было при нем царство». 2 Прлп.15:17,1-15: «Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне предано Йахве во все дни его...Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий, и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона. Но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя. В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему, ибо великие волнения будут у всех жителей земель; народ будет сражаться с народом, и город с городом, потому что Бог приведет их в смятение всякими бедствиями. Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть награда за дела ваши. Когда услышал Аса слова сии и пророчество Азарии, сына Одеда пророка, то ободрился и изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним. И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним. И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы (936 г. до н.э.); и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч; и вступили в завет, чтобы взыскать Господа Бога отцов своих от всего сердца своего и от всей души своей; а всякий, кто не станет искать Господа Бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина. И клялись Господу громогласно и с восклицанием и при звуке труб и рогов. И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон».

6. ВРЕМЯ ЦАРСТВ
Но и после Асы в Израиле и Иудее правили цари, дела которых были неугодны Йахве. Время Царств длилось с начала строительства Первого иерусалимского храма царём Соломоном в 1006 году вплоть до разрушения храма в 586 г. до н.э. 420 лет. Под конец эпохи Царств мера беззаконий Израиля и Иуды наполнилась. В 713 году ассирийский царь Салманассар взял столицу Израиля, Самарию, изгнал израильтян в Ассирию. Израильское царство перестало существовать. В 609 году, потерпев поражение от вавилонян Ассирия пала. В 586 г. до н.э. иерусалимский храм был разрушен вавилонянами. Начиная с 608 года Йахве Элохгим наказал Иудею вавилонским пленом на 70 лет.

7. ОБНОВЛЕНИЕ
Ново-Вавилонское царство завершило своё существование под ударами объединённых сил мидян и персов 12 октября 539 года (Дан.5;30,31). В первый год своего правления в Вавилоне (538 год), персидский царь Кир II Великий (559-530) «во исполнение слова Господня из уст Иеремии» дал повеление о возвращении народа Израилева в Иерусалим для строительства Второго храма (Езд.1;1-3). Во времена персидского владычества духовная жизнь евреев стала организовываться вокруг домов собраний (ивр. Бейт-Кнессет, греч. синагога) и молитвенных домов (ивр. Бейт-Тефила). Учебные и богослужебные дома стали важной частью общественой жизни. Евреи собирались в синагогах для утренних, дневных и вечерних молитв и по понедельникам, четвергам и субботам для публичного чтения еженедельной части Торы. Вокруг изучения и толкования Священного писания выделилась многочисленная группа книжников и мудрецов, позднее называемых учителями (раввинами). В 538 году во исполнение слова Господня из уст Иеремии (Иер.25;12) персидский царь Кир дал повеление о строительстве дома Господня в Иерусалиме. После всяких перепитий Второй иерусалимский храм был построен в шестой год Дария, 3 адара в 516 г. до. н.э. (Ездр.6;15). В 457 году вышло повеление о восстановлении Иерусалима (Ездр.7;7,11-18). В месяце кислеве еврейского календаря, в третьем месяце по гражданскому счислению в 445 году еврей из колена Иудина, служивший при дворе персидского царя виночерпием, Неемия, узнал о том, что стены и городские ворота Иерусалима нуждаются в восстановлении (Неем.1;3). 25 элула (12-й месяц) стена была достроена в 52 дня (Неем.6;15). В следующем (7-м по священническому счислению) месяце тишрее собрался весь народ, как один человек, на площадь перед Водяными воротами. И принёс книжник Ездра книгу закона Моисеева, который Йахве заповедал Израилю, «пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра  стоял  на деревянном  возвышении, которое  для сего сделали... И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои,- и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли... и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас. И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8;2-12). Произошло обновление союза с Богом. Особенностью царского периода в истории еврейского народа была практика поклонения идолам, которым поклонялись другие народы. Со времени Ездры с архаическим идолопоклонством было покончено.

8. ОТСТУПНИКИ
Вступив на престол в двадцатилетнем возрасте, первый царь Греции, Александр Македонский, усмирив фракийцев, переподчинив Грецию, предприняв свой стремительный поход в Азии, 1 октября 331 года до н. э. в битве при Гавгамелах одержал решающую победу над персидским царём Дарием III, после которой Персидская держава прекратила своё существование.
 
В начавшийся с 332 г. до н.э. эллинистический период еврейской истории стал развиваться раскол между жрецами и раввинами. Когда Антиох III в 198 г. до н.э. завоевал Иерусалим, часть населения, в том числе некоторые священники в Иерусалиме и в других городах Иудеи. приняла греческие обычаи. Греческая экономика, торговля, культура, были привлекательны для эллинизированных народов. Вокруг Иудеи стала затягиваться петля греческих полисов. На территории Израиля высшая знать, верховные священнослужители и богатые слои общества не избежали искушения подражать грекам. Среди правящей верхушки возобладали идеи решительных прогреческих реформ, идеи приспособить Священный закон к реалиям эллинского мира. В 171 году Антиох IV Эпифан, опираясь на прогречески настроенное жречество, во исполнение пророчества стал проводить насильственную эллинизацию иудеев: религиозные преследования, пытки и казни.

9. САДДУКЕИ
Гонения при Эпифане, привели в к Маккавейскому восстанию и к победе Маккавеев в 165 году. В 141 г. до н.э. в Иудее к власти пришла жреческая династия Хасмонеев. Саддукеи – религиозно-философская школа, возникшая в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н.э.).  Сосредоточив  в своих руках  после  вавилонского пленения  духовную, светскую власть и денежные средства, саддукеи составили родовую и финансовую аристократию в Иудее. Саддукеи признавали только писанный закон Моисеев и придерживались жестокого, основанного на законе, уголовного права. Они позиционировали себя хранителями закона и иудейскими жрецами. Положившие твёрдо следовать закону саддукеи скоро обнаружили неспособность ни народа, ни священников, исполнить закон. Будучи официальными представителями закона, строго наказывавшими других за малейшее его нарушение, они сами позволяли себе нарушать его не только тайно, но и явно, прикрывая свои согрешения властью и влиянием.

10. ФАРИСЕИ
В отличие от элитных, связанных с правящими классами, саддукеев возникшие из книж-ников и мудрецов, популярные и демократичные фарисеи (ивр. паруши – тот, кто отделён), пользовались большей поддержкой простого народа и стали влиятельной силой в Иудее. Видя неспособность народа и учителей исполнить закон своими силами, фарисеи широко толковали закон, возводя «заборы вокруг заповедей» или лицемерили, исполняя закон лишь внешним образом, чтобы их видели люди. Это преступление было более тяжким по сравнению с идолопоклонством, ибо преступники бесчестили Бога похваляясь Богом.

11. ЗНАМЕНИЕ ИОНЫ ПРОРОКА
То, что происходило с Израилем, характерно не для одного Израиля. Бог определил нам бодрствование в хождении, в любви, в благодарности, в поклонении. Мы забывчивы, нелюбовны, неблагодарны, непослушны. Это неизбежно влечёт за собой последствия. Наступает осознание того, что надо возвращаться к Божиим принципам. Время обличения, исповедания, покаяния. Однако людское небодрствование и лукавство духа, действующего в сынах противления, возвращает детей на строптивые пути их отцов так, что они поступают хуже своих отцов. Так было с Божьими, смешавшимися с человеческими до всемирного потопа, так было с теми, кто задумал строить город и башню, чтобы сделать себе имя (какая превосходная метафора цивилизации вообще, просвещения, буржуазной демократии, социализма, коммунизма в частности). Так было с человечеством, впавшем в грех идолопоклонства. Так происходило с нами. Грехопадение – это и начало падения и процесс его ускоренного падения ниже и ниже. Мы были грешными и мёртвыми и где бы были сейчас, если бы не благодать, милость и долготерпение любящего нас Бога, не оставившего дело восстановления человека и человечества как Божия образа и подобия, Который питал, холил, растил, воспитывал, наказывал нас, как отец; учил, как мастер; тренировал, испытывал нас, как тренер: делал нас Своими друзьями и соработниками.

Мтф.16:4: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Речь идёт о лукавом и прелюбодейном поколении, которому не дастся знамение. Знамение – это знак, символ, образ, метафора. Что за метафора – знамение Ионы пророка? Бог говорит Ионе (Ион.1:2): «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». Ниневия, город великий, ОПУСТИЛСЯ до того, что его злодеяния дошли до Бога. Бог повелевает пророку призвать неневитян к покаянию (Иона.1:1,2). Иона бежит в Фарсис от лица Йахве; СПУСТИЛСЯ к побережью Средиземного моря; приход ит в Иоппию – Яффу, порт на берегу моря; СПУСТИЛСЯ на корабль (3), спустился во внутренность корабля (5), сброшен в море (15), во чреве кита СПУСТИЛСЯ во глубину морскую до основания гор (Иона.2:7), извергнут китом на сушу, по слову Йахве пошёл в Ниневию и проповедовал то, что повелел ему Йахве, и покаялись ниневитяне и обратились (10). Ниневия была спасена. Однако, во исполнение пророчества Наума (Нахум – Йахве утешил), она была разрушена в 612 г. до н.э. объединёным войском вавилонян, мидян и скифов за её грехи и за то, что она вторглась в Израиль.

12. ПРИЧИНА
У идущих каиновым путём свои заботы. У желающих жить благочестиво – свои. Причина явления, названного знамением Ионы пророка, небодрствование, причина которого, приобретённая нами в Эдеме, греховность – патологическая расположенность к злым делам (Кол.1:21), в силу которой человеку грешному трудно следовать благословенным Божиим принципам, и человек много согрешает.

13. ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ
По Своей милости Йахве Элохгим предусмотрел для Своего народа принесение храмовых очистительных жертв за непроизвольный, непреднамеренный грех. Лев. (Ваикра).4:27-35): «Если кто-нибудь из народа согрешит по ошибке, нарушив какую-либо из запрещающих заповедей Йахве, и провинится, То, когда узнает он о том, что согрешил, пусть принесёт в жертву за грех, который он совершил, козу (или овцу) без порока, и возложит руку на голову грехоочистительной жертвы, и зарежет эту грехоочистительную жертву на месте, где режут жертву всесожжения, И возьмет коген крови ее пальцем своим, и помажет возвышения по углам жертвенника всесожжения, всю же оставшуюся кровь пусть выльет у основания жертвенника. И отделит весь жир её, как отделяется жир жертвы мирной, и воскурит его коген на жертвеннике во благоухание приятное Йахве; и искупит его коген, и будет ему прощено». Ежегодно в седьмой месяц, в десятый день месяца (Лев.16:29) первосвященник входил во святилище за завесу (2) с кровью жертвенных животных, приносимой за его грех и за непроизвольные грехи народа. Так происходило из года в год, потому что кровь жертвенных животных могла очистить и оживотворить только тела осквернённых грехом людей, но не в состоянии была очистить их сердца и души.

14. НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Закон не мог ни совершить, сделать нас совершенными, ни освятить, ни оживотворить нас. Поэтому  закон, псалмы и пророки свидетельствовали о Новом завете, который Йахве Элохгим заключит со Своим народом с приходом Мессии (Мошиаха). Иеремия (Йирмейа) в 31:30-33 пророчествовал о том, что Йахве заключит с домом Йисраэйля и с домом Йехгуды новый союз. Исаия в частности в Ис.7:14 сказал, что «Йахве Сам даст вам знамение: вот, эта молодая женщина забеременеет и родит сына, и наречет ему имя Имману Эйл». (С нами Бог), а в Ис.53 сообщил о приходе страдающего Мессии. Даниил (Даниэйл) в 9:24-27 указал точное время прихода Мессии.


Рецензии