Холодные огни и клеймо ничтожества
Х. Шепли, Звёзды и люди.
Читая книгу Харлоу Шепли «Звёзды и люди», пришёл в восхищение от этой фразы (взятой в кавычки и, по всей очевидности, цитаты)!
Кого?
Вероятно, из писем Фридриха Ницше 1880—1885 гг.
Блистательная фраза, представляющая собой СЛИЯНИЕ науки и искусства, литературы, ибо говорит об астрономии и о положении человека во Вселенной, но стилистика – образец самой лучшей литературы.
Ещё один пример, КАК НАДО ПИСАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ!
Это, разумеется, полная утопия, но стремиться к ней, всё же, следует.
Хотя, тут есть и серьёзная опасность: Учитывая врождённое, тупое человеческое пристрастие к примату ФОРМЫ над СОДЕРЖАНИЕМ, можно легко представить себе, что статья бездарного идиота, попавшая к талантливому и высококвалифицированному ЛИТЕРАТУРНОМУ редактору, получит такое прекрасное стилистическое воплощение, что создаст у учёных читателей ВИДИМОСТЬ по-настоящему оригинальной и глубокомысленной работы!
ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ!
Решением этой проблемы может быть тройной контроль: Сначала квалифицированный специалист читает работу в оригинале, написанную обычным серым и убогим языком научных столоначальников, и, если находит её достаточно высококачественной, ЛИШЬ ТОГДА передаёт её на «литературную обработку». А затем уже читает снова получившееся «произведение научного искусства».
Ну, что взять с УТОПИИ???
Другой аспект этой интересной книги – её название.
В английском оригинале оно звучит так:
“Of Stars and Men”.
Русский же перевод «Звёзды и люди» звучит очень уж обыденно, безлично и равнодушно.
Мол, почитайте-ка, уважаемые читатели, ещё одну популярную книжицу на астрономические темы...
ЗАУРЯДНЕНЬКО как-то названо.
А у автора, астронома, человека мыслящего и ЭМОЦИОНАЛЬНО относящегося к своему занятию астрономией, название книги ИНОЕ: «О звёздах и людях», что сразу придаёт живую личностную окраску и книге и тематике её, а именно:
О месте человечества во Вселенной и о месте Вселенной в мыслях, чувствах и мировоззрении людей!
Сразу подчёркиваю, что я – не астроном и равно никак не знаток интонационных тонкостей английского языка. Передаю лишь своё, сугубо личное восприятие.
Вообще, эта книга сразу музыкально зазвучала в моём сознании схоже мелодически с двумя другими прекрасными книгами: «Сумма Технологии» Станислава Лема и «Нерв, мышца и синапс» Бернарда Катца. Что в этих трёх книгах СОЗВУЧНО?
ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ! Честного дУмания. Авторы думают вслух, а не долдонят некие заученные истины, навязывая нам очередные догмы.
И ещё одна возникшая ассоциация с моей старой заметкой «Чем отличается любой учебник 2» семи-с-половиной-летней давности. Там я привожу очень интересную мысль Шарля Пегу, высказанную им в 1909 году. Шарль Пегу был поэтом и журналистом, по убеждениям социалистом, дрейфусаром, католиком (Римская католическая церковь) и французским националистом.
Цитирую её вторично: “Нет ничего более противоположного функциям науки, – писал Пегу в 1909 году, -- чем функции преподавания, поскольку наука требует вечного беспокойства, а преподавание – непоколебимой уверенности!»
Тогда я был восхищён его точной фразой, а, вот, сейчас подумал чуть иначе:
Это верно, если исходить из догматов преподавания, пришедших к нам и бережно хранимых нами, ещё из пещеры шамана-каннибала: ДАВАТЬ ЗНАНИЕ, ИНФОРМАЦИЮ.
В корне неверные догматы!!!
Обучать надо совершенно другому:
Умению обрабатывать любое получаемое знание! Это многократно важней, ибо развивает не тупое, «механическое» и бездумное запоминаниие неких «истин», а как раз учит дУманию и любви к этому интересному и часто очень нелёгкому процессу.
ВОТ, ЧЕМ ХОРОШИ упомянутые ранее книги: ОНИ ДУМАЮЩИЕ, а не безаппеляционно утверждающие и вбивающие в сознание догмы.
«Послушайте, Эспри, – раздражённо воскликнет читатель, – О ЧЁМ вы пишите? О книге Шепли или «Растекашетесь мыслию по древу» своих ассоциаций?»
Прав читатель !
Прошу прощения за столь длинное «предисловие»! Увлекающийся я...
Возвращаюсь к книге!
Прочитал 45 страниц из брошюры в 152 страницы.
Пока – полное разочарование! Моих восторгов хватило лишь на несколько первых страниц, действительно интересных и МНОГООБЕЩАЮЩИХ.
Но в дальнейшем НЕВЫПОЛНЯЮЩИХ этих «многообещаний».
Сразу возникла ассоциация с симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» (по работе Фридриха Ницше).
Начало, пару минут, мощное и очень интересное.
Сразу думаешь: А ЧТО дальше? Наверно нечто прекрасное?!
А дальше – пустопорожнее более или менее консонансное бренчание музыкальных палочек, подвешенных на ветке дерева и при столкновениях друг с другом под порывами ветра издающими некие созвучия, без смысла, без содержания и без цели.
Точно то же почувствовал и сейчас.
Надеюсь, что ошибся. Но пока писать больше НЕ О ЧЕМ!
5 IV 2025
Свидетельство о публикации №125040600773