Восхитился открывшейся бездне

 Опубликовано в НГ-ЭКСЛИБРИС 05.03.2025г.
****************************************

Стихи о русских поэтах/ Константин Комаров. – М.: Издательский Дом «Зебра Е», «Галактика», 2024. – 112 с.

Перед нами концептуальная книга, даже если судить только по названию. Поэт Константин Комаров представил 50 стихотворений, посвящённых нашим классикам и современникам. Кроме вклада в нашу поэзию, всех их объединяет ещё одно – все они уже ушли в мир иной. Т.е., не могут ничего добавить или убавить к своему творчеству. Поэтому существует уже устоявшийся корпус их текстов, что позволяет автору книги не беспокоиться по поводу отбора знаковых черт их творчества: других уже не будет.

Книга выдержана в едином стиле: на каждом развороте рисованный потрет поэта, его фамилия без инициалов, год рождения и посвящённое ему стихотворение, состоящее из 5 строф. Чисто технически это очень удобно: стих не выходит на границы страницы. Имена даны хронологически. В общем, оформлена книга прекрасно.
Надо полагать, автор работал над содержанием не один месяц: всё-таки, 50 произведений, подчинённых единому замыслу и исполнению. И он, надо отдать ему должное, прекрасно справился с этой - даже чисто технически - трудной задачей.
Перед автором стояла, видимо, дилемма: как писать – в стилистике и лексикой времени проживания героя, или в современном ключе, без точных рифм, со сбоем ритма и проч.? К счастью, Комаров не поддался искушению сочинять или так, или так. Да и это было бы смешно – говорить, например, о Ломоносове исключительно его «высоким штилем». Наверняка получилась бы какая-нибудь стилизованная пародия. Но и современного поэтического вольнодумства он благополучно избежал: стихи классически строги, пусть и не без вольностей иногда в рифмах.
 
Восхитился открывшейся бездне,
что над нами — хотим не хотим.
Просвещения мирного вестник,
не забыл и про славный Хотин.
Знал о пользе стекла. Пил не воду.
Был за то запираем в подвал.
Воскрылил в раскалённую оду
беспредельного космоса шквал…
(«Ломоносов», (1711))

Хотя в стихотворении, посвящённом тому же Владимиру Маяковскому, поневоле ждёшь «лесенку» строк. Но тогда такое выбивалось бы графически из общего оформления.

…Надо признаться, что вы не могли бы —
бритвенный сей риторичен вопрос.
Нате, послушайте выдохи глыбы —
глыбы, работающей на износ…
(«Маяковский»(1893))

Что касается содержания, то  Константину Комарову удалось выразить некий общий посыл, дух или основную тему творчества каждого выбранного автора.
Каковы ещё характерные особенности этой работы, помимо того, что это самостоятельные сами по себе произведения (всё-таки, автор - сам интересный поэт)? В каждом стихотворении рассыпаны аллюзии на стихи указанного классика или «классика». Эти маячки легко считываются искушёнными любителями поэзии. А вот для новичков в мире стихов это добавляет некую детективную нотку в чтение: надо поискать, к какому стихотворению, например, Александра Блока относится та или другая деталь.

На пыльных озёрах зеркал
морщины глубокие ломки,
и ветер свистит в Озерках,
плутая в следах незнакомки…
Воскресни и снова умри,
слова невесомые стойки,
хоть пухнут земли пузыри
с трактирной узорчатой стойки…
(«Блок» (1880))

Хотя с поэтами, нашими современниками, этот номер не проходит, не все знакомы с героями поэтического – по эпохе существования, – чаще всего, андерграунда.
(Реплика в сторону. Подтвердилась в очередной раз мысль о том, что классики это те, кто попал в школьные учебники литературы. А те, кто не попал, то это что-то другое – и это вовсе не значит, что они лучше «учебниковых» поэтов, как иногда кажется в силу естественного чувства читателя: их, мол, просто гнобили за то, что они писали как-то не так, явно лучше. Увы, чаще всего всё-таки не лучше. Чем, например, эмигрант Борис Поплавский из списка нашего автора, пытавшийся существовать (на наш взгляд – неудачно) в русле сюрреализма, лучше Николая Заболоцкого, писавшего, можно сказать, параллельно по времени, т.е. в 1920-х - нач.1930-х годов? То-то и оно. Хотя и творчество неклассических «классиков» тоже интересно для истории литературы).

Большая часть имён, начиная от Михаила Ломоносова, давно прописана в пантеоне почитаемых. А вот на именах, звучавших широко в узких кругах в своё время, читатель, возможно, и споткнётся. Может быть, поэтому автор ввёл в свою книгу рок-исполнителей-авторов текстов Александра Башлачёва или Егора Летова, чтобы заинтересовать потенциальных молодых читателей? Или потому, что не все из них успели издать при жизни свои стихи отдельными книгами? Впрочем, в пору их молодости такие стихи официально не поощрялись, как, например, такие:

Машина шинелит треножая со-
Бака ребрее’тся ба’ка.
Ли’сти ли’сти ле.
И машина собаку ПРОПОРО’ПАЛА
Прохожие кашли
Позёвые чки
Бака липует — дресная масня’
Лишь я один бредил руками.
И то по кривычке.
11.10.1986
(Егор Летов, «Стихи»)

И таким образом Константин Комаров хочет разнообразить, так сказать, меню своей книги.

Хотя остаётся согласится с автором предисловия Константином Шакаряном: «…Сколь обособленно стоит каждый портрет в галерее Комарова, столь, одновременно, трудно выделить какой-либо из них. Можно, скорее, говорить о выборе поэтов — выборе живом, пристрастном, иногда, что называется, «дискуссионном» (так и слышу вопрос такого же, как Комаров, пристрастного читателя: почему-де есть стихи про поэта X и нет — об Y и Z?!), но никогда не исходящем из тех или иных идеологических схем и перестраховок…Едва ли однако найдётся читатель поэзии, для которого большинство встающих с этих страниц живых имён — «пустой для сердца звук».

В подборе современников чувствуется сильный региональный оттенок: большинство из указанных или жили и умерли в Екатеринбурге (Свердловске советских времён), на  малой родине Комарова,  - Застырец, Тягунов, Рыжий, - или учились в Свердловске, как тот же Башлачёв, окончивший журфак Уральского госуниверситета. Или начинали и кончили свой путь не так далеко от Урала, как, например, омич Летов. Не говоря уже про более классических - сибиряка Павла Васильева (хотя, он и был расстрелян вдали от малой своей родины) или пермяка Алексея Решетова. Можно только похвалить нашего поэта за эту вольную или невольную пропаганду творчества близких ему литературно и географически авторов. Впрочем, это всё естественно: спроси любого любителя поэзии (не говоря уже про профессионального литератора), и он, конечно, назовёт не одно имя из своих, так сказать, местных по факту проживания поэтов. Тем более, если их творчество вышло далеко за рамки региона.


Рецензии