Многотонная поступь фашизма рецензия

Спектакль «Носороги» на сцене театра у Никитских ворот
Эжен Ионеско, автор пьесы, которая легла в основу этого спектакля, считается отцом-основателем театра абсурда. Однако стоит вглядеться – и мы заметим: оригинальная драма, созданная им в 1958 году, несет в себе отчетливые  элементы политического  фарса или памфлета. При этом в ней нельзя не  отметить глубокие размышления о законах массовой психологии, прихотливо сочетаемые с гротеском и фантасмагорией. Автор задался целью разобраться, почему тоталитаризм вообще и фашизм в частности с такой легкостью одерживали победы в ХХ столетии, какие именно особенности людской природы и сознания создали предпосылки для триумфального шествия этих античеловеческих режимов.
Эта весьма примечательная пьеса уже ставилась в «доме Розовского» лет десять назад, а в феврале нынешнего года была возобновлена в новой сценической редакции. Значимость и злободневность поставленных в ней проблем, блестящая режиссура и яркая актерская игра позволяют удерживать напряженное внимание зрителей в течение всего спектакля.
                ВТОРЖЕНИЕ ТОЛСТОКОЖИХ
В первом действии перед нами предстает обыденная, мирная жизнь европейской провинции: кафе, частные магазинчики, необременительное философствование за чашечкой кофе или бокалом спиртного… И вдруг в этот уютный, устоявшийся обывательский мирок нежданно-негаданно врывается ужас в виде невесть откуда взявшегося тяжеловесного носорога, подслеповатого и непредсказуемого. На первых порах в рядах жителей царят страх и неприятие, а также возмущение пассивностью властей, которые допустили этот хаос. Время идет, а близорукие, толстокожие чудища никуда не исчезают, напротив, их становится все больше. Постепенно сознание обывателей привыкает к ним и начинает воспринимать их присутствие  как должное. Более того, многим их мощь и несокрушимость кажутся весьма притягательными, и люди один за другим принимаются… терять человеческий облик  и превращаться в носорогов.
                ПО ЗАКОНАМ ТОЛПЫ
На первый взгляд, готовность пополнить ряды чудовищ представляется парадоксальной, абсурдной, ни на чем не основанной. В действительности же многим нравится ощущать себя частью большой общности: вступать в партию, шагать в шеренге, маршировать в строю…Так они чувствуют себя более сильными, более значительными, к тому же начисто отпадает необходимость мыслить и сомневаться. «Идея превращается в идеологию», как проницательно замечал сам Ионеско.
«Я счастлив, /что я этой силы частица, / что общие даже слезы из глаз…»- в почти молитвенном экстазе восклицал Владимир Маяковский, апологет тоталитарного строя . Полезно вспомнить, что основателем футуризма, активным деятелем которого был наш поэт революции, стал Филиппо Маринетти, никто иной, как итальянский фашист. Таким образом, человеческая толпа с легкостью преобразуется в стадо, впереди которого появляется и пастух в виде лидера, искусно манипулирующий массовым сознанием.
                ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
В первом действии персонаж с примечательной фамилией Беранже в блестящем исполнении Заслуженного артиста России Юрия Голубцова менее всего похож на героя.  Он неряшлив, слабоволен и, что называется, плывет по течению, да еще и демонстрирует губительную склонность к горячительным напиткам. Однако именно он до последнего противится утрате человечности, растворению своей индивидуальности, еще раз доказывая, что и один в поле воин. При всей своей мягкости, кажущейся податливости Беранже совершенно не подвержен искушению превратиться «из честного человека – в честного носорога». Этому надежно препятствуют именно его природное мягкосердечие, доброта и склонность к сочувствию – иными словами, отсутствие как толстокожести, так и близорукости, столь необходимых для такого превращения. Да, он далеко не совершенство, у него немало слабостей, но все они чисто человеческие. И неспроста автор наделил этого, казалось бы, не самого значительного из своих персонажей фамилией поэта, романтика и борца за социальную справедливость.
Сон разума рождает чудовищ, еще раз напоминает нам спектакль Марка Розовского и Юрия Голубцова, который  выступает здесь и в качестве ассистента режиссера. Если вы боитесь отстать от большинства,  у вас всегда есть возможность стать участником штурмового отряда.
                *******
В этом спектакле естественно, убедительно и органично смотрятся все актеры, даже исполнители крохотных эпизодических ролей. Особенно запомнилась Николина Калиберда, создавшая образ очаровательной француженки Дэзи. Хочется отметить удачную работу художника по свету Евгения Братякова. Световые лучи, их искусно выбранная палитра помогают буквально «вылепить» нужный интерьер и выстроить у зрителей соответствующее настроение. Спектакль будит мысль, заставляет задуматься о необходимости выбора, активной гражданской позиции у каждого из нас.
               
   


Рецензии
Так просто и талантливо вами стих написан.

Сергей Лутков   06.04.2025 15:29     Заявить о нарушении
Это рецензия, не стих, Сергей

Елена Печерская 2   06.04.2025 17:19   Заявить о нарушении