700 лет -Божественной Комедии- Данте-
Вдохновилась уроком
Натальи Свитайло).
1.
В 2021 году « Божественной комедии» Данте Алигьери исполнилось 700 лет.
2.
Вначале Данте , пользуясь средневековой терминологией, назвал свой труд просто « Комедия».
В то время для поэтических произведений допускались только два варианта названия :
-либо Трагедия ( с трагическим концом), либо Комедия ( с устрашающим началом и благополучным концом ).
А эпитет « Божественная» к « Комедии»впоследствии приписал Джованни Бокаччо- первый библиограф Алигьери.
3.
Почему для читателей Данте был тогда интересен , точно так же , как и сейчас?
Хотя говорят, что трудно его читать…
4.
Во- первых, Данте, как никто до него, написал свой труд на родном , но уже на созданном им лично, литературном языке.
Во-вторых, он писал о себе, не побоялся выставиться на показ,высказать свою точку зрения, политические пристрастия, которые во многом шли вразрез с устоявшимися нормами.
5.
Это произведение особенно чтили святые и духовенство. В нём через множество художественных образов , словно по полочкам, разложены пороки, в которых человечество погрязло, не задумываясь об ответственности.
В « Комедии» Данте -настолько громко заявлено о моральном распаде общества, что поэта услышали и ,наверняка в своем вольно-отступничестве , люди стали задумываться о важности покаяния и о том, как как стать ближе к Богу. Возможно, в храмах продолжили скупать индульгенции , которые частично или полностью могли бы избавить их от покаяния , от вины и наказания, а также сократили бы время пребывания в чистилище , и помогли быстрее попасть на небеса.
В « Комедии» - Данте прошелся и по власти, кое-кого «вывел на чистую воду».
6.
Но для него - не это главное: моральный распад общества присущ любой эпохе.
Гений от обычных людей - чем отличается ?
Данте настолько верил, что пришел на Землю сказать что-то глобальное, важное ,
как в будущем Леонардо да Винчи- один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
И в текстах Данте не боялся включать: « Я сделаю что-то, что останется на века».
Эта самоуверенность, связанная с эгоцентризмом,на самом деле, оказалась понятной, когда произведение уже было создано, и стало ясно, о чем говорил Данте ( до
этого относились по-разному).
7.
Без знания автора, его личности, эпохи, когда он жил,- невозможно понять, почему родилось это произведение и что легло в основу его « Комедии»?
8.
Данте родился во Флоренции в зажиточной , обеспеченной семье древнего итальянского рода. Ему дали очень хорошее образование.
В детстве, на ступенях храма ( был с семьей) он встретил девочку; на секунду задержались и посмотрели друг на друга; и ему хватило ,чтобы пронести этот взгляд через все последующие годы .
В 9 лет с одного взгляда он полюбил девочку.
Он запомнил её , восьмилетнюю,
и потом много лет не видел .
9.
Для юного гения , ребенка с богатой фантазией, любовь к идеализированному образу
Беатриче—высшей, недостижимой—для Данте имела потаённый смысл, которым он наполнял каждое свое произведение.
«Девятый раз после того, как я родился,
небо света приближалось к
исходной точке
в собственном
своем круговращении,
когда перед моими очами
появилась впервые исполненная славы дева,
царящая в моих помыслах,
которую многие ,
не зная, как ее зовут,
именовали Беатриче.
В этой жизни
она пребывала уже столько времени,
что звездное небо передвинулось к восточным пределам
на двенадцатую часть одного градуса.
Так предстала она предо мною
почти в начале
своего девятого года,
я уже увидел ее почти
в конце моего
девятого.
Появилась облаченная в благороднейший
кроваво-красный цвет,
скромный и благопристойный, украшенная
и опоясанная так,
как подобало
юному ее возрасту…..
………………………………….
…Беатриче так была прекрасна
И радостна, что это воссоздать
Мое воспоминание не властно.
В ней силу я нашел глаза поднять
И увидал, что вместе с ней мгновенно
Я в высшую вознесся благодать»,-
Так писал Данте в раннем ,
« Новая жизнь»-произведении).
10.
Первый раз - Данте увидел её ребенком, второй раз - подростком. Она прошла мимо него на улице, её сразу узнал, те же чувства испытал; но опять же ничего не сказал…
Ему показалось, что ему она улыбнулась…полуулыбка…она опустила глаза.
Это всё, что произошло, но для романтичного юноши в 14 лет этого было достаточно, чтобы . ..
Далее чувства к прекрасному образу развивались.
Встретились, когда она была замужем.
Но есть и другая , более правдоподобная история.
Они встретились на чьей- то свадьбе. Он туда пришел, и она вместе с подружками его высмеяла .
Она увидела, что юноша потерял дар речи.
Это выглядело очень банально: девочки хихикали и он был в ступоре.
От того, что она для него …такая вот принцесса , а хохочет, как обычная смертная.
Он ушел совершенно разбитый и думал , как её ненавидит.
Он испытал дикое разочарование и боль : его высмеяли.
«Если бы я не лишился моих душевных сил
и мог бы ей ответить,
я сказал бы ей, что, как только я представляю себе чудесную ее красоту,
тотчас же возникает во мне желание увидеть ее,
и оно столь сильно,
что убивает и уничтожает в памяти моей все против него восстающее».
Тем не менее, прошло время- всё вернулось на свои места.
Опять для него она стала возвышенной, и этот образ остался не тронут.
А потом в возрасте 15 лет её выдали замуж за банкира.
Он узнал об этом от знакомых; больше её не видел.
И , как гром среди ясного неба, пошли слухи, что при родах в 24 года Беатриче умерла.
11.
Это потрясение для Данте и легло в основу самого масштабного ( после Священного Писания)-произведения,
в котором посреди целостной концепции бытия , с её девятью кругами Ада, он вставил самое главное - встречу с погибшей…
Он хранил любовь только к одной девушке- Беатриче.
И думал только о ней, когда начинал работу над « Божественной Комедией» .
Она написана в её честь.
В то же время, сквозь тьму времен, Данте высветил Средневековье- время чудес, в котором (как одна из романтических сторон в рыцарском понимании) ценно только одно—
образ любимой , таинственной, многоликой, достойной поклонения ;
образ , переживший столетия—неземного создания, в духовном плане-воплощение Божества—
образ Прекрасной Дамы.
12.
Данте был женат. Но в себе оставил Беатриче для духовной жизни, для поклонения.
Его родители настаивали, чтобы он женился на обычной девушке. Он так и сделал. Женился на той, которой не посвятил ни одной строчки или стихотворения.
Однажды увидев Беатриче, нисколько не сомневался в том, что эта девушка вошла в его жизнь для чего-то возвышенного.
13.
Данте имел отличное образование. Очень грамотный, подкованный в разных направлениях человек.
Хорошо разбирался в политике.
И он , как патриот, принимал деятельное участие в работе партии, в которую сильно верил.
Но победила другая партия. И его вместе с однопартийцами изгнали из родной Флоренции.
О ней писал:
« 145. За краткий срок ты сколько раз меняла
Законы, деньги, весь уклад и чин,
И собственное тело обновляла!
148. Опомнившись хотя б на миг один,
Поймешь сама, что ты — как та больная,
Которая не спит среди перин,
151. Ворочаясь и отдыха не зная»…
Данте очень любил Флоренцию. Вообще не хотел уезжать.
Но поражение его партии в 1304 году обрекло его на долгое странствование по Италии.
Потому что во Флоренции ему грозила казнь,вынесен смертный приговор.
Всю оставшуюся жизнь Данте мечтал туда вернуться .
А его жена осталась во Флоренции.
14.
Данте считал, что жена его предала, за ним не последовала. Выбрала обеспеченную жизнь.
Три обстоятельства-
изгнание его из Флоренции,
предательство жены, утрата навсегда объекта его любви и воспевания- музы, о которой грезил ,-
все это
побудило в нем желание написать произведение в распространенном в Средневековой литературе жанре
загробного видения.
Поскольку с детства он воспитывался на памятниках христианской и классической античной литературы , вся его боль нашла отражение в его творчестве.
В нём все сопротивлялись утрате .
Он не захотел расставаться с возлюбленной .
И она стала его единственным утешением и мысленным прибежищем.
15.
Имя Беатриче Данте увековечил. Не как возлюбленную, а впечатал её в божественный замысел.
По канонам романтической литературы - её образ доведен до невероятного масштаба.
В царстве « Ада »- она была реальной музой Данте, покровительницей его паломничества ( вглубь себя)
по подземному миру, носителем Софистики- небесной Мудрости.
Она олицетворяет божественную любовь, превосходящую время и пространство.
16.
«Поверь, когда в нас
Подлых мыслей нет,
Нам ничего
Не следует бояться.
Зло ближнему-
Вот где источник бед.
Оно и сбросит в пропасть,
Может статься.
Нельзя, чтоб страх
Повелевал уму;
Иначе мы отходим
От свершений,
Как зверь, когда
Мерещится ему»…
17.
« Земную жизнь
Пройдя до половины,
Я оказался в сумрачном лесу…
Утратив правый путь
Во тьме долины,
Каков он был,
О, как произнесу,
Тот дикий лес,
Дремучий и грозящий,
Чей давний ужас
В памяти несу»…
18.
Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание.
Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на середине жизненного пути, — символ совершённых на протяжении жизни грехов и испытываемых заблуждений.
Три зверя, которые там на него нападают:
рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти:
соответственно сладострастие, гордыня, корыстолюбие.
Этим аллегориям придаётся также политический смысл:
рысь — Флоренция, пятна на шкуре, которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов;
лев, символ грубой физической силы — Франция;
волчица, алчная и похотливая, — папская курия.
Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии.
От зверей рассказчика спасает Вергилий ( из Энеиды)— разум, посланный к поэту - Беатриче .
79 "Так ты Вергилий,
Ты родник бездонный,
Откуда песни
Миру потекли? -
Ответил я,
Склоняя лик смущенный. -
82 О честь и светоч
Всех певцов земли,
Уважь любовь
И труд неутомимый,
Что в свиток твой
Мне вникнуть помогли!
85 Ты мой учитель,
Мой пример любимый;
Лишь ты один
В наследье мне вручил
Прекрасный слог,
Везде превозносимый».
Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче.
103. «О Беатриче, помоги усилью
Того, который из любви к тебе
Возвысился над повседневной былью» !
Суть этой аллегории такова, что человека от страстей спасает разум, а Беатриче ( благодатная- божественная благодать) ведет к вечному блаженству.
19.
После того, как заблудился в «лесу» греха, Данте совершает путешествие через три царства загробного мира:
1- адское царство,
2- в царство очищения( тела и духа),
3- царство блаженства.
И в каждом- яркие ситуации, выразительные психологические сцены, эпизоды , огромная галерея живых человеческих образов,исторических деятелей и лиц.
И каждый образ огранен безошибочной интуицией поэта.
«О Вышний Свет, над мыслию земною
Столь вознесенный, памяти моей.
Верни хоть малость виденного мною
70 И даруй мне такую мощь речей,
Чтобы хоть искру славы заповедной
Я сохранил для будущих людей!».
Обретя знание об истине, Данте возвращается на Землю, дабы рассказать обо всём увиденном человечеству.
20.
Данте писал « Божественную комедию» 13 лет.
Когда умер, все думали, что она , «Комедия» не дописана.
И что последняя глава не существует.
Собрали кусочки и решили, что он не успел дописать.
Но сейчас мы имеем полное собрание всех глав.
Почему?
Кто слышал эту историю?
Из рассказа Бокаччо узнали, что однажды одному из сыновей - Данте явился во сне и сказал: « В моей комнате есть тайник» , и показал место.
Но сын не поверил , и сразу туда не пошел.
Прошло время.. и только потом разворошили указанное место, достали главу, которая почти покрылась плесенью.
Ещё немного, она бы сгнила, её бы никто не увидел, и мир не узнал бы, чем произведение закончилось.
Оказалось,что все-таки Данте дописал; но , видимо в чем-то сомневаясь, спрятал от всех.
Последнюю главу постоянно же искали сыновья , перерыли весь дом.
Понимая, что не мог он уйти из жизни, не дописав …
Так нашлись из последней главы Комедии последние 13 песен .
21.
Dante Alighieri - полное имя -
Дуранте ди Алигьеро дельи Алигьери (1265-1321)-итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.
Семь столетий назад, в 1321 году, в возрасте 56 лет ( от малярии) поэт отошел в мир иной, дописав последнее свое творение, главный в его жизни фундаментальный труд.
Итальянцы - одна из самых эмоциональных - нация в мире .
Казалось бы, с их бурным темпераментом , бесчисленными комплексами: громко разговаривают, жестикулируют , тем не менее их отношение к своему культурному наследию- просто поразительное!
Что касается Данте Алигъери- у итальянцев он- свет в окне!
В честь Данте Алигьери создан Институт Данте- Societa Dante Alighieri-(сокр. La Dante) - итальянская организация, занимающаяся продвижением итальянской культуры за рубежом, которая имеет 450 отделений в 60 странах.
Апрель 2025.
Свидетельство о публикации №125040401168
Успехов Вам, удачи и вдохновения!
Александр Тяпкин-Чурсин 05.04.2025 21:50 Заявить о нарушении
Его труд будет почитаем на многие столетия ! Наше и последующие поколения обязаны не забывать Великого!
Райя Снегирева 05.04.2025 23:32 Заявить о нарушении