Не было бы счастья...

Не было бы счастья…

      Прошло лето, закончились каникулы,  и первого сентября  1957 года Юля отправилась снова в седьмой класс, но уже совершенно в другой! Удивительно, но в классе были как её ровесники, так и старше,  и младше неё! А Гошка Синяков вообще пошёл (сам!) учиться с шести лет! Ему было всего 12 лет, но умница и шутник  -необыкновенный! Седьмых класса было два! Юля попала в класс, где учились только местные ребята! Но это же было совсем другое дело! Все одноклассники до одного были приветливы, доброжелательны, хорошо учились, почти все занимались каким-либо видом творчества: пели, играли на разных  музыкальных инструментах, писали стихи, сценарии концертов, маленькие интермедии, шуточные сценки, выпускали школьную стенгазету! О Юле, активистке и отличнице, новые друзья были наслышаны, поэтому  с удовольствием приняли её в свой коллектив. За четыре года обучения никто, ни единым словечком не напомнил девочке о конфликте с физруком! Да и сам он куда-то к тому времени исчез: не пришёлся ко двору дружному и интеллигентному педагогическому коллективу! Видимо, и жена, Лидия Савельевна, «приложила руку»  к его исчезновению! Да её и можно было понять: натерпелась она позора за нерадивого супруга! Вот вам и офицер!
        Довольно долго, почти месяц, Юля не могла преодолеть  ступор, наступивший после неприглядного выпада физрука.  Ведь она промолчала почти полгода!  Но и здесь девочке повезло! Классным руководителем и учителем истории пришла работать юная выпускница Новосибирского пединститута Мария Андреевна Витюк. Она была родом из этого села, и по окончании института вернулась на малую родину. Какой же она талантливой была учительницей! С каким замиранием дети ловили каждое её слово!
         Слушала, ловила, тщательно готовилась к урокам и Юля! Но…  психологическая травма и полгода молчания дали о себе знать! Девочка вставала, молчала и садилась на место, не сказав ни  слова! Впрочем, как и на других уроках! С одноклассниками общалась живо и заинтересованно, много  дельных идей подала новым друзьям! А на уроках – ступор!
        Мария Андреевна или догадалась, или выяснила ситуацию, травмировавшую девочку, и однажды она мимоходом попросила Юлю остаться после уроков. И вот тут-то девочку прорвало! Она рассказала учительнице не только то, что слышала на последнем уроке, но и то, что на всех предыдущих! Педагог внимательно посмотрела на ребёнка, всё поняла и поставила «5» за четверть! Всё! Барьер с этого дня был преодолён! Юля быстро выбилась в «хорошисты», а потом и в «отличницы»! Школу закончила и сдала экзамены в 10 классе на «хорошо» и «отлично»!
  Этот талантливый класс был всегда впереди всей школы! Девятый  класс был уже только один! Из двух восьмых классов по 30 человек к выпускным  экзаменам дошло всего 15 человек! Исключить  из школы могли в любое время, из любого класса, если человек не справлялся! Много ребят отсеялось после  экзаменов  в восьмом классе, ведь им пришлось сдавать и за семь классов, и за восемь, потому что как раз в этот год упразднялась «семилетка», а в права вступало решение о «неполном среднем образовании», т.е. «восьмилетка».
    И ещё в одном очень повезло этому классу: директором школы стал Василий Иосифович  Мирошников. Он не только прекрасно преподавал географию, но и был прогрессивным руководителем!
В стране только-только вводилось трудовое воспитание, с обязательным ориентированием на какую-то профессию, а Василий Иосифович ввёл для этого выпускного класса занятия по педагогике и методике обучения малышей в начальных классах! Три раза в неделю, после уроков,  серьёзно и вдумчиво обучала ребят Лидия Савельевна! Это жена того самого физрука, который довёл Юлю до нервного срыва. Кстати, теперь он работал завхозом, и это у него получалось гораздо лучше!
      А Лидия Савельевна не только вырастила почти из всего класса будущих педагогов, но и привила ребятам любовь к этой благородной профессии! Впоследствии  10 человек из 15  получили высшее педагогическое образование и до конца дней были верны этой благородной профессии. Юля, став взрослой, получила  два высших педагогических образования,  разработала собственную  программу обучения младших школьников, заработала  пару правительственных наград и безграничную любовь нескольких поколений учеников!

3.04.2025 г.


Рецензии