Комментарии к поэме Город одиноких мышей 1
https://russolit.ru/books/download/item/4353/
https://disk.yandex.ru/i/zdRPqVzKIPdE0A
Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/bsra/
--------------------------------------------
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Призрак, Синдром Стендаля, Елена Сироткина, Александр Тагаев, Happy Lady, Сергей Лесненко, Ааабэлла, Владимир Сачков, Николай Лобанов, Василий Тюренков
_____________________________________
Город одиноких мышей. Поэма. 1989
http://www.stihi.ru/2002/11/02-333
А как я заторчал, все образы такие родные!
Синдром Стендаля 12.11.2002 15:08
------------------
Ничего удивительного, кругом много мышей… :)
Виталий Иванов 12.11.2002 15:38
------------------
________
В электронном варианте, конечно, читать весьма непросто. Придется, по-видимому, скачать и распечатать, потом уже выдать более качественную рецензию. :))) Серый мышиный образ достаточно точен для ваших идей... Иногда меня, правда, сбивают некоторые языковые огрехи: осушить вместо иссушить, к примеру. Но не в том суть. Вы, кстати, к биологии не имеете профессионального отношения?
Елена Сироткина 14.11.2002 08:35
------------------
Буду очень признателен, если Вы найдете время остановиться на моей поэме подробнее. Этого, по сути, не делал еще никто. :))
К биологии профессионального отношения не имею, как и ко многим другим вещам, которыми я живу. Например, к философии, теории эволюции, информатике, поэзии или прозе… По специальности я технарь, хотя и являюсь членом СП. :)
«Осушает» - в смысле собирает и выкачивает все живое, не просто «иссушает», а именно вытягивает все соки, сознательно или же бессознательно. Т.е. город одиноких мышей – конкретная сущность, именно осушающая.
Насчет «моих идей» - это Вы об идеях конкретно этой поэмы или более широко? :)))
Виталий Иванов 14.11.2002 09:16
------------------
Что ж, так и сделаем - чуть позже пришлю рецензию на мыло, если не возражаете. Со всеми вашими идеями я, разумеется, не знакома, но те, что гуляют по этой поэме, кажутся частью чего-то большего (во всяком случае, есть такое ощущение после прочтения «Города одиноких мышей» и «Коллектиллекта»).
Интервью с Алексом По (кто это вообще такой?) тоже скачала, пусть поможет моему копанию в вашей авторской позиции. :)
Елена Сироткина 17.11.2002 08:40
------------------
- Не только не возражаю, но жду с нетерпением. :)
Сегодня моя авторская позиция совпадает с мировоззренческой. :) Некоторые ее моменты можно найти в интервью Алексу По. Подробнее – на Проза.Ru.
Алекс ведет раздел прозы на сайте СтихиЯ. Там же ток-шоу Алекса По, где, в частности, интервью некоторых участников сайта, в том числе и мое.
Виталий Иванов 17.11.2002 20:18
------------------
________
Здравствуйте, Виталий!
Поскольку по одному из своих образований я философ, ваши высказывания не могли пройти мимо меня. Впрочем, дело не в образовании, а в стремлении как-то объяснить для себя устройство мироздания - из этого стремления, наверное, все философы и вырастают.:) И мне показалось, что человек вы искренний, работающий над собой и желающий добра человекам - эти обстоятельства тоже сподвигли меня на отклик.
А теперь несколько моих соображений после прочтения «Города одиноких мышей». Есть такое ощущение, что лучше бы она называлась «Город одинокой мыши», ведь все, кроме ее центрального героя поэта-мыши, вряд ли могут претендовать на звание одиноких. Хотя я могу здесь заблуждаться, вам виднее. Кстати, не очень понятно, этот поэт - изначально мышь, или он в нее превращается по ходу повествования?
Языковые неточности все-таки встречаются. Осушить-иссушить в русском языке, действительно, отличаются по смысловому окрасу. Осушить - устранить влагу из сосуда, осушить чашу, сделать ее не мокрой, а сухой. Иссушить - как раз сделать сухим что-либо внутри, как бы вытащить все соки не с поверхности, а из самых глубин. Может быть, вы по-прежнему со мной не станете соглашаться в данном случае, но таковы лексические требования. Странным мне показалось и употребление просторечных слов типа «заместо» и «послабже» - конечно, должно быть «вместо» и «послабее». Если бы они выскочили в речи персонажей для подчеркивания каких-то их свойств - другое дело, но тут несколько иной случай. Слово «жареный» - отглагольное прилагательное (есть еще «бешеный», «раненый», «вязаный» и др.), у него суффикс с одной буквой «н». Суффикс «енн» пишется в «прожаренный», «израненный», «вязанный мамой» - то есть тогда, когда есть приставка или некие зависимые слова, считается, что тогда все это причастия, а не отглагольные прилагательные. Это, конечно, из области лингвистической казуистики, не все знают, но поскольку вы человек симпатичный и думающий, считаю своим долгом рассказать.
Думаю, что многие согласятся со мной в том, что вы пишите несколько... длинно. Большой текст или небольшой - решать, конечно, автору, он один знает, какое пространство ему необходимо, чтобы высказаться сполна. Но здесь нет-нет да и возникает чувство какого-то повтора уже прочитанного. Или это мое отдельное ощущение? Не знаю.
Впрочем, я решила написать вам разные подробные слова не для того, чтобы заострять внимание на формальностях. В целом, поэма мне понравилась. Разумеется, сравнение человека с мышью довольно часто используется в литературе (да и в живой жизни), когда речь идет об утрате личностного, духовного начала, откровением такой ход назвать нельзя. Но в данном случае он как нельзя лучше подчеркивает ваше несогласие, и даже возмущение отказом от этого самого личностного начала. Серость, пожирающая все движущееся, а значит, живое, может произвести только пустоту, дыры. Так я поняла прочитанное. Так я сама мыслю.
Извините еще раз за то, что не написала серьезную рецензию - действительно, туго со временем, могу только такие заметки выдавать.
Елена Сироткина 04.12.2002 08:46
------------------
Здравствуйте, Елена!
Большое СПАСИБО Вам за рецензию или, как Вы назвали, «заметки». Для автора важно внимание. Если произведение того стоит, «серьезные рецензии» придут позже. Первая, какого бы объема она ни была, - самая дорогая. :)
Очень рад, что поэма понравилась в целом. Да, наверное, сравнение человека с мышью не ново, но для меня это не было литературным приемом. Текст написался естественно недели за две, почти на одном дыхании, не задумываясь о приемах… В 1989-ом, когда все разваливалось и в магазинах практически ничего не было, а в головах был полный разброд, казалось, действительно живешь в городе одиноких мышей. Наверное, вещь не выстроена философски с полной определенностью. Она писалась чисто на уровне подсознания, интуитивно, потоком ассоциаций. Как написалось, так и сложилось. Не было никакого плана заранее, никакой осознанной центральной идеи. Целостность сложилась по завершению произведения, когда я вдруг понял, что сказал все, что хотел. Что хотел я сказать? Может быть, и сейчас до конца сам не знаю… :)
Да, поэма длинновата немного. Но как из нее что-то убрать? Убрать можно только какую-то главу целиком. А в каждой главе – свой взгляд на тему. Мы как бы смотрим с разных сторон на одно и то же явление. Можно убрать какие-то главы, и количество граней уменьшится. Станет ли после этого качественней описание? Добавить еще? Наверное, можно. Но, Вы правы, и так длинно. Мне кажется, в таких случаях объективная мера – внутреннее ощущение автора. Авторская вещь – мера, соответственно, авторская. Я вижу так эту поэму. :)
Кстати, от самых разных людей, читавших ее (пока таковых, правда, немного), как от профессионалов, так и людей далеких от литературы и философии, чаще я слышал мнение, что поэма читается легко за один раз, не смотря на объем. Значит, скорее всего, мера все-таки выдержана.
Конкретно по замечаниям. Насчет «заместо» и «послабже» - трудно с Вами не согласиться. Мне уже говорили об этом. Подумаю как исправить. «Жареный» - вроде, с одним «н» у меня. По крайней мере, в компьютере и изданной книге. Проверю, как - на Стихире. Насчет «осушить»… Внутренне чувствую, что именно это слово на месте. Еще подумаю.
Вы говорите в своих заметках, что «мои высказывания не могли пройти мимо Вас, как философа по образованию». Интересно, какие высказывания? Именно в этой поэме или где-то еще?
Сам я по специальности не философ. Мое философское образования – два года в технической аспирантуре. :) Но философию нам давали на кафедре философии Академии наук в СПб. Очень неплохо, как мне представляется. В частности, благодарен Замалееву Александру Фазлаевичу, зав кафедрой истории философии ЛГУ СПб. Мы с ним потом много лет поддерживали отношения… Он даже что-то публиковал из моих философских трудов. :))
Согласен с Вами, «философы вырастают из стремления как-то объяснить для себя устройство мироздания». Вот у меня из такого «стремления» сложилась достаточно целостная, на мой взгляд, собственная мировоззренческая система – оптимистическая философия, утверждающая возможность бесконечного развития мира. Некоторые основные ее положения изложены в статье «Проект Вселенная». Если Вам интересно,
https://proza.ru/2001/12/31-26
А в целом философские трактаты объединены в книгу «Свободный полет». Довольно много из нее я уже выставил на Прозе.Ru. Моя страничка –
https://proza.ru/avtor/ivanov_v
Вот некоторые названия трактатов:
«Диалоги с самим собою»
«Методология зла и добра»
«Самораскрывающаяся свобода»
«Этика»
«Религия разума»
«Философия развития»
«Категории и сознание»
«Эволюция информационных систем»
«Человек»
«Законы»
«Государство»
:)
Я не рассчитываю, что Вы будете это все изучать… :) А «Проект Вселенная», может быть, прочитаете все-таки. В статье изложена целостная мировоззренческая система, достаточно коротко. Если, конечно, найдется время… Со временем у всех занятых людей плохо, это я очень хорошо понимаю! :)
Еще раз огромное Вам спасибо!
Виталий Иванов 04.12.2002 09:44
------------------
________
Это ещё более величественное произведение. Буду думать.
Александр Тагаев 11.12.2002 18:46
------------------
Александр. Все серьезное – не требует суеты. Рад, что ты прочитал.
Виталий Иванов 11.12.2002 19:49
------------------
________
Виталий, очень сильное впечатление,
придавлена.
Распечатала, хочу перечитать внимательно.
Happy Lady 03.06.2003 11:20
------------------
Лена, эта вещь выстрадана. Я тоже не умею обманывать...
Виталий Иванов.Миниатюры 03.06.2003
Свидетельство о публикации №125040303053