Задумь и мысль дарованья Господние

                «Мысль – не вещественна, неудержима,
                Неуловима и воплотима».

Внове читал Даниила Заточника...
Складный гудец до нутра пронимал
Словом приточным, целебным источником,
Вещею притчей в задумку запал:
« Скачет иной, что орёл, чрез потрумие,
Ну, а иной возлетает с церквей,
Или с высоких палат без раздумия
На паволоках крылатых затей».
Так и парили Икары русинские,
Выси лобзая на чудных крылах.
Не одолели Мамаи ордынские,
Не отучили гулять в небесах.
Разом припомнилась время опричное:
Кто не с Иваном – того на распыл.
Будь ты хоть смерд,
Хоть пресветлость столичная,
Знать таковую судьбу заслужил.
Ну а Никита, порода свободная,
С церкви «Распятской» вспорхнул и восстал.
И разнеслася молва всенародная,
Как Иоанн рокотал и роптал:
«Грешно и срамно людскому обличию
Крылья иметь, по-сокольи летать,
И, уподобившись образу птичьему,
Выдумкой дьявольскою трепетать.
Дело – не божье с нечистою силою
Знаться да волей бесовской творить.
Псу окаянному – злу древокрылому
Голову снять и в куски изрубить;
Выбросить свиньям на пир и съедение, –
Шаткие души стеречь и сберечь,
И литургию во благо спасения
В срок отслужить, а придумщину сжечь».

И при «тишайшем царе», и «петровщине»
Руская поступь пыталась взлететь,
Над иноземным ярмом заполошенным
Вольное сердце вселенно распеть.

Задумь и мысль – дарованья Господние.
Не зауздать волхованье мечты
Ни на судилище, ни преисподнею,
Ни рубежами засечной черты.

Всё, что мечталось, свершится и сбудется,
Лёгким крылом высоту облетит,
Явью земной незабвенно потрудится,
Дерзкую мысль до конца воплотит.


«Яко орел, ин, воспад на отояр (конь), бегает чрез потрумие (подобно орлу иной человек, сев на коня, мчится по ипподрому), отчаявся живота, а иный летает с церкви, или с высокие полаты, паволочиты  крилы имея». / Из «Моления Даниила Заточника» /.
Даниил Заточник – Руский книжник, публицист конца 12 – начала 13 века.
Потрумие – ипподром.
Никита – холоп Никита сын Тимофеев во времена Ивана Грозного. В поминальных синодиках его имя не упоминается. Скорее всего его не казнили, а строго наказали, как случилось ещё с одним испытателем при Алексеи Михайловиче Романове, которого побили батогами. Но побили не за то, что пытался  взлететь, а за то, что не возвратил деньги.
«Распятская церковь» – церковь-колокольня в Александровской слободе. При опричнине – ставка Ивана Грозного.
«Человек не птица, крылья не имат, аще же приставит крылья деревянны, противу естества творит. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить ему, выдумщику, голову, тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение, а выдумку сию, аки диавольской помощью снаряженную, после Божественной Литургии, огнем сжечь /1565 -1572 гг. /. Хотя многие утверждают, что эта запись более позднего времени, и только лишь ложно приписывается Ивану Грозному. В данном случае важно не конкретное имя, а  направление мысли.

Представлены работы следующих живописцев: Илья Глазунова (зеркальное отражение ), Гелия Коржева ( 3 работы ).


Рецензии