Змей и Ева Франца фон Штука
Смотрите: вот она, Ева Штука. Не робкая праматерь, но воплощенная Чувственность. Ее тело – гимн плоти, сияющее, магнетическое. И рядом – Змей. Не просто лукавый искуситель, но мощная, изначальная Сила. Он обвивает ее, проходит сквозь ее лоно, их тела сплетены в объятии, которое пугает и завораживает одновременно. Это не падение. Это… слияние.
Что если библейский сюжет – лишь экзотерическая оболочка, скрывающая эзотерическую истину? Что если "грехопадение" – это не проклятие, а необходимый акт в драме вселенской энтелехии? Той силы, что движет все от Альфы к Омеге, от Единого к Многому и обратно к Единому.
И Змей – не враг, но проявление этой Спиральной Силы. Силы, что отделяет нас от первозданного единства с Богом, даруя индивидуальность, "самость", но одновременно – она же и есть путь обратно, лестница восхождения. Спираль ДНК, закрученная вправо. Спирали раковин моллюсков, вправо или влево. Сама плоть, удерживаемая невидимыми спиральными вихрями энергии. Вездесущий, всепронизывающий Змей – это сама ткань проявленного мира, сама динамика бытия.
Чувственность на материальном плане, чей апогей – то самое, шокирующее обыденное сознание, сексуальное единение Евы и Змея в Эдемском саду (или в мире тонкой материи, где и разыгралась истинная драма), – это лишь нижний виток спирали. За ним стоит высший, непостижимый Смысл этого единения. Слияние не просто тел, но принципов. Соприкосновение Души мира (Евы) с творящей, динамической Силой (Змеем). Акт, порождающий не только отделенность и знание "добра и зла" (различия), но и само сознание, саму возможность познания.
Эта Спиральная Сила, этот Змей – это и есть вибрация жизни. Вибрация плоти, охваченной страстью. Спанда – так называют ее в тантрических учениях – пульсация Вселенского Змея, изначальный трепет, из которого рождается все сущее. И высшее выражение этой вибрации, ее сокровенный звук – ; "Ом".
Именно в Женщине, в ее природе, сокрыта тайна этой Спанды, этого единства противоположностей. Единства высочайшей боли (рождение, страдание, смерть) и высочайшего наслаждения (любовь, экстаз, творение). Стон страстный и стон смертный – в них вибрирует одна и та же Сила, одна и та же нота. И высшее посвящение – не в аскезе, не в бегстве от мира, но в способности услышать в этом стоне, в этой вибрации плоти и духа, то самое заповедное "Ом".
Вспомним Гумилева, его умирающего Дракона в «Поэме начала»:
И звенело болью мгновенной,
Тонким воздухом и огнем
Сотрясая тело вселенной,
Заповедное слово Ом.
Боль и Огонь рождают Слово. Смерть Дракона (Змея?) высвобождает изначальный Звук.
Этот Звук, этот стон-вибрация, это заповедное "Ом" – оно звучит и в картинах Штука. В напряженных телах, в сияющих глазах Евы, в могучих извивах Змея. Тот, кто обладает мистической синестезией, кто способен слышать цвет и видеть звук, возможно, уловит его – тихий, глубинный гул творения и разрушения, боли и экстаза.
Но картины – лишь отражение, лишь намек. Истинное Посвящение требует иного. Оно требует услышать это "Ом" не в красках и символах, а в самой жизни. Услышать его в стоне страстном, в вибрации живой плоти, охваченной Любовью, которая есть и Боль, и Наслаждение, и Смерть, и Рождение.
А для этого… для этого все-таки нужна живая Женщина. Не символ, не идея, но живая Ева, несущая в себе память о Змее и способная своим стоном, своим экстазом, своей болью и своей любовью открыть врата к тому самому изначальному Звуку, к тому самому заповеднному "Ом", что сотрясает тело Вселенной. Ибо именно в ней, в Женщине, Спиральная Сила Змея находит свое высшее проявление и свой путь обратно к Единому.
Свидетельство о публикации №125040206264