Размышления об Иисусовой молитве
Евангелие говорит о поклонении «в духе и истине» (Ин. 4:23–24), о склонении пред тем, что превосходит человеческое. Через Иисусову молитву — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» — человек не просто произносит имя; он начинает дышать ;; ;;;;;;;;, в Духе. Но что это значит? Не техника, не ритм повторений и не созерцание пупа, хотя и они, как отголоски древних практик, не лишены смысла. Тайна молитвы — в преображении дыхания: человеческое, земное, уступает место «блаженному дыханию» Духа.
Мехтильда видела в этом струящийся поток, но можно взглянуть и глубже — к истокам тела и духа. В теле человека есть центр, именуемый в анатомии plexus celiacus, солнечное сплетение, дыхательный узел, который древние традиции — от йоги до мистики Востока — связывали с жизненной силой, праной, «чакрой». Обычный человек дышит воздухом, как младенец во чреве матери питается через пуповину, не зная свободы открытого мира. Но, подобно тому как дитя рождается, обретая способность вдоха, подвижник через молитву рождается заново — в Духе, о чём говорил Иисус Никодиму: «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Это второе рождение не от плоти, но от Духа, когда plexus celiacus, созрев, раскрывается, становясь проводником не только воздуха, но и божественного дыхания.
Йога веками оттачивала искусство дыхания, возводя прану в центр бытия. Воздух, которым мы дышим, — лишь тень той силы, что струится в мироздании. Добавь к этому Имя — будь то Яхве, Иисус или Аллах — и дыхание обретает голос, становится молитвой. Физиология едина для всех: индус, христианин, мусульманин — их лёгкие не различают границ веры. Почему же мистический путь должен дробиться? Разве не одно дыхание, преображённое Духом, струится через человека, независимо от имени, которым он зовёт Единое?
И всё же Иисусова молитва — не просто техника. Её нельзя свести к количеству повторений или выверенному ритму вдохов. Она — не о «дозревании» чакры как цели, но о встрече: Дух дышит там, где хочет (Ин. 3:8), и человек, склоняясь пред этим дуновением, обретает себя в нём. Plexus celiacus — не ключ, а сосуд: он не творит молитву, но вмещает её, подобно тому как лёгкие не создают ветер, а принимают его.
Подвижники, повторяющие Имя, не ищут эффектов — они ищут преображения. Как младенец, выходя из утробы, кричит, впервые вкушая воздух, так душа в молитве кричит к Богу, впервые вкушая Дух. Это не созерцание пупа, не подсчёт вдохов, но рождение — болезненное, живое, необратимое. Мехтильда назвала бы это «струящимся светом», йог — пробуждением праны, христианин — сошествием благодати. Имена различны, но дыхание одно — то, что струится от Бога и возвращается к Нему.
Так в чём же тайна Иисусовой молитвы? Не в словах, не в теле, но в том, что за ними: в замене тленного дыхания вечным, в преображении человека из сосуда воздуха в сосуд Духа. И когда это происходит, повторение Имени становится не техникой, а пением — гимном, что звучит в глубине, где Дух и душа сливаются в единый вдох.
Свидетельство о публикации №125040204192