Тень Антиноя и вино Диониса
Воздух Александрии, густой и влажный, как дыхание умирающего бога, казалось, лишь усугублял его страдания. Он почти не выходил из дворца наместника, дела Империи вершились будто сквозь пелену его отсутствия. Приближенные, в своем искреннем, но, возможно, неуклюжем желании утешить Цезаря, пустились на хитрость. Прошел слух, что где-то в Фиваиде, в древнем Диосполе, отыскали юношу невероятной красоты. Говорили, в нем было что-то от чистоты греческой статуи и одновременно – от загадочной грации египетских богов. Имя его стерлось из моей памяти, но помню шепот: он был само совершенство, способное, как надеялись царедворцы, отвлечь Императора от его темных дум, стать хотя бы слабым эхом... того, другого.
Но Адриан, узнав об этом, лишь плотнее завернулся в свои одеяния скорби. Он не пожелал даже взглянуть на мальчика. Не из гнева, нет. Скорее, из какого-то глухого, отчаянного упрямства, из верности той пустоте, что оставил после себя Антиной. Зачем ему живое напоминание о том, что утрачено навсегда? Зачем ему эта фальшивая монета красоты, когда подлинное сокровище поглотила река? Так прошла неделя, потом вторая. Мальчик из Диосполя жил где-то во дворце, невидимый, как призрак надежды, которую отвергли. Тишина вокруг Императора звенела громче кимвалов.
И тогда вмешались жрецы и авгуры. Возможно, египетские жрецы Сераписа, возможно, римские толкователи воли богов – в Александрии все смешалось. Они видели, что человеческое утешение бессильно. И они обратились к богам. Не к строгим богам Капитолия, но к тому, кто понимал и безумие, и горе, и экстаз – к Дионису, или Вакху, как звали его мы, римляне. Они убедили Адриана – возможно, сыграв на его любви к мистериям или просто на его отчаянии – что необходимо почтить бога вина и забвения, совершить возлияния, попытаться растворить горе в священном опьянении.
Был устроен пир – тихий, сумрачный, больше похожий на тризну. Адриан пил. Пил много, молча, словно принимал лекарство. Глаза его оставались сухими, но взгляд понемногу туманился, ледяные оковы его души, казалось, начали подтаивать под действием вина. И в тот момент, когда Император был уже во власти бога, жрецы подали знак.
И тогда появился он – мальчик из Диосполя. Одетый в простую белую тунику, с венком из плюща на темных кудрях, он нес золотую чашу, до краев наполненную лучшим вином. Он приблизился к Императору неслышно, грациозно, как юный бог, сошедший с фрески. В его глазах не было ни страха, ни заискивания – лишь спокойное сияние юности. Он молча протянул чашу Адриану.
Император поднял голову. Его взгляд, расфокусированный, блуждающий, остановился на юноше. Что он увидел в нем в тот миг? Отблеск Антиноя? Или просто воплощение жизни, вторгшейся в его царство смерти? Никто не знает. Но он медленно, словно во сне, протянул руку и взял чашу. Он посмотрел на мальчика долгим, нечитаемым взглядом, а потом осушил вино до дна.
В тот вечер лед тронулся. Император не стал веселее, нет. Но что-то в нем надломилось, или, наоборот, соединилось. Он заговорил – тихо, отрывисто, о звездах, о стихах, о чем-то еще. Он позволил мальчику остаться рядом, наполнять его чашу. Не утешение, но передышка. Благословение Вакха, принесенное руками невинности.
Конечно, скорбь не ушла навсегда. Она возвращалась – темными волнами накатывала на него, и тогда снова требовались жертвы Бахусу и, возможно, тихие подношения Венере, богине не столько страсти, сколько нежности и памяти о красоте. Но что-то изменилось необратимо.
А позже, когда по всей Империи начались обряды обожествления Антиноя, когда возводились храмы и статуи новому богу, я узнал поразительную вещь. В некоторых тайных ритуалах, особенно здесь, в Египте, участвовал тот самый мальчик из Диосполя. Он символизировал собой Антиноя – не как замена, но как живое воплощение, медиум, через которого божественная суть погибшего юноши могла явить себя миру. Странная, горькая мистерия, где живая красота служила сосудом для памяти о красоте мертвой, ставшей бессмертной. И глядя на него, я думал о хитросплетениях судьбы, о безднах скорби и о том, на какие странные жертвы и обряды порой толкает людей любовь, пережившая смерть.
Свидетельство о публикации №125040203778