Великий Иерофант
Вглядитесь в карту V Старших Арканов Таро. Перед нами не просто священник или учитель, но Великий Иерофант – живое воплощение пути, символ, стоящий у врат посвящения. Это Аркан фаустовского человека, души, вечно стремящейся, ищущей, готовой заключить пакт – не с тенью, но со светом – ради познания и трансформации. И пентаграмма, эта звезда микрокосма, символ человека во всей его полноте, сияет как в начале, так и в конце его дерзновенного пути. Она – карта и компас, обещание и итог.
Путь этот – не прогулка по саду догм, но суровое горнило алхимической трансмутации. В космический тигль брошены четыре стихии – земля плоти, вода чувств, воздух мысли, огонь воли. Но для Великого Делания их недостаточно. Нужна пятая – Quintessentia, Дух, Эфир, связующий земное и небесное. И процесс этот разворачивается не в вакууме, но на стыке двух миров: мира явленного, где мы ступаем и спотыкаемся, и мира сокровенного, откуда нисходят искры божественного огня.
Кто же истинный Алхимик? Не только сам искатель, этот "прото-Фауст", несущий в себе искру беспокойства и жажду знания. За ним, сквозь него, действует сама Natura Naturans – Природа Творящая. Не природа как совокупность объектов, но, как учил Спиноза, та Реальность, что "существует сама по себе и представляется сама через себя". Это само Дыхание Бытия, вечно рождающее, вечно преобразующее. Иерофант – это точка, где Natura Naturans смотрит на свое собственное творение, достигшее определенной ступени зрелости.
Движущая сила этой трансформации – Божественный Огонь. Он не сжигает дотла, но очищает, переплавляет, возносит. В "прото-Фаусте", в человеке, стоящем у порога Делания, этот Огонь присутствует как Vir – мужественная, оплодотворяющая сила, "семенной Логос" (;;;;; ;;;;;;;;;;;) стоиков. Это изначальный импульс, творческий потенциал, сама буква Алеф (;) – первый вздох творения, символ могучей, но еще не вполне проявленной силы, часто ассоциируемый с Тельцом (Быком), знаком земной мощи и плодородия, чьи символы – ключи, колонны, сама фигура Иерофанта – вплетены в ткань Аркана.
И вот, когда Делание близится к завершению, когда стихии уравновешены, а Квинтэссенция пронизала все существо искателя, происходит чудо, описанное в Псалме (85:11-12):
;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;
Милость (Хесед) и Истина (Эмет) встретились,
Правда (Цедек) и Мир (Шалом) облобызались.
;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;
Истина из земли произросла,
и Правда с небес призрела (взирает, смотрит вниз).
В фигуре Иерофанта свершается эта священная встреча, этот hieros gamos понятий. Не просто человеческие добродетели, но божественные эманации, мужские (активные, формирующие) начала находят точку соприкосновения. Истина (Эмет), взращенная трудами на земле, в горниле опыта, встречается с Милостью (Хесед), нисходящей свыше. И Правда (Цедек), как высший принцип справедливости и порядка, взирает с небес, признавая свершившееся, и лобызается с Миром (Шалом), обретенным через гармонизацию противоположностей. Земное восходит, Небесное нисходит – и в точке их встречи рождается Иерофант. Он – тот, на кого "Правда с небес призрела", признав его достойным инициации, достойным держать ключи от врат между мирами.
Но Иерофант – не застывшая статуя, не конец истории. Как прозорливо заметил Алистер Кроули, "Полностью истолковать смысл этой карты пока что невозможно, ибо лишь ход дальнейших событий покажет, как будет развиваться новый поток посвящения". Иерофант – это хранитель традиции, но живой традиции. Он не только передает знание прошлого, но и является проводником для нового потока, для развивающегося понимания Божественного. Он – мост не только между землей и небом, но и между прошлым и будущим Посвящения.
Так Великий Иерофант предстает перед нами как символ реализованного фаустовского стремления: человек, прошедший через огонь трансмутации, соединивший в себе миры и стихии, признанный Небесами и укорененный в Земле. Он – живая Пентаграмма, точка пересечения Милости и Истины, Правды и Мира, вратарь на пороге вечно разворачивающейся Тайны. Он держит ключи не только к прошлому знанию, но и к будущему пониманию, к тому потоку, смысл которого нам еще предстоит постичь.
Свидетельство о публикации №125040203737