Да зачем им Древний Египет?!
К вопросу о стандартах литературного образования
Чему учить наших детей сегодня, на исходе второго тысячелетия новой эры?
Западные социологи давно уже все просчитали и назвали в качестве основной тенденции мирового развития тенденцию к интеграции как в экономическом ( что уже является фактом сегодняшнего состояния мирового сообщества), так и в культурном плане. Сегодня человек ощущает себя вне каких бы то ни было пространственных границ - хотя бы по причине высокого уровня развития технологий: сидя у экрана телевизора или компьютера мы находимся одновременно в разных точках земного шара, который уже не кажется таким уж огромным. Сняв трубку телефона, можно говорить с человеком, позвонившим с противоположного конца земли так, будто он в соседней комнате. Долгожданная, хотя и не всем пока доступная свобода передвижения все еще является для нас экзотикой, тогда как во всем остальном мире границы между странами - вещь вполне условная.
Национализм в наши дни является последним прибежищем политических авантюристов. Когда же мы наконец поймем это? И, не забывая родных пенатов, повернемся лицом ко всему остальному человечеству? Более того - не пора ли окончательно раздвинуть и временные границы нашего существования? И не только весь мир, но и всю историю человечества ощутить своей родиной?
Недалекой от истины является и та точка зрения, что этот путь - единственный, следуя которым человечество может сохранить духовное, нравственное и даже физическое здоровье.
Несколько лет назад мне попалась в журнале "Знание - сила" (номер 1 за 1984 год) статья В.П.Алексеева и В.С. Ротенберга, посвященная последним открытиям в исследованиях нейрофизиологии мозга, суть которых заключается в том, что на всех этапах антропогенеза возникало противоречие между биологическими стереотипами поведения и требованиями все более усложнявшейся социальной среды, созданной самими же представителями того или иного этапа антропогенеза. Чтобы разрешить это противоречие, мозг человека вынужден был эволюционировать - происходило качественное изменение в его строении. Дальше цитирую: "Аналогичная опасность стереотипизации индивидуального поведения подстерегает и нас. Технологическое обеспечение НТР требует все большей и большей специализации, которая, хотим мы того или не хотим, все больше и больше ограничиваем нашу поисковую активность. Снижение же ее приводит к серьезным психофизиологическим расстройствам, так как перестает уравновешивать стрессовое давление все усложняющегося социума. Получается, казалось бы, заколдованный круг - человеком же созданная НТР начинает превышать его же возможности по "вписыванию" в нее. И здесь, мне кажется, существует пока еще мало привлекающее к себе внимание обстоятельство - многообразие культур в единой общечеловеческой культуре. Ведь каждая из них вырабатывает свой принцип мышления, свою систему контактов, свои методы стрессового контроля. Мы же, говоря о взаимоотношении психики и НТР, автоматически подразумеваем т.н. европейское мышление. Но ведь, обобщая, это - одна из специализированных форм мышления, а следовательно, и поведения. И, продолжая аналогию - в чистом виде, действительно, может стать тупиковой ветвью культурного развития". И дальше - самое важное в контексте данного разговора: "Думается, что воспитываемое с детства умение мыслить в разных координатах, дающее принципиально неограниченные возможности улавливать принципиально неограниченную многозначность мира,- мощнейший адапционный резерв нашего мозга. Тем более, что способность к такому полифоническому мышлению - биологически обусловленное свойство
человеческого мозга. Обусловленное структурой его".
Спустя четыре года, 1 июня 1988 года,"Литературная газета" опубликовала интервью с В.В.Ивановым, автором книги "Чет и нечет: ассиметрия мозга и знаковых систем", в котором он высказал близ-
кую к цитировавшейся мысль о том, что "развитые общества должны иметь много знаковых систем", и высказал гипотезу о т.н. "японском чуде": что его причиной является знаковое двуязычие каждого представителя японской нации и" мозг их устроен не совсем так, как наш".
Никакого резонанса в области школьного литературного образования эти две интереснейшие публикации не получили, да это и не удивительно: в информационном океане тонет бесследно многое. Возможно, и эта статья пройдет незамеченной. Однако я глубоко убеждена, что альтернативы открывающемуся пути нет. И те, кто сегодня восклицает: "Да зачем нашим детям древний Египет?!" - просто не чувствуют того, что в воздухе витает. А вот дети чувствуют. Когда им читаешь древнеегипетские пророчества, они восклицают: "Да это же все у нас было в семнадцатом году!" А некоторые тихо говорят: "И сейчас есть". И глаза их наполняются болью, потому что они видели, как младенцев разбивают о стены. И ребенок, который пережил такой ужас, увидев, что точно так же уже было несколько тысячелетий назад, наверное, как-то более осмысленно будет воспринимать происходящее сегодня. Не более хладнокровно - нет, но это его не сломит, не опустошит. И взяв в руки Книгу Перемен и убедившись, что свет всегда приходит на смену ночи, и еще раз потом в другой книге прочтя слова о том, что тьме никогда не объять его, он станет сильнее и будет готов к нелегкой работе жизни, которая, может, и состоит лишь в том, чтобы принести в мир и оставить после себя маленькую частицу добра.
"Но всмотримся в самих себя, прислушаемся к вселенскому гулу наших сердец - разве не плещется в них разгорающаяся плазма доброты? И не в том ли, что каждый из нас всего лишь капля этой плазмы, заключается наше спокойствие перед черной дырой?" Это сказал один из самых глубоких и один из немногих не потерявших связь с древнейшим опытом человечества писатель современности Анатолий Ким. Когда я предложила статью о нем в один маститый околошкольный журнал, то получила такой ответ: "Ким? Писатель без руля и без ветрил!" Он был очень доволен собой, этот чиновник от культуры. И я в который раз ужаснулась тому, кто сочиняет нам стандарты, по которым мы вот уже какое десятилетие продолжаем убивать в душах наших детей свет.
конец 90х
Свидетельство о публикации №125040104868