Рождество в русской литературе
По мнению многих исследователей русской обрядовости,
Святки и Рождество - любимые праздники русского народа.
И потому, должно быть, так много в русской литературе про-
изведений, связанных с этой темой.
Два ключевых момента следует отметить, рассматривая
весь круг "рождественской" литературы. Первое - это двоякую
ориентацию писателей и поэтов, обращавшихся к этой теме:
подчеркивание языческих либо христианских мотивов в праздно-
вании Рождества, тяготение к фольклорному либо евангельскому
мировоззрению ( иногда - сочетание того и другого, однако,
как правило, с нравственным акцентом религиозного характера).
И второе - то, что развитие этой темы в русской литературе
тесно связано с изменениями в социальной и исторической жиз-
ни народа, так что, проследив тему Рождества в литературе,
можно составить отчетливое представление об основных пробле-
мах и тенденциях исторического развития России за прошедшие
два столетия.
Три основных этапа можно выделить, говоря об изображе-
нии Рождества в русской литературе. Первый - это начало 19
века, вспыхнувший интерес к народу, его жизни и творчеству,
что связано как с влиянием романтической философии, так и с
первой отечественной войной 1812 года. В литературе этого
периода мы отмечаем интерес прежде всего к внешней стороне
праздника. Здесь и 5 глава "Евгения Онегина", и "Страшное
гадание" Бестужева-Марлинского, баллада Жуковского "Светлана"
и "Ночь перед Рождеством" Гоголя. Последние три произведения,
рисуя картины народной жизни и обычаев, исполнены христиан-
ской морали. У Пушкина же вся святочная экзотика чисто фун-
кциональна. Это и способ характеристики героини ( Татьяна -
"русская душою") и ,как убедительно показал Ю.М.Лотман в
своих комментариях к роману, композиционный прием, готовящий
рассказ о событиях 6 главы - смерти Ленского).
Литература второй половины 19 столетия, времени обост-
рившихся социальных противоречий, эпохи "политической", по
словам Тургенева, противопоставившего свое время пушкинско-
му - "литературному", озабочена, в соответствии с обществен-
ными настроениями, "страданиями народа". Самым ярким произве-
дением, демонстрирующим принципиально иное исполнение темы
Рождества по сравнению с началом века, является "Мальчик у
Христа на елке" Достоевского. Этот рассказ, не оставляя надежды
разрешить противоречия на земле, показывает возможность
восстановления справедливости на небесах.
На исходе столетия, в 1899 году, Леонид Андреев в сво-
ем "Ангелочке", исполненном безысходности, поставит крест на
всех надеждах. Блок в статье "Безвременье" убедительно вскры-
вает связь этих двух рассказов с болезнью русского общества,
болезнью, которая завела Россию в тупик. Выход из него был
найден в семнадцатом году. Однако он, как теперь уже никто
не сомневается, оказался еще более страшным.
Следует отметить два произведения второй половины 19
века, в которых мы встречаемся с изображением Рождества, не
характерным для общего состояния литературы той поры. Это,
во-первых, рассказы Лескова и во-вторых, описание святок в
романе Толстого "Война и мир" ( 4 часть II тома).
Рассказ Лескова "Пустоплясы" является как бы переходным
между литературой начала века и более поздней. Существуя в
традиции фольклорного сказа, произведение является не чем иным,
как проповедью Христовой любви ( как и в рассказе "Под Рож-
дество обидели", действие которого, правда, происходит в го-
роде и потому лишено картин деревенских святок ). Чем объяс-
нить отсутствие социального надрыва в звучании этой томы у
Лескова? Скептицизмом, если не больше, писателя по отношению
ко всякого рода демократическим тенденциям в обществе, тем
самым скептицизмом, который и поныне держит блистательного
русского прозаика за пределами школьной программы. Тем не менее
лесковское "бедное дитя", через которое "Господь наше сердце
пробует", станет как бы визитной карточкой рождественской
прозы позднейшей литературы.
Традиция фольклорного сказа присутствует и в произведе-
нии Куприна "Чудесный доктор", но опирающийся на "семейное
предание" автор придал "устному рассказу письменную форму",
и лишь в самом конце звучит живой голос хранителя предания.
Куприн - писатель, для которого более органична стихия пись-
менной речи, и потому выдержать все произведение в форме
сказа для него вряд ли было творчески удобным.
Что касается Л.Н.Толстого, то замысел его романа о де-
кабристе был связан с эпохой начала девятнадцатого века,
и потому изображение святок в семействе Ростовых выдержано
им в тоне литературы того времени. Это и ряженые, и катания
в санях ночью, и гадания Сони и Наташи на зеркале. Интересно,
что, как и у Пушкина, неудавшееся гадание ( ни Наташа ни Соня
ничего не видят в зеркале) связано с последовавшими затем со-
бытиями: разрывом Наташи и Андрея и неудавшейся попыткой
Николая Ростова жениться на Соне.
Тема Рождества почти исчезает из русской литературы
послереволюционного периода либо звучит приглушенно и печа-
льно, как в рассказе А.Грина "Новогодний праздник отца и ма-
ленькой дочери". Любовь здесь - это не естественное состоя-
ние человека, но мучительное преодоление своего одиночества.
Несколько похоже звучит эта тема и в рассказе В.Набокова
"Рождество". Но насколько же память о светлом семейном пра-
зднике сильнее у писателя-эмигранта! В рассказе Набокова
отец, потерявший сына, вновь обретает способность счастья.
У Грина же счастье присутствия любимой дочери осознается
лишь ценой утраты того, что составляло смысл жизни ученого-
затворника.
Венчает это умирание темы "Святочная история" М.Зощен-
ко, которая и начинается как реквием по прошлому: "Нынче
святочных рассказов никто не пишет. Главная причина - ничего
такого святочного в жизни не осталось". И описываемые далее
события оставляют чувство полного опустошения и обмеления души.
Возрождение темы Рождества происходит в поэзии, и это
не случайно: образ поэта как воплощение свободы творчества
и незыблемых духовных ценностей имеет глубокие корни, фор-
мируясь уже в античности. Слово поэта не подвластно времени
и в смысле бессмертия и в смысле независимости от земной власти.
Характерно, что во всех произведениях, о которых пой-
дет речь, эта тема решается исключительно в евангельской
традиции, что связано, вероятно, как с противостоянием гос-
подствовавшей идеологии, так и с уничтожением народной куль-
туры в советское время.
В стихотворении Б.Пастернака "Рождественская звезда"
мы видим переплетение двух тем: рассказ о рождении Иисуса
и воспоминания о детстве, о светлом празднике с золотыми
шарами на елках. У Иосифа Бродского в стихотворении с тем же
названием совершенно другое настроение: подобных воспомина-
ний поэт не имел, да и положение изгнанника наложило печать
на все творчество поэта, в том числе и на это стихотворение,
в котором главное чувство - одиночество Иисуса уже при рож-
дении: ему холодно в вертепе, перед лицом Отца, который при-
стально, не мигая смотрит на него с небес.
И наконец, замечательное "Путешествие волхвов" Ольги
Седаковой, окончательно переводящее эту тему в круг еванге-
льской, мифологической традиции. Сложная субъективная сим-
волика, музыкальная организация текста, глубинное течение
поэтической мысли, совершенство стиха - все это признаки не
просто литературы ( в отличие от фольклора ), но литературы
для узкого круга ценителей. И это тоже показательно как при-
мета времени, когда было создано стихотворение: к концу 20
столетия народ ( уже "советский" ) в массе своей давно пере-
стал быть носителем и хранителем фольклора, а официальная
литература почти потеряла право называться литературой. Таким об-
разом, закрытое звучание темы по сравнению с началом 19 века
является лишь выражением тех культурно-исторических процес-
сов, которые мучили Россию на протяжении более чем ста лет.
Далеко не все произведения о Рождестве были упомянуты
в этой статье. Чехов, Бунин, Короленко, Булгаков - да навер-
ное, у каждого русского писателя и поэта можно найти изобра-
жение Рождества. Тема эта поистине неисчерпаема. Целью же
предложенного беглого обзора являлось лишь наметить основные
тенденции ее развития в русской литературе двух последних
столетий.
Свидетельство о публикации №125040104637