Гиперреализм
О новых тенденциях в современном искусстве
Возможно, все эти штучки - лишь издержки научно-технической революции и им отмерен короткий век. А может быть, поиски гиперреальности - начало новой эры в искусстве, эры сотворчества как условия возникновения художественной реальности?
Говорят, новое - это прочно забытое старое.
Древнее искусство, будучи воплощением коллективного опыта, было безымянным. Словесное творчество носило жанровый характер, каждый жанр выполнял конкретную, только перед ним стоявшую задачу: миф объяснял устройство мира, сказка передавала нравственный опыт старшего поколения, гимн обеспечивал покровительство высших сил, поэзия являлась летописью
частной и исторической жизни, афоризм - поучал, эпос хранил предания о славном героическом прошлом, которые должны были быть вечным примером для подражания.
Следующий принципиально новый этап в истории искусства связан с утверждением индивидуального авторства, которое ,поначалу, не отрицало, а органично использовало весь предшествующий опыт, продолжая ту или иную жанровую традицию, а иногда являя собою калейдоскоп, фейерверк жанров.
Постепенно господствующее положение среди прозаических жанров в литературе нового времени занял роман, а на долю поэзии как чистого слова выпал приоритет по части утверждения принципа индивидуальности стиля.
Кино, возникшее на пересечении театра, литературы и живописи, очень быстро сообразило, что к чему и стало называться искусством режиссерским.
Двадцатый век, сопровождавшийся бурным развитием научно-технической культуры, сделал возможным соучастие субъекта восприятия в самом процессе создания произведения искусства. Сначала магнитофон, позволивший закрепить вариативность как норму, затем видео, давшее возможность заглянуть в монтажную лабораторию фильма. И наконец – компьютерная литература, которая вообще не существует без читателя.
Пожалуй, все-таки, это не каприз, не мода. Поиски гиперреальности, может быть, неосознанно, давно волновали поэтов и писателей. Что такое открытые финалы Пушкина или пропущенные строфы "Евгения Онегина"? Не попытка ли стимулировать работу чувства и мысли читателя? А в литературе двадцатого века подобных экспериментов уже достаточно много, чтобы говорить о них как о тенденции: "Орландо" Вирджинии Вульф, так неудачно
воплощенный в кино, и, напротив, нашедший в экранизации адекватное выражение той свободе прочтения, к которой стремился автор,роман Джона Фаулза "Женщина французского лейтенанта". "Выигрыши" Кортасара - открытая игра с читателем, прямо-таки просящаяся на экран компьютера.
Много подобных экспериментов и в современном театре, как в драматургии, так и в практике театра.
В этом же русле существует, по-видимому, так называемая авторская книга как реакция на наступающее, как, прекрасная в своей обреченности попытка остановить неумолимый ход времени.
Возможно, кому-то все это не представляется серьезным. Возможно даже, уровень произведений, рассчитанных на такое вот коллективное потребление, и станет ниже, чем шедевры прошлых столетий. Но время остановить невозможно, "трагедий не вернуть", а смотреть в лицо своей эпохе необходимо, чтобы в один прекрасный момент не оказаться вне игры, которая уже давно началась. Ведь что такое центонная поэзия? А кинематографические ремейки? Что это, как не форма соучастия, не попытка вернуться к давно позабытому принципу коллективности творчества?
Поразительна эта потребность в подлинной общности, возрождающаяся вопреки кошмару существования в условиях муравейника, где человек безнадежно отторгнут от самого себя.
Мне кажется, те процессы, о которых идет речь, не являются предметом осмысления только лишь искусствоведов, но должны подтолкнуть школьную педагогику и методику на поиски новых путей, более адекватно отвечающих потребностям наступающей эпохи. Третье тысячелетие - на носу. Как шутили во времена пушкинской юности, смотря на чьем носу - а то еще
и отобедать успеем. Может и успеем, если все вместе - и теоретики искусства, и психологи, и учителя, и деятели литературы, театра, кино - соберемся и подумаем: чему и как учить тех, кто сегодня лишь первым криком огласил наш такой большой и такой хрупкий мир.
Свидетельство о публикации №125040104503