Два в уме

                ДВА  В  УМЕ               
       Об индивидуальном подходе к процессу обучения

(опубликовано в «Учительской газете» 26 сентября 1995 года

                "...И вот близился самый страшный
                момент в моей жизни - экзамены по
                по английскому и физике. Про экза-
                мены я писать не буду, потому что
                даже не хочу о них вспоминать. Они
                вошли в мою жизнь, как кошмарный
                сон. Впереди стояли экзамены в ин-
                ститут..."

                Из сочинения ученика 7-го
                класса "Я через 10 лет".
 

    С долгожданным приходом психологии в школу перед думаю-    

щим и владеющим информацией учителем встала проблема, на пе-

рвый взгляд, неразрешимая - проблема необучаемых или трудно

обучаемых детей. А точнее - проблема природных различий и их

влияния на способности и обучаемость. Долгие годы не только

духовное, но и природное подменялось в нашей стране социаль-

ным. Помню, как моя классная руководительница изумлялась то-

му, что девочка из "интеллигентной" семьи учится слабо, а вот

ребенок из "простой" - круглый отличник. Моей учительнице ка-

залось это вопиюще ненормальным. Да и мы сами, что греха та-

ить, объясняем плохую успеваемость того или иного ученика ча-

ще всего условиями воспитания и ставим крест на ребенке еще

до того, как успеваем в первый раз вызвать его к доске, а

просто ознакомившись с его анкетными данными. И как-то умал-

чиваем о тех детях, которые родились в социально здоровых,

"интеллигентных" семьях, но при этом почему-то не могут учи-

ться выше, чем на "3".

     Психология пришла в школу, но психология анкет и вопрос-

ников, так называемая социальная психология. Тогда как решить

проблему способностей и обучаемости может только психология

дифференциальная, базирующаяся на психо-физиологических раз-

личиях детей. Почти сорок лет назад американский ученый Дж.

Гилфорд  сказал: "Учитывая, что уже известно 50 факторов ин-

теллекта, мы можем сказать, что имеется 50 способов быть ум-

ным". И задача психолога - найти то, может быть, единствен-

ное сильное место у каждого ученика, опираясь на которое,

возможно сделать процесс обучения результативным и имеющим

смысл, потому что когда ребенок пытается учиться и не может

научиться, учеба теряет для него смысл. Положа руку  на сер-

дце - скажите: видели вы хоть одного первоклассника, который

бы переступил порог школы без радостного ожидания и радужных

надежд? Нет, все дети с волнением и нетерпением идут в школу

- и буквально в первые же месяцы мы теряем очень многих из

них. Даже самый опытный и талантливый учитель начальной шко-

лы. А что уж говорить и специалистах среднего и старшего зве-

на, каждый из которых считает свой предмет самым важным и вос-

принимает личность ребенка зачастую исключительно сквозь при-

зму его успеваемости по своему предмету?

    Я не говорю снйчас о тех несчастных детях, которые по

ошибке оказались в общеобразовательной школе и которые долж-

ны были бы учиться в специальных учебных заведениях, сеть ко-

торых у нас оставляет желать лучшего и куда любящие и забот-

ливые родители порой просто не хотят - и их можно понять -

отдавать свое единственное, обделенное природой чадо. У каж-

дого учителя, много лет проработавшего в общеобразовательной

школе - на переднем крае фронта народного образования были,

наверное, подобные случаи в практике. Нет, я говорю о тех не-

раскрытых детях, которые ускользают от традиционной методики.

У одного недостаточно цепкая память, у другого слишком медлен-

ный темп ( а как нам вечно не хватает времени на уроке!), этот

- вообще левша, он мир воспринимает по-другому, а мы его все

переучиваем и переучиваем писать правой, а у того внимание

раздроблено до такой степени, что он ничего не успевает, а

тут еще учитель постоянно дергает его - "чтоб не отвлекался"...

Да мало ли что еще!

    Пока ты не знаешь о ребенке, что его мучает какая-то не-

разрешимая проблема, что урок для него является пыткой, что

он старается слушать то, что говорит учитель, чсетно старает-

ся, но не может - не не хочет, а действительно не может, пока

ты не знаешь, что этот ученик не в состоянии запомнить и по-

ловины того, что ты объясняешь на уроке, тогда как другой мо-

жет повторить чуть ли не слово в слово все услышанное месяц

назад, пока ты не видишь, что один воспринимает все в словах

и понятиях, а другой - в звуках и цветах,- пока ты не знаешь

всего этого, ты с легким сердцем ставишь одному его законную

пятерку, а другому - его законную тройку, держа два в уме.

Но когда ты все это знаешь, становится невыносимо больно за

того, у кого память слабее, а желания учиться едва ли не бо-

льше, чем у его счастливого соседа по парте. И его законная

тройка уже не кажется такой уж законной. И ты, сострадая ему,

вызываешь его после уроков и, спрашивая его один на один,

ставишь ему четверку с минусом. Но на душе от этого не ста-

новится легче, а ему от этой твоей жалости ничуть не радост-

но, потому что сам-то он прекрасно знает, на какую отметку

отвечал.

    Нет, нужно искать другой выход. Этот пресловутый индиви-

дуальный подход заключается не в дополнительных занятиях пос-

ле уроков один на один. Его можно осуществлять и в классе,

если точно знать хотя бы десяток-полтора кардинальных психо-

логических характеристик каждого ученика и иметь на каждый

типичный случай отклонения от средней нормы отдельный вари-

ант задания.

    Иногда проблема решается достаточно просто. Так, напри-

мер, среди обследованных мною учащихся 5-го класса была де-

вочка с самыми высокими показателями по всем видам памяти, но

при этом самая "медленная" по темпу. Те учителя, которые, оз-

накомившись с проблемой, стали опрашивать эту ученицу в то

время, когда класс выполнял другое задание, очень быстро до-

бились от нее хороших ответов: девочке просто нужно было чуть

больше времени ( а во время общей работы с классом - каждый

опытный учитель это знает - паузы недопустимы ) и чуть мень-

ше внимания со стороны одноклассников. Сложнее, когда ученик

работает быстро, схватывает все, как говорится, на лету, а

через неделю уже ничего не помнит. Вероятно, для таких уча-

щихся следует рекомендовать усиленную систему повторения,

которая обеспечит им при наличии понимания твердую четверку,

а те, кому повторять не нужно, потому что они не умеют забы-

вать, смогут использовать время на уроке или дома для углуб-

ления своих знаний и  не будут скучать и терять интерес к

учебе. Ведь это факт - что интерес к учебе теряют не только

те, у кого не получается, но и те, кому все слишком легко да-

ется. Такие ученики, кстати, привыкая не выкладывыаться и ра-

ботать в полсилы, часто неожиданно блистают на заданиях повы-

шенной сложности. Объяснение простое: появляется интерес -

мобилизуются скрытые и невостребованные возможности.

    Я убеждена, что в школе на каждый класс или хотя бы на

параллель должен быть психолог, который будет не просто про-

водить опросы, выявляя скрытых лидеров, которых потом будут

терзать всю оставшуюся школьную жизнь всевозможными поручени-

ями и обязанностями, а будет заниматься серьезными исследова-

ниями природных особенностей своего подопечного и давать ре-

комендации учителю, естественно, доводя до последнего лишь

то, что не может повредить ученику, потому что - что греха

таить - не всегда и не всякий учитель способен быть лояльным

и объективным.

    Может, это еще одна "великая иллюзия"? И проблема дейст-

вительно не имеет решения? Слово за психологами, помощи ко-

торых очень ждет наша школа.

    И все-таки - если существует 50 способов быть умным, зна-

чит, возможно найти по меньше мере 50 способов научить наших

детей так, чтобы хотя бы не держать это наше вечное "два в уме".


Рецензии