Добро и зло враждуют, мир в огне

Живи достойно: время трать
на добрые дела.
Минутной пользы не ищи,
она источник зла.
Абу-аль-Атахия.2

Давеча мой двоюродный брат,3 посмотрев на картинку, которая прикреплена к статье и прочтя слова рубаи О. Хайяма «Добро и зло враждуют, мир в огне», продолжая текст его оригинала, выдал такое подковыристое замечание (продолжение рубаи): «А что же небо?» Тогда мне пришлось «идти на абордаж» с ним, полностью процитировав это великолепное и многозначительное рубаи.

Добро и зло враждуют, мир в огне.
А что же небо? Небо в стороне.
Проклятия и яростные стоны
Не долетают к синей вышине.

Прежде чем перейти к адвокатскому отпору подобного воззрения, нужно внести ясность в размещение именно такой картинки, вроде б не имеющей отношения к теме статьи. Картинка повествует о «войне – продолжении политики другими средствами». Такая однобокая ее оценка не верна, неправомерна и не обоснована, так как «схватка» добра и зла, истины и лжи ведется по всем «фронтам» проявления взаимоотношений отдельных людей, народов и государств. В свой черед, война представляет собой самое отвратное и чудовищное проявление зла: алчности, властолюбия, гордыни, жестокости, лживости, лицемерия, паскудства и вероломства.

Мое восприятие этого рубаи в пору неразумной молодости было весьма далеко от истины, сокрытой в нем, как с ходу зримой, так и укрытой между строк. Его истинное восприятие и понимание глубинного смысла случилось лишь после того, когда запустил механизм размышления, а не бездумного поглощения предложений, и вышел на стезю самостоятельного поиска истины на основе тех знаний, которые имелись в ту пору. Хотя мой «багаж» знаний и был довольно скуден, но он позволил мне докопаться до истины в понимании Священных Писаний, О. Хайяма и взнуздать ее.

Почему же «проклятия и яростные стоны», якобы, (!) не долетают до Господа?!.. Потому что зло в мире существует и торжествует по воле человека. Всевышний же дал человеку волю и право выбора меж добром и злом, ложью и истиной. Ведь все люди, как мудро и тонко подметил украинский поэт Лев Болеславский,1 пребывают в вечной и жесткой схватке в их душах зла с добром, лжи с правдой, лицемерия с искренностью, паскудства с благородством, алчности и жадности с широтой натуры и щедростью. И он, в отличие от меня, «не растекаясь мыслью по древу», выразил эти идеи всего лишь в трех кратких строчках:

Все мы, с рожденья уже,
На мировой войне
Духа и бездуховности.

На мой взгляд, в основании данных идей заложены истины Священных Писаний. В частности, в Коране говорится, что люди, угодившие в ад, будут жаловаться Иблису за то, что он, обольщая, подобным образом склонял их ко злу и потому-то они и оказались в Геенне Огненной иль во Тьме Кромешной, обреченными на муки вечные.

На что Иблис даст им такую едкую словесную затрещину: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а (!) я обещал вам, но не сдержал данного вам слова (т.е. он прельщал, соблазнял и обещал – Х. Ф.). У меня не было (!) над вами никакой власти. Я звал вас, и (!) вы послушались меня (, потому что (!) желали потакать своим страстям и низменным желаниям – Х. Ф.). Посему не порицайте меня, (!) а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне» (Коран, 14 : 22).

Его Нечестивое Величество Иблис, не зная устали и не имея роздыха ведет свое злокозненное вмешательство во внутренние дела идейного бытия человека, стремясь увести его с узкой стези добра и истины на широкую дорогу зла и лжи, чтобы склонить к сладостному грехопадению. При успехе своих козней Иблис обретает жертвы как для физических, так и аморально-психологических надругательств, издевательств и пыток в Геенне Огненной по отношению к продавцу добра и правды ради благ и наслаждений мирских. Поэтический «доклад» о кознях и происках Иблиса по масштабной скупке душ людских представил человеку и миру Игорь Губерман:

Укрывшись лозунгом и флагом,
не зная лени и сонливости,
зло покупает нас то благом,
то пустоцветом справедливости...

Вдобавок к этой отповеди, описанной в Коране, Его Нечестивое Величество Иблис преподнесет душам отпетых грешников – гнусных нытиков, «документальный» фильм именитого «режиссера» Игоря Губермана о их неблаговидных поступках и злодеяниях. Замысел «фильма» заключается в том, чтобы, продемонстрировав «жильцам» Геенны Огненной иль Тьмы Кромешной их жизненную стезю отрицания добра и истины ради обретения благ мирских и услад плотских, вздернуть их на дыбу вечных души терзаний и плоти мучений:

Чтоб нам в аду больней гореть,
вдобавок бесы-истязатели
заставят нас кино смотреть
на что мы жизни наши тратили.

Читая вышеприведенное рубаи О. Хайяма, у меня – невежды, возник следующий «каверзный» вопрос: «Неужели О. Хайям, когда писал свое рубаи не ведал, что Господь предоставил человеку волю и право выбора между злом и добром и обвинил Его в том, что Он остается «в стороне… (и потому) проклятия и яростные стоны» (!) «не долетают» до Него? Этот вопрос мог всплыть лишь в мозгу невежды, не имеющего представления о том, что О. Хайям в возрасте всего 8-ми лет уже знал наизусть Коран. Также он изучал математику, астрономию и философию, а в 12 лет, будучи учеником медресе, блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине. О. Хайям - создатель календаря, который на семь секунд точнее - григорианского. Не взирая на такую точность, он по сей день используется только в Иране с XI века. В свою очередь, григорианский календарь из 202 стран мира используют - 168.

Разве кто-то может предположить, что О. Хайям не знал о всеведении Господа, о котором Он поведал следующее: «Какой бы поступок ты {пророк Мухаммад (;) – Х. Ф.}  не совершал, что бы ты не читал из Корана и (!) что б вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это - в ясном Писании» (Коран, 10 : 61). Кроме того, всё не только во всеведении Всевышнего, но оно и вершится по Воле Его, ибо Он ниспослал человеку и миру такую истину: «Даже лист (с дерева) падает (!) только с Его ведома» (Коран, 6 : 59).

Люди ж и народы или тысячекратно, или стотысячекратно, или миллионократно, или миллиард-кратно превышают весом и объемом любые листья. Значит, и события их жизни, их судьба вершится с ведома и воли Творца. Исходя из данной коранической мудрости и логики, именно поэтому Омар Хайям, когда писал о том, что «проклятия и яростные стоны не долетают к синей вышине», не имел в виду, что они не доходят до Всевышнего. Хайям этой строкой критиковал людское заблуждение о том, что Господь, остается в стороне от страданий и горестей человеческих, не ставит заслон беспределу, шабашу злодеяний, алчности, лживости, лицемерия, гордыни, жестокости, паскудства и прочих пороков. Но Всевышний Аллах, как было отмечено выше, предоставил человеку и народу «орудия труда» - право выбора меж добром и злом, а также волю, чтобы они сумели реализовать свой негативный либо позитивный выбор, исходя из наставлений и предостережений Священных Писаний, в том числе Корана и Сунны.

Разве не бывает в человеческом обществе персон, разнузданно возводящих хулу на Господа, якобы, допускающего такой разгул зла на земле?! Да я сам неоднократно в жизни впадал в этот грех приписывания Создателю Его равнодушия к горю, страданиям и чудовищно массовой гибели людей. Именно данный аспект имел в виду великий поэт и ученый Омар Хайям, когда писал о, якобы, отстраненности Всевышнего от беспредела зла, разгула алчности, лживости, двуличия, жестокости и подлости, творящейся в среде людской.

Таким образом, Омар Хайям отменно знал кораническую идею о воле и свободе выбора, но в рубаи он предоставил читателю возможность и право самому разбираться в хитросплетениях этой идеи в зримой или в завуалированной форме его поэтического послания человеку и миру. Так что, наши претензии к Аллаху абсолютно не обоснованы и неправомерны. Ведь я, как и любой человек, бывало тоже начинал думать или нести такую же обывательскую отсебятину при рассуждении на эту тему или же в обсуждении её с кем-либо. Но, если встать на путь размышления и самостоятельного поиска истины на основе практического использования знаний, имеющихся у людей, то такие нелепые и тупые мысли настигает кончина…

Хайям призывает во многих своих рубаи смотреть на мир с позиций знаний, а не обывательских рассуждений, размышления ради поиска истины, а не попугайствования вслед всяким неучам, невеждам и провокаторам - искусителям. Лишь в таком случае перед человеком распахнутся врата различения добра и зла, истины и лжи, раскроются истинные знания о явлениях и событиях, происходящих в человеческом обществе:

Мир громоздит такие горы зол!
Их вечный гнет над сердцем так тяжел!
Но если б ты разрыл их! Сколько чудных,
Сияющих алмазов ты б нашел!

Но, к сожалению, в любом обществе – и авторитарном, и демократическом, вне зависимости от национальности и конфессии его граждан всегда и везде было и бытует отказ от труда посредством мышления, а не попугайствования, извлечь из-под горной громады лжи, ошибок и заблуждений перлы истины и добра. Из данного соображения выступает и вторая сторона общественного сознания, которая заключается в наличии у него своеобразного раздвоения личности и довольно двоякого восприятия реальности и разных истин отдельными персонами и обществом. Этот аспект афористично, мудро и образно подметил И. Губерман, который поэтическим словом, образом и идеей жестко пригвоздил к столбу постыдства такое отношение к реальности и истинам, обитающим в ней:

Хотя и сладостен азарт
по сразу двум идти дорогам,
нельзя одной колодой карт
играть и с дьяволом, и с Богом.

В завершение отметим прописную истину о том, что извечная эстафета добра и зла, схватка между истиной и ложью, справедливостью и пристрастностью, подлостью и благородством в той или иной мере существует в любом обществе - на Востоке, Западе, в РФ или в любой другой демократической или авторитарной Тмутаракани, независимо от национальности и религии её граждан. Мы – земляне, всегда делимся на различные категории, но мы «команда одного корабля, имя которому Земля».

Она ни в коей мере - ни языческая, ни иудейская, ни христианская, ни исламская, ни конфуцианская, ни буддистская, ни индуистская, ни синтоистская, ни прочая. Всякие злокозненные разборки, перебранки, межрелигиозные и межнациональные склоки и козни, а также отказ от размышления во имя поиска истины льют мельницу на то, чтоб в мире всласть торжествовало зло и набор сопутствующих ему пороков. И приходится жить с осознанием невозможности вырваться из этого цивилизационного капкана, ибо сказано поэтическим словом:

Жизнь всё-таки мудра,
В ней даже есть Иуда…
Нет Худа без Добра
И нет Добра без Худа.4

Хамзат Фаргиев

1 апреля 2025

Примечания

1. Название эссе - изречение из рубаи Омара Хайяма.
2. Абу-аль-Атахия (748 - 826 или 828) - первый арабский философ-поэт из Ирака, основатель философско-аскетического направления в поэзии. Его поэзия – это поучения на тему о тленности земного бытия и необходимости вести возвышенно-нравственный образ жизни.
3. Ибрагим Гантемиров – двоюродный брат и друг юности.
4. Акакий Швейк – современный афорист.

***

Автор 1-ой картинки - Искра (Сийг) Казахстан (Бериханова Зина Весингереевна). Спасибо ей, давшей художественный толчок к написанию статьи.


Рецензии