Социология музыки

Что это такое?
То же самое, что и обычная «опрашивающая» для статистики социология.

Только тема другая: Что предстаёт перед умственным взором слушателя некого музыкального произведения?
Берём, допустим, некое достоверное множество случайно выбранных людей и даём им прослушать какое-нибудь музыкальное произведение БЕЗ текста (если это некое вокальное произведение, сопровождаемое словами – песня, ария и т.п.),  без заранее указанного названия, и затем просим слушателей рассказать о тех зрительных образах, ощущениях и представлениях, которые вызвало у них это сочинение.  Конечно, желательно, ПЕРЕД ОПРОСОМ, провести некоторую селекцию слушателей. Есть ведь люди, абсолютно НЕЧУТКИЕ к музыке. Отсутствует у них начисто «чувство музыки». Таким нет смысла участвовать в социологических опросах, ибо они «НИЧЕГО НЕ СЛЫШАТ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ»!
Для них музыка (информативно-эмоционально) – это даже меньше, чем стук капель дождя по окну или шум проезжающего поезда, завывания ветра или звуки раковины унитаза, всасывающей последние остатки воды в ней.

Лучше всего для такой миссии подходят музыкально чуткие дети, ибо их реакция на всё наиболее «честна и естественна». Не освоили ибо полностью взрослого людоедского лицемерия и соответствующей ему лживой демагогии.
Кроме того, дети,  в силу их юного возраста, не отягощены богатой музыкальной эрудицией. (Исключая, конечно, музыкальных вундеркиндов!)

Возьмём, например, арию Лепорелло («Мадамина...») из оперы Моцарта «Дон Жуан».
ЧТО услышит в ней, исполняемой чисто инструментально,  ничего не знающий о ней слушатель? По ритму, как будто бы что-то быстро и ритмично бегущее: Типа  конки, омнибуса, трамвая, поезда? Ведь слышен в аккомпанименте ритмичный звук бегущих колёс, гудки рожка, остановки и то замедления, то ускорения.  В общем, возникнет довольно забавная картина, когда задумка композитора массой ЧУТКИХ К МУЗЫКЕ БЕЗ СЛОВ слушателей, так и не будет  услышана и воспринята, а впечатление, СТАТИСТИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНОЕ, будет совершенно иным, ничем с главной идеей произведения не связанным!
А, если сравнить эту арию без слов и без подсказки, чему она посвящена, с талантливой сюитой Свиридова «Время, вперёд!», то, думаю, многие слушатели обнаружат заметное сходство обоих произведений по ритмике и тональности
Вот, вам и «Мадамина...» с перечислением «побед» Дона Жуана.

Помню, что когда играл на клавикорде каватину того же Дона Жуана, по звукам у меня возникало ощущение игры горна или рожка, передающих некие сигналы, а никак не игривая песенка профессионального женолюба.
Или хор детей из оперы Бизе «Кармен», тоже мной наигрыванный. Ну, никак не марш, а скорей некий танец или что-то похожее, с притопами и прихлопами.
А в первой, медленной, части «Лунной сонаты» Бетховена, посвящённой им своей любовнице графине Юлии Гвичарди, меня поражало то, что  основную вроде бы  её мелодию я должен наигрывать МИЗИНЦЕМ правой руки, потому что и левая и правая всеми остальными пальцами создавали лишь аккомпанимент.

Резюмируя: Интересно было бы ввести в норму  социологические АНОНИМНЫЕ опросы и в музыку. Смысл слова «АНОНИМНЫЙ», означает, что объект слушания оставался бы анонимным для слушателей, то есть БЕЗ какой-либо предустановки названием, содержанием, контекстом или словами.

НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ!
 31 III 2025


Рецензии