Легенда о Кащее бессмертном

 Материал из интернета.

Таким образом, получается, что царство Германариха занимало территории от современной Германии до Уральских гор, то есть значительная его часть состояла из наших земель, покоренных в битвах. Со смертью Германариха его империя быстро распалась и венеды (=славяне) — как с досадой пишет Иордан, уже никогда не были под властью готов („а сами свирепствовали повсеместно“), но молва об этом тяжелом периоде под дланью чужого сурового правителя, вероятно, и могла лечь в основу предания о Кощее, требовавшем непосильную дань, красавиц и стяжавшему несметные сокровища.

Более того, по Германарих, по свидетельству летописца, прожил рекордные для своего времени 110 лет — за это время могло смениться несколько поколений и, современникам вероятно казалось, что он чуть ли не бессмертный. Есть, впрочем, версия, что под одним именем сохранился целый ряд готских правителей, поэтому и срок получился настолько длинным. Но и это еще не все переплетения биографий Кощея и Германариха, так последний умер из-за непокорной жены, которая не хотела быть с ним. Германарих жестоко убил ее за то, что она сбежала - и вскоре сам умер от раны, нанесенной ее братьями, которые пытались отомстить за сестру.

„Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной… Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами“.
Таким образом, фольклорное имя Кощей Бессмертный вполне можно трактовать как „Бессмертный Мучитель/Враг“, а корни его могут уходить в кровопролитную эпоху великого переселения народов и связанные с этим периодом тяготы.


Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Аттила. (Для справки: Аттила также являлся государем гуннов, но правил уже позднее Баламира в 434–453. Обратите внимание на наружность, которую придал гунну художник XIX века. По „официальной версии“ гунны — монголоиды алтайского типа, происходящие от некого центрально-азиатского народа хунну.)
Кстати, указанное предание о Германарихе, Сунильде и ее братьях интересно еще и тем, что некоторые исследователи видят в нем прямую аналогию с легендой о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лебеди — возможно, это одни и те же персонажи. Заметим, что у Иордана они именуются росомонами/роксоланами, а другие античные авторы указывают на то, что роксоланы — это одно из славянских/венедских/скифских племен. В то же время, некоторые легенды связывают основание Киева с гуннами (изначально — Унниаград), при этом фигурирует имя Баламир (см. Русские сказки М. Д. Чулкова), а в приведенном отрывке из Иордана указано имя короля гуннов Баламбер, который и довершает разгром Германариха. Получается, что основание Киева, нашествие гуннов под предводительством некого Баламира и разгром Германариха - это события тесно связанные и относящиеся к одному пространственно-временному пласту.

Личное имя Кащей
Интересно, что в различных письменных источниках Руси имя Кащей (или Кошькей) не раз было зафиксировано, как обычное личное имя. Особенно часто встречается оно на берестяных грамотах Новгорода, Торжка. Зафиксировано оно и в московской берестяной грамоте № 3 (впрочем, идут споры о том, является ли здесь слово Кащей личным именем или указанием на должность, а именно — сборщик податей):

„…всех лошачков, и кобыл, и жеребят отдал есмь Кащею…“
В таком случае общая логика развития данного сюжета может быть следующей: изначально Кащей просто являлся довольно распространенным именем, потом один из Кащеев (может быть, некто Трипетович?) оказался „увековечен“ в былине о похищенной красавице, а как известно такие сюжеты во все времена и во всех странах пользуются большой популярностью в народе. И, наконец, история в процессе многократных пересказов обросла новыми деталями, добавленными для пущего эффекта. Законный жених оказывается нежеланным, а с течением времени и вовсе превращается в отталкивающего злобного старика, инцидента же с его смертью трансформируется в символический и интригующей образ иглы, как бы указывая на то, что это некто вроде черного мага или вовсе потусторонней сущности, которую победить простому смертному почти невозможно. И от этого победа его противника кажется еще более весомой.

Виктор Корольков, Царь-Кощей
С тех пор и само имя Кащей/Кощей приобретает крайне негативный смысл и накладывается или объединяется с другими мифами и легендами, в частности о демоне Зимы, которого согласно некоторым версиям до определенного времени (до XVIII века?) называли Карачун, но никак НЕ Кощей. Таким образом получается, что использование имени Кощей в стойком негативном контексте — это относительно недавнее явление, которому, возможно, всего пара сотен лет.

Происхождение слова "кощей"
Но почему имя Кащей или Кощей на каком-то этапе было столь популярным? И в чем причина его забвения? Достаточно ли для этого было одного единственного эпизода с одним-единственным Кощеем? Попробуем порассуждать о возможных смыслах этого слова. Вот существующие варианты:

Кащей — производное от глагола «кастить» в значении «вредить», «пакостить». (по В. И. Далю)
Кощей — от слова «кость» в значении «худой, сухой, тощий человек». Эта версия находит подтверждение в других славянских языках, где «кощей» часто переводится как «кожа, шея или кости». Скорее всего именно по этой ассоциативной линии идет представление Кощея в образе костлявого старика или вовсе скелета.
Кащей — «раб», от древнерусского «отрок, мальчик, пленник, раб», восходящего к тюркскому kо;;i «невольник», а то, в свою очередь, к kо; в значении «лагерь, стоянка». (по М.Фасмеру). Кстати, именно в таком значении слово «кощей» несколько раз упоминается в «Слове о полку Игореве».
Кащей, кощей, кошчiй — на старинном славянском языке означало слугу, который заведовал шатром, — палаткой господскою (кошъ). (по представлениям мифологической школы). Интересно, что в Ипатьевской летописи слово «кощей» фигурирует в значении «воин из обоза».
Кощей — «военачальник», «предводитель». Отсюда впоследствии — «кошевой атаман», то есть главный начальник войска, которое также именовалось словом «кош».
Кощей/Кощун — «хранитель», «сказитель», «волхв». Эту тему предлагаем рассмотреть чуть подробнее.
Кащеи — древние мудрецы?
Корень «кош-кощ» отражает тему сохранения или сбережения чего-либо. Отсюда: «кошель», «кошма», «кошт», «кошка» (житель кошта/шатра). Мифологическая школа объясняла само слово «кощей» в прямом смысле — как «хранитель кошта», то есть шатра, но, может быть, его следует рассматривать не как производное от «кошта», а как однокоренное с ним? Что если изначально речь шла о сбережении чего-то иного — скажем, знаний? Тогда Кощей — это по сути волхв. Отсюда и слово «кощуны» в значении «сказки». Оно неоднократно встречается в различных летописных источниках, и особенно применительно к отреченным (то есть запрещенным) книгам. Еще академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» предположил, что «кощуны» — это название древнерусских языческих мифов, плод творчества древнерусских жрецов-волхвов.


Фантазия нейросети Kandinsky
В таком случае последующий запрет «кощунствовать» несомненно связан с запретом эти самые древние «сказки» сказывать, а само слово «кощунство» приобрело окраску некого действия противного истинно верующим.

Патриарх Иоасаф в 1636 году писал о том, что в Москве праздники празднуются неподобающим образом, отмечая, что «…и вся противно творим и ругателно праздником Господним… ходяще по улицам в народе, безчинствующе, пьянствующе, наругающеся праздником святым Божиим, вместо духовного торжества и веселия восприимше игры и кощуны бесовския, повелевающе медведчиком и скомрахом на улицах и на торжищах и на распутиях сатанинския игры творити, и в бубны бити, и в сурны ревети, и руками плескати, и плясати, и иная неподобная деяти…» Подробнее про скоморохов и все, что с ними связано.

Соответственно, и образ Кощея-Волхва, возможно, приобрел резко негативный смысл именно с приходом христианства, а само имя стало ассоциироваться с чем-то дурным. Со временем оно перестало указывать на хранителя знаний или преданий, осталась лишь тема хранения, накопления и стяжательства в самом отрицательном смысле, а в христианской картине мире это, конечно, связано с алчностью и накоплением богатств в ущерб духовному развитию. И вот уже Кощей «над златом чахнет…»

Сергей Малютин, Кощей (1904)
Интересно, что трактовка предполагающая происхождение слова «кощей» от слова «кости» также может быть легко увязана с темой волхвов-жрецов. Так, в прошлом гадание о различных предстоящих событиях на костях было широко распространено, а своеобразный «мастер» такого гадания как раз и мог бы носить кощея (или костея?) В таком случае неудивительны и магические способности, которыми в сказках традиционно наделяют Кощея.

Итог
Как видим с образом Кощея или Кащея связан целый спектр разных тем, понятий и гипотез, причем все они по своему убедительны. Остается вопрос — какой из образов Кощея все же был первичным, а какие являются его поздними переосмыслениями? Можно ли сказать, что Кощеями в сказках стали называть врагов и неприятных людей как раз потому, что это слово/имя уже несло негативный подтекст или, напротив, изначально нейтральное имя приобрело дурную славу из-за каких-то конкретных персонажей с таким именем? Стал ли он «бессмертным» потому, что кощеями традиционно именовали людей с особыми магическими способностями, или же это всего лишь собирательный образ врага, которого практически невозможно победить? Или исторического Германариха, прожившего рекордно долгую жизнь? Или вовсе — это поэтическое отображение сил природы, которые на порядок превышают силы смертного человека?

Или все еще сложнее и к настоящему времени под одним собирательным именем/названием мы сталкиваемся с целым рядом изначально независимых явлений и эпизодов? Напишите что думаете в комментариях.

********************

При подготовке текста использовались источники:

1.Р. Назиров «Истоки сюжета „Кащеева смерть в яйце“

2. «Альбом русских народных сказок и былин» 1875 г. под редакцией П. Н. Петрова.

3. Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря», 2002 г.

4.Б. А. Рыбаков «Язычество Древней Руси».

5.В. К. Болдак, «Кащей — Германарих?»

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

"Голубиная книга" - древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

"Сказание о Словене и Русе" рассказывает о древнейших временах истории словян, русов и скифов начиная с IV тыс. до н.э

Невероятные факты о русских былинах, которые перевернут ваше представление о богатырях

Древнейшие письменное собрание русских народных преданий М.Д.Чулкова 1778 года выпуска - почему о нем забыли?

Малоизвестная версия былины про Добрыню и Тугарина, где есть точные привязки к местности и множество невероятных деталей

Невероятная забытая былина о воеводе Свенельде, которая рассказывает о его происхождении

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"

Комментарии
45

Сначала популярные
Написать комментарий



Сергей Шевелёв
19 д
У меня в памяти с раннего детства сохранился тот вариант, что Кащеи - хранители знаний, артефактов, переходов старого мира и прежней цивилизации. Могли быть и старыми и молодыми, один из переходов сразу двое оберегали, лет по 40 им было, когда общался. Вверенное должно сохраняться вечно, потому и бессмертные.
Как предположение, может быть смерть Кащея это уничтожение хранимого,...еще

Ответить

30


Водолейка
19 д
Мне нравится вариант, описанный в книге "ЗАГАДКИ РУССКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ" ( В.Н. Дёмин, В.Н. Назаров, В.Ф. Аристов), - во 2-й части. Вторая часть книги может показаться фантастикой и не со всем хочется соглашаться, но там есть логика. Логика быта древнейших поселений. Кто такой кош-кощ (должность) и почему без яги (должность) ему не обойтись. И чах ли кош над златом или заботился о нём. Что такое град и почему это совсем не гард (Гардарика - страна городов или...еще

Ответить

19


Ильгам
19 д
Спасибо за Ваш труд. Очень много познал, для себя. Есть , что рассказать внукам.

Ответить

20


Ещё 34 комментария
СНЕГИРЬ
вы подписаны

Почему за Уралом и в Сибири не находят города, отмеченные на древних картах? И почему они все же скорее были, чем нет?
На Средневековых европейских картах Зауралье, Сибирь и Дальний Восток пестрят городами, но скептики задают вопрос — если они существовали, то где же они все сейчас и почему ни один до сих пор не нашли? Значит, ли это, что все эти карты — фальшивки? Давайте порассуждаем вместе. Смотреть карту в максимальном разрешении *Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому...
4 месяца наЛегенда о Кащее бессмертном Материал из интернета
Георгий Мединцев
Таким образом, получается, что царство Германариха занимало территории от современной Германии до Уральских гор, то есть значительная его часть состояла из наших земель, покоренных в битвах. Со смертью Германариха его империя быстро распалась и венеды (=славяне) — как с досадой пишет Иордан, уже никогда не были под властью готов („а сами свирепствовали повсеместно“), но молва об этом тяжелом периоде под дланью чужого сурового правителя, вероятно, и могла лечь в основу предания о Кощее, требовавшем непосильную дань, красавиц и стяжавшему несметные сокровища.

Более того, по Германарих, по свидетельству летописца, прожил рекордные для своего времени 110 лет — за это время могло смениться несколько поколений и, современникам вероятно казалось, что он чуть ли не бессмертный. Есть, впрочем, версия, что под одним именем сохранился целый ряд готских правителей, поэтому и срок получился настолько длинным. Но и это еще не все переплетения биографий Кощея и Германариха, так последний умер из-за непокорной жены, которая не хотела быть с ним. Германарих жестоко убил ее за то, что она сбежала - и вскоре сам умер от раны, нанесенной ее братьями, которые пытались отомстить за сестру.

„Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной… Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами“.
Таким образом, фольклорное имя Кощей Бессмертный вполне можно трактовать как „Бессмертный Мучитель/Враг“, а корни его могут уходить в кровопролитную эпоху великого переселения народов и связанные с этим периодом тяготы.


Фрагмент фрески Эжена Делакруа (ок. 1840 года). Аттила. (Для справки: Аттила также являлся государем гуннов, но правил уже позднее Баламира в 434–453. Обратите внимание на наружность, которую придал гунну художник XIX века. По „официальной версии“ гунны — монголоиды алтайского типа, происходящие от некого центрально-азиатского народа хунну.)
Кстати, указанное предание о Германарихе, Сунильде и ее братьях интересно еще и тем, что некоторые исследователи видят в нем прямую аналогию с легендой о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лебеди — возможно, это одни и те же персонажи. Заметим, что у Иордана они именуются росомонами/роксоланами, а другие античные авторы указывают на то, что роксоланы — это одно из славянских/венедских/скифских племен. В то же время, некоторые легенды связывают основание Киева с гуннами (изначально — Унниаград), при этом фигурирует имя Баламир (см. Русские сказки М. Д. Чулкова), а в приведенном отрывке из Иордана указано имя короля гуннов Баламбер, который и довершает разгром Германариха. Получается, что основание Киева, нашествие гуннов под предводительством некого Баламира и разгром Германариха - это события тесно связанные и относящиеся к одному пространственно-временному пласту.

Личное имя Кащей
Интересно, что в различных письменных источниках Руси имя Кащей (или Кошькей) не раз было зафиксировано, как обычное личное имя. Особенно часто встречается оно на берестяных грамотах Новгорода, Торжка. Зафиксировано оно и в московской берестяной грамоте № 3 (впрочем, идут споры о том, является ли здесь слово Кащей личным именем или указанием на должность, а именно — сборщик податей):

„…всех лошачков, и кобыл, и жеребят отдал есмь Кащею…“
В таком случае общая логика развития данного сюжета может быть следующей: изначально Кащей просто являлся довольно распространенным именем, потом один из Кащеев (может быть, некто Трипетович?) оказался „увековечен“ в былине о похищенной красавице, а как известно такие сюжеты во все времена и во всех странах пользуются большой популярностью в народе. И, наконец, история в процессе многократных пересказов обросла новыми деталями, добавленными для пущего эффекта. Законный жених оказывается нежеланным, а с течением времени и вовсе превращается в отталкивающего злобного старика, инцидента же с его смертью трансформируется в символический и интригующей образ иглы, как бы указывая на то, что это некто вроде черного мага или вовсе потусторонней сущности, которую победить простому смертному почти невозможно. И от этого победа его противника кажется еще более весомой.

Виктор Корольков, Царь-Кощей
С тех пор и само имя Кащей/Кощей приобретает крайне негативный смысл и накладывается или объединяется с другими мифами и легендами, в частности о демоне Зимы, которого согласно некоторым версиям до определенного времени (до XVIII века?) называли Карачун, но никак НЕ Кощей. Таким образом получается, что использование имени Кощей в стойком негативном контексте — это относительно недавнее явление, которому, возможно, всего пара сотен лет.

Происхождение слова "кощей"
Но почему имя Кащей или Кощей на каком-то этапе было столь популярным? И в чем причина его забвения? Достаточно ли для этого было одного единственного эпизода с одним-единственным Кощеем? Попробуем порассуждать о возможных смыслах этого слова. Вот существующие варианты:

Кащей — производное от глагола «кастить» в значении «вредить», «пакостить». (по В. И. Далю)
Кощей — от слова «кость» в значении «худой, сухой, тощий человек». Эта версия находит подтверждение в других славянских языках, где «кощей» часто переводится как «кожа, шея или кости». Скорее всего именно по этой ассоциативной линии идет представление Кощея в образе костлявого старика или вовсе скелета.
Кащей — «раб», от древнерусского «отрок, мальчик, пленник, раб», восходящего к тюркскому kо;;i «невольник», а то, в свою очередь, к kо; в значении «лагерь, стоянка». (по М.Фасмеру). Кстати, именно в таком значении слово «кощей» несколько раз упоминается в «Слове о полку Игореве».
Кащей, кощей, кошчiй — на старинном славянском языке означало слугу, который заведовал шатром, — палаткой господскою (кошъ). (по представлениям мифологической школы). Интересно, что в Ипатьевской летописи слово «кощей» фигурирует в значении «воин из обоза».
Кощей — «военачальник», «предводитель». Отсюда впоследствии — «кошевой атаман», то есть главный начальник войска, которое также именовалось словом «кош».
Кощей/Кощун — «хранитель», «сказитель», «волхв». Эту тему предлагаем рассмотреть чуть подробнее.
Кащеи — древние мудрецы?
Корень «кош-кощ» отражает тему сохранения или сбережения чего-либо. Отсюда: «кошель», «кошма», «кошт», «кошка» (житель кошта/шатра). Мифологическая школа объясняла само слово «кощей» в прямом смысле — как «хранитель кошта», то есть шатра, но, может быть, его следует рассматривать не как производное от «кошта», а как однокоренное с ним? Что если изначально речь шла о сбережении чего-то иного — скажем, знаний? Тогда Кощей — это по сути волхв. Отсюда и слово «кощуны» в значении «сказки». Оно неоднократно встречается в различных летописных источниках, и особенно применительно к отреченным (то есть запрещенным) книгам. Еще академик Б. А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» предположил, что «кощуны» — это название древнерусских языческих мифов, плод творчества древнерусских жрецов-волхвов.


Фантазия нейросети Kandinsky
В таком случае последующий запрет «кощунствовать» несомненно связан с запретом эти самые древние «сказки» сказывать, а само слово «кощунство» приобрело окраску некого действия противного истинно верующим.

Патриарх Иоасаф в 1636 году писал о том, что в Москве праздники празднуются неподобающим образом, отмечая, что «…и вся противно творим и ругателно праздником Господним… ходяще по улицам в народе, безчинствующе, пьянствующе, наругающеся праздником святым Божиим, вместо духовного торжества и веселия восприимше игры и кощуны бесовския, повелевающе медведчиком и скомрахом на улицах и на торжищах и на распутиях сатанинския игры творити, и в бубны бити, и в сурны ревети, и руками плескати, и плясати, и иная неподобная деяти…» Подробнее про скоморохов и все, что с ними связано.

Соответственно, и образ Кощея-Волхва, возможно, приобрел резко негативный смысл именно с приходом христианства, а само имя стало ассоциироваться с чем-то дурным. Со временем оно перестало указывать на хранителя знаний или преданий, осталась лишь тема хранения, накопления и стяжательства в самом отрицательном смысле, а в христианской картине мире это, конечно, связано с алчностью и накоплением богатств в ущерб духовному развитию. И вот уже Кощей «над златом чахнет…»

Сергей Малютин, Кощей (1904)
Интересно, что трактовка предполагающая происхождение слова «кощей» от слова «кости» также может быть легко увязана с темой волхвов-жрецов. Так, в прошлом гадание о различных предстоящих событиях на костях было широко распространено, а своеобразный «мастер» такого гадания как раз и мог бы носить кощея (или костея?) В таком случае неудивительны и магические способности, которыми в сказках традиционно наделяют Кощея.

Итог
Как видим с образом Кощея или Кащея связан целый спектр разных тем, понятий и гипотез, причем все они по своему убедительны. Остается вопрос — какой из образов Кощея все же был первичным, а какие являются его поздними переосмыслениями? Можно ли сказать, что Кощеями в сказках стали называть врагов и неприятных людей как раз потому, что это слово/имя уже несло негативный подтекст или, напротив, изначально нейтральное имя приобрело дурную славу из-за каких-то конкретных персонажей с таким именем? Стал ли он «бессмертным» потому, что кощеями традиционно именовали людей с особыми магическими способностями, или же это всего лишь собирательный образ врага, которого практически невозможно победить? Или исторического Германариха, прожившего рекордно долгую жизнь? Или вовсе — это поэтическое отображение сил природы, которые на порядок превышают силы смертного человека?

Или все еще сложнее и к настоящему времени под одним собирательным именем/названием мы сталкиваемся с целым рядом изначально независимых явлений и эпизодов? Напишите что думаете в комментариях.

********************

При подготовке текста использовались источники:

1.Р. Назиров «Истоки сюжета „Кащеева смерть в яйце“

2. «Альбом русских народных сказок и былин» 1875 г. под редакцией П. Н. Петрова.

3. Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря», 2002 г.

4.Б. А. Рыбаков «Язычество Древней Руси».

5.В. К. Болдак, «Кащей — Германарих?»

****************

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

"Голубиная книга" - древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

"Сказание о Словене и Русе" рассказывает о древнейших временах истории словян, русов и скифов начиная с IV тыс. до н.э

Невероятные факты о русских былинах, которые перевернут ваше представление о богатырях

Древнейшие письменное собрание русских народных преданий М.Д.Чулкова 1778 года выпуска - почему о нем забыли?

Малоизвестная версия былины про Добрыню и Тугарина, где есть точные привязки к местности и множество невероятных деталей

Невероятная забытая былина о воеводе Свенельде, которая рассказывает о его происхождении

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень поможет его продвижению!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"

Комментарии
45

Сначала популярные
Написать комментарий



Сергей Шевелёв
19 д
У меня в памяти с раннего детства сохранился тот вариант, что Кащеи - хранители знаний, артефактов, переходов старого мира и прежней цивилизации. Могли быть и старыми и молодыми, один из переходов сразу двое оберегали, лет по 40 им было, когда общался. Вверенное должно сохраняться вечно, потому и бессмертные.
Как предположение, может быть смерть Кащея это уничтожение хранимого,...еще

Ответить

30


Водолейка
19 д
Мне нравится вариант, описанный в книге "ЗАГАДКИ РУССКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ" ( В.Н. Дёмин, В.Н. Назаров, В.Ф. Аристов), - во 2-й части. Вторая часть книги может показаться фантастикой и не со всем хочется соглашаться, но там есть логика. Логика быта древнейших поселений. Кто такой кош-кощ (должность) и почему без яги (должность) ему не обойтись. И чах ли кош над златом или заботился о нём. Что такое град и почему это совсем не гард (Гардарика - страна городов или...еще

Ответить

19


Ильгам
19 д
Спасибо за Ваш труд. Очень много познал, для себя. Есть , что рассказать внукам.

Ответить

20


Ещё 34 комментария
СНЕГИРЬ
вы подписаны

Почему за Уралом и в Сибири не находят города, отмеченные на древних картах? И почему они все же скорее были, чем нет?
На Средневековых европейских картах Зауралье, Сибирь и Дальний Восток пестрят городами, но скептики задают вопрос — если они существовали, то где же они все сейчас и почему ни один до сих пор не нашли? Значит, ли это, что все эти карты — фальшивки? Давайте порассуждаем вместе. Смотреть карту в максимальном разрешении *Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому...
4 месяца назад • 45,4K просмотров


Рецензии