Шри ишопанишад. мантры 10-13
анйад эвахур видйайа
анйад ахур авидйайа
ити шушрума дхиранам
йе нас тад вичачакшире
ПЕРЕВОД
Мудрецы объяснили нам, что процесс совершенствования знаний
Приводит к иному результату,
Чем культивирование невежества.
КОММЕНТАРИЙ
В тринадцатой главе Бхагавад-гиты
Следующим образом описан
Путь культивирования знаний:
1. Необходимо стать безупречным
Человеком
И научиться оказывать должное почтение другим.
2. Не следует изображать из себя верующего только ради имени и славы.
3. Не следует приносить беспокойства другим своими действиями,
Мыслями или словами.
4. Нужно научиться быть терпеливым и не поддаваться
Ни на чьи провокации.
5. Необходимо научиться избегать двуличности в отношениях с другими.
6. Человек должен найти истинного духовного учителя,
Который сможет постепенно привести его к духовному самоосознанию,
Беспрекословно выполнять все указания
Такого духовного учителя,
Служить ему и задавать уместные вопросы.
7. Чтобы достичь уровня самоосознания,
Необходимо следовать регулирующим принципам, указанным
В богооткровенных писаниях.
8. Нужно неуклонно следовать указаниям
Богооткровенных писаний.
9. Необходимо полностью воздерживаться от всего, что может помешать
Процессу самоосознания.
10. Не следует принимать больше того, что необходимо
Для поддержания тела.
11. Не следует отождествлять себя с физическим телом
Или считать своей собственностью тех, кто связан с нашим телом
Родственными узами.
12. Всегда нужно помнить о том, что, пока у нас будет материальное тело,
Мы будем обречены на муки рождения, старости, болезней и смерти.
Любые наши попытки избавиться от этих страданий материального тела
Ни к чему не приведут. Самое лучшее — это найти
Способ вновь обрести
Свое духовное «я».
13. Не следует привязываться ни к чему, кроме того, что необходимо
Для духовного прогресса.
14. Не нужно привязываться
К жене, детям и дому сильнее,
Чем рекомендуется
В богооткровенных писаниях.
15. Не следует радоваться или огорчаться
Из-за того, что представляется
Нам желательным или нежелательным, зная,
Что источником этих эмоций является ум.
16. Необходимо стать чистым
Преданным Верховной Личности Бога, Шри Кришны,
И служить Ему с полной сосредоточенностью.
17. Нужно развивать в себе вкус к уединенной жизни в тихом и спокойном
Месте, атмосфера которого
Способствует духовной практике,
И избегать людных мест, где собираются материалисты.
18. Нужно стать
Ученым или философом и изучать духовную науку, осознав,
Что материальному знанию приходит конец со смертью тела,
Духовное же знание вечно и неизменно.
Эти восемнадцать заповедей
Представляют собой методологию постепенного процесса познания
Истины. Все прочие методы
Относятся к категории невежества.
Шрила Бхактивинода Тхакур, великий ачарья, говорил, что все формы
Материального знания,
По сути дела, являются только внешними аспектами
Иллюзорной энергии и тот, кто совершенствует такое знание,
Становится не умнее осла. То же самое утверждается в этой мантре
Шри Ишопанишад.
Прогресс материалистической науки низводит человека до уровня осла.
Иногда некоторые политики-материалисты,
Прикидываясь духовными людьми, порицают современную
Цивилизацию, объявляя ее сатанинской,
Но, к сожалению, они не хотят встать на истинный
Путь познания, который описан в Бхагавад-гите,
И потому они не в силах изменить
Демонический облик мира.
В современном обществе даже юнец считает себя независимым
И не оказывает
Никакого почтения старшим.
Из-за порочной системы образования
В наших университетах молодежь всего мира причиняет старшим
Только головную боль. Поэтому Шри Ишопанишад подчеркивает разницу
Между культивированием
Невежества и культивированием
Знания. Современные университеты, по сути дела, являются рассадниками
Невежества, а ученые в них занимаются разработкой
Смертоносных видов оружия,
Способных стереть с лица земли целые страны.
Нынешним студентам университетов ничего не говорят
О регулирующих принципах брахмачарьи
(Жизни ученика, хранящего целомудрие), а сами они не имеют веры
В наставления
Священных писаний.
В наше время люди проповедуют религиозные принципы только ради
Карьеры и славы,
А не для того, чтобы их применяли на практике.
Таким образом, вражда проникла
Не только в общественную жизнь и политику, но и в сферу религии.
Культивирование невежества
Привело к возникновению в различных частях света
Национализма
И шовинизма.
Люди не хотят думать о том, что наша крошечная планета —
Всего-навсего сгусток материи, плавающий в необозримом
Космосе вместе со многими другими.
По сравнению с необъятностью космического пространства
Эти сгустки материи подобны пылинкам, плавающим
В воздухе. Но Бог так добр, что сделал эти сгустки самодостаточными,
Наделив их всем необходимым, чтобы парить в пространстве.
Пилоты космических кораблей очень гордятся
Своими достижениями, но не удостаивают вниманием
Верховного пилота гигантских космических кораблей, называемых
Планетами.
В космосе рассеяно бесчисленное количество солнц и планетных
Систем. Мы, бесконечно малые
Частицы Верховного Господа, пытаемся
Господствовать над этими бесчисленными планетами. Поэтому мы снова
И снова
Рождаемся и умираем,
А все наши планы, как правило, разрушают
Старость и болезни.
Продолжительность жизни человека
Должна составлять около ста лет,
Но она постепенно сокращается до двадцати-тридцати лет.
Из-за невежества, воцарившегося в обществе, одураченные люди создали
На этих планетах свои страны,
Чтобы за двадцать или тридцать отведенных им лет
Испытать как можно больше
Чувственных наслаждений.
Глупые люди пытаются
Так провести границы между своими странами,
Чтобы все были довольны,
Но это практически невозможно.
И ради этого каждое государство становится источником
Беспокойств для других. Больше пятидесяти процентов государственных
Ресурсов растрачивается на оборону, а о развитии духовного знания
Никто по-настоящему
Не заботится. И тем не менее люди без всяких на то оснований
Гордятся
Прогрессом материальной и духовной науки.
Шри Ишопанишад предупреждает нас о порочности
Такой системы образования,
А Бхагавад-гита учит тому, как можно обрести истинное знание.
Эта мантра гласит, что знание, видью,
Необходимо получить от дхиры.
Слово дхира означает «невозмутимый»,
Тот, кого не беспокоит материальная иллюзия. Но до тех пор,
Пока человек не достигнет совершенного духовного самоосознания, он
Не сможет постоянно сохранять невозмутимость. На совершенной стадии
Духовного самоосознания человек избавляется от всех желаний
И скорби. Дхира понимает,
Что материальные тело и ум, которые он получил более или менее случайно,
В результате соприкосновения с материей, чужды ему. Поэтому дхира
Просто стремится извлечь максимальную пользу из невыгодной
Сделки.
Для духовного живого существа материальное тело и ум являются
Невыгодной сделкой.
Предназначение живого существа — заниматься
Разнообразной деятельностью в живом,
Духовном мире, но материальный мир мертв.
Пока живые духовные искры манипулируют
Безжизненными сгустками материи,
Этот мертвый мир
Кажется живым.
На самом деле
Только живые
Души — неотъемлемые частицы высшего Живого
Существа — приводят этот мир в движение.
Тех, кто узнал об этом от высших авторитетов и реализует это знание,
Следуя регулирующим принципам, называют
Дхирами.
Тот, кто хочет следовать регулирующим принципам,
Должен найти истинного духовного учителя.
Трансцендентное знание
И указания,
Касающиеся регулирующих принципов,
Ученик получает от духовного учителя. Такое знание
Невозможно получить, идя опасным путем невежественного образования.
Стать дхирой можно, только со смирением слушая истинного
Духовного учителя.
К примеру, Арджуна стал дхирой,
Смиренно внимая Самому Господу Кришне,
Верховной Личности Бога.
Совершенный ученик должен быть подобен
Арджуне, а духовный учитель — практически
Равен Самому Господу. Таков процесс получения видьи (знания) от дхиры (Невозмутимого).
Адхира, тот, у кого нет подготовки дхиры,
Не имеет права давать наставления и руководить другими.
Современные политики, объявляющие себя дхирами,
На самом деле адхиры,
И они никому не могут дать совершенного знания. Их
Интересует только размер вознаграждения, которое они могут получить
За свой труд. Разве смогут они направить
Людей на истинный путь самоосознания?
Таким образом, для того, что бы получить истинное образование,
Нужно смиренно слушать дхиру.
МАНТРА ОДИННАДЦАТАЯ
видйам чавидйам ча йас
тад ведобхайа саха
авидйайа мртйум тиртва
видйайамртам ашнуте
ПЕРЕВОД
Вырваться из круговорота рождений и смертей
И в полной мере насладиться даром бессмертия
Может только тот, кто способен одновременно
Понять процесс погружения в невежество
И процесс совершенствования
Трансцендентного знания.
КОММЕНТАРИЙ
С момента сотворения
Материального мира
Каждый старается обрести бессмертие,
Но неумолимые законы природы
Еще никому не позволили
Избежать смерти.
Никто не хочет умирать, никто не хочет стареть и болеть.
Однако законы природы всех обрекают на старость, болезни и смерть.
Прогресс материальной науки не решил этих проблем.
С помощью материальной науки можно изобрести
Атомную бомбу и тем самым приблизить
Смерть, но наука не в силах открыть ничего, что поможет человеку
Вырваться из лап старости, болезней и смерти.
Из Пуран нам известна история Хираньякашипу. Этот царь достиг
Очень высокого уровня материального развития. С помощью своих
Материальных достижений, силой своего невежества он рассчитывал одолеть
Неумолимую смерть.
Он занялся настолько суровым видом медитации, что жители
Всех планетных систем были встревожены
Его мистической силой. Он заставил творца вселенной, полубога Брахму,
Спуститься к нему и попросил Брахму
Сделать его амарой, бессмертным. Но Брахма
Ответил, что это не в его силах, поскольку даже он, творец
Материального мира и правитель всех планет,
Не является амарой. Как сказано в Бхагавад-гите,
Продолжительность жизни
Брахмы очень велика, но это еще не значит,
Что он бессмертен. Хиранйа означает
Золото, а кашипу — мягкая постель. Этого коварного человека интересовали
Две вещи на свете: деньги и женщины, — и он хотел вечно наслаждаться
Ими, добившись бессмертия. Он попросил у Брахмы множество разных
Благословений, надеясь косвенным образом исполнить свое желание
Стать бессмертным.
Поскольку Брахма сказал, что не может одарить его бессмертием,
Хираньякашипу попросил Брахму пообещать, что его
Не сможет убить ни человек, ни животное, ни полубог,
Ни какое-либо иное живое существо,
Относящееся к любому
Из 8.400.000 видов жизни.
Он также попросил сделать так, чтобы его не могли убить ни на земле,
Ни в воздухе, ни в воде
И никаким оружием. Хираньякашипу наивно
Полагал, что, получив эти благословения,
Он сможет избежать смерти.
Но, в конце концов, несмотря на то что Брахма исполнил
Все его просьбы,
Он все же был убит Верховным Господом
В образе получеловека-полульва, Нрисимхи. Чтобы убить его,
Не понадобилось никакого оружия — Господь растерзал его
Своими когтями. Он был убит не на земле,
Не в воде
И не в воздухе,
А на коленях этого удивительного живого существа, которого
Он не мог даже вообразить.
Из этого примера видно, что даже Хираньякашипу,
Самому могущественному из материалистов,
Никакие планы не помогли обрести
Бессмертие. Чего же тогда могут добиться ничтожные «хираньякашипу»
Наших дней, чьи планы рушатся каждое
Мгновение? Шри Ишопанишад советует нам отказаться
От неуклюжих попыток победить в борьбе за существование.
Каждый упорно борется за существование,
Но законы материальной природы
Так неумолимы, что никто не может
Обойти их.
Чтобы обрести вечную жизнь,
Человек должен готовить себя к возвращению обратно к Богу.
Процесс возвращения к Богу —
Предмет отдельной отрасли знания,
Которую необходимо изучать
По таким богооткровенным ведическим писаниям,
Как Упанишады,
Веданта-сутра, Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам.
Поэтому, чтобы стать
Счастливым в этой жизни
И, покинув материальное тело, обрести
Вечную, исполненную блаженства жизнь,
Человек должен изучить эти священные писания и почерпнуть из них
Трансцендентное знание. Обусловленное живое существо забыло о своих
Вечных взаимоотношениях с Богом и ошибочно считает, что кроме этого
Бренного мира,
В котором оно родилось,
Ничего не существует. Господь по Своей милости
Дал перечисленные выше писания людям Индии
И другие
Священные писания народам других
Стран, чтобы напомнить забывчивому человеку о том,
Что его истинный дом
Не здесь, не в материальном мире. Живое существо духовно
По природе, поэтому оно
Может обрести счастье, только возвратившись в свой духовный дом.
Чтобы вернуть живые существа к Богу, Верховный Господь
Посылает из Своего царства верных слуг или приходит с этой миссией Сам.
Все живые существа —
Возлюбленные дети Господа, Его неотъемлемые частицы,
Поэтому, видя страдания, которые мы постоянно испытываем
В материальном мире,
Господь огорчается больше, чем мы сами.
Эти страдания
Нужны для того, чтобы косвенно напомнить нам
О нашей несовместимости с мертвой материей, и разумные живые существа
Обычно обращают внимание на эти напоминания и посвящают себя
Изучению видьи, трансцендентного знания.
Человеческая жизнь предоставляет самые благоприятные
Возможности для углубления духовных знаний,
Поэтому того, кто упускает эту возможность, называют
Нарадхамой, низшим из людей. Путь авидьи,
То есть путь совершенствования
Материальных знаний во имя чувственных наслаждений, —
Это путь повторения рождений
И смерти. Живое существо духовно, поэтому оно не рождается
И не умирает.
Рождение и смерть относятся только ко внешней оболочке духовного
Существа — его телу.
Рождение сравнивают с надеванием,
А смерть — со сниманием
Одежды.
Глупые люди, целиком поглощенные развитием авидьи (невежества),
Принимают это как должное. Очарованные красотой
Иллюзорной энергии, они вновь и вновь
Испытывают те же страдания, так и не сделав никаких выводов из уроков,
Преподанных им законами природы.
Вот почему человеку необходимо стараться постичь видью,
Трансцендентное знание.
В болезненном материальном состоянии
Следует, насколько это возможно, ограничить чувственные наслаждения.
Неограниченные чувственные наслаждения
В материальных условиях ведут к невежеству и смерти.
Живые существа наделены духовными чувствами. Каждое
Живое существо в своей изначальной
Духовной форме обладает
Всеми чувствами, которые в обусловленном состоянии
Покрыты материальным телом и умом и действуют как материальные чувства.
Деятельность материальных чувств
Является искаженным отражением
Деятельности
Изначальных, духовных чувств.
Пораженная болезнью материализма душа, покрытая материей, занимается
Материальной деятельностью.
Истинные чувственные наслаждения доступны душе только тогда,
Когда она
Излечится от болезни материализма. Только в своей чистой духовной форме,
Не оскверненной
Материей, живое существо
Может испытывать подлинные чувственные наслаждения. Больной
Должен сначала излечиться от своей болезни, и только после этого он
Сможет снова наслаждаться жизнью.
Поэтому целью человеческой жизни
Должны быть не извращенные чувственные наслаждения, а избавление
От материальной болезни.
Обострение материальной болезни
Не является признаком знания, это признак авидьи (невежества).
Чтобы выздороветь, человек должен не повышать температуру тела
От 40 до 42 градусов, а понизить
Ее до нормы — 36,6 градуса. Это должно стать целью человеческой жизни.
В современном материалистическом обществе наблюдается
Тенденция к усилению материальной лихорадки,
И жар уже достиг отметки 42 градусов (в форме атомной энергии).
И все это сопровождается
Причитаниями
Недалеких политиков о том,
Что в любой
Момент мир может взлететь на воздух. Таков
Результат развития материальной науки и пренебрежения самой важной
Стороной жизни — культурой духовного знания.
Шри Ишопанишад предупреждает,
Чтобы мы не шли
Этим опасным путем, ведущим к смерти.
Напротив, мы должны
Совершенствовать духовное знание, чтобы раз и навсегда вырваться
Из объятий смерти.
Это не означает, что нужно совсем перестать заботиться о теле.
Речь идет не о том, чтобы прекратить
Всякую деятельность. Это было бы равносильно
Тому, чтобы в попытках сбить жар стараться довести
Температуру тела до нуля.
Правильнее будет сказать,
Что мы должны стараться
Извлечь максимальную пользу
Из невыгодной сделки.
Для углубления духовных знаний
Необходима помощь этого тела и ума,
Поэтому, чтобы достичь своей цели, мы должны заботиться о теле и уме.
Нужно поддерживать нормальную температуру на уровне 36,6 градуса,
И для достижения этого великие
Мудрецы и святые Индии
Разработали программу
Сбалансированного развития духовного и материального знания.
Они никогда не позволяли
Людям злоупотреблять своим разумом,
Используя его для болезненных чувственных наслаждений.
Деятельность человека, оскверненная стремлением
К чувственным наслаждениям,
Регламентируется в Ведах системой принципов, цель которой — обретение Освобождения.
Эта система включает в себя религию, развитие экономики, удовлетворение
Чувств и освобождение.
Но в настоящее время люди утратили интерес
К религии и освобождению. У них осталась только одна цель
В жизни — удовлетворение чувств, и ради ее достижения они строят
Планы экономического развития. Сбитые с толку
Люди думают, что религию в обществе нужно поддерживать,
Потому что она способствует
Развитию экономики,
Которое необходимо для удовлетворения
Чувств. А чтобы обеспечить человеку чувственные наслаждения
Даже после смерти, в раю, существует целая система религиозных ритуалов.
Однако достижение рая
Не является истинной целью религии.
На самом деле путь религии
Должен вести к самоосознанию.
Развитие экономики необходимо только для того,
Чтобы человек мог
Сохранять тело в нормальном,
Здоровом состоянии. Человек должен вести здоровую жизнь
И иметь трезвый ум, только чтобы постичь
Видью, истинное знание, что является целью человеческой жизни.
Эта жизнь
Дана нам
Не для того, чтобы работать, подобно ослу,
Или культивировать авидью
И удовлетворять
Свои чувства.
Путь видьи самым совершенным образом описан
В Шримад-Бхагаватам. Это произведение
Побуждает человека посвятить свою жизнь постижению
Абсолютной Истины. Абсолютную Истину постигают постепенно,
Сначала как Брахман, потом как Параматму
И наконец как Бхагавана
(Личность Бога). Постичь Абсолютную Истину может
Только человек широких взглядов,
Который обладает знанием и освободился от материальных привязанностей,
Следуя восемнадцати принципам Бхагавад-гиты, описанным в комментарии
К десятой мантре.
Главной целью соблюдения этих 18-ти принципов является достижение
Трансцендентного любовного служения
Личности Бога. Поэтому всем людям, независимо
От их взглядов,
Рекомендуется учиться искусству любовного служения
Господу. Прямой путь, приводящий к цели видьи, описывает
Шрила Рупа Госвами в своей книге Бхакти-расамрита-синдху,
Которая переведена нами на английский под названием
«Нектар преданности». Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание,
Постоянно слушать повествования
О Верховном Господе, прославлять,
Помнить Его и поклоняться
Ему — защитнику преданных.
Если религиозность, развитие экономики и удовлетворение
Чувств не направлены на достижение любовного служения
Господу, то они являются
Всего лишь различными формами невежества, что будет ясно
Из следующих мантр Шри Ишопанишад.
МАНТРА ДВЕНАДЦАТАЯ
андхам тамах правишанти
йе 'самбхутим упасате
тато бхуйа ива те тамо
йа у самбхутйа ратах.
ПЕРЕВОД
Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества,
Но еще в большей степени
Это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.
КОММЕНТАРИЙ
Санскритское слово асамбхути
Относится к тем, кто не является независимым.
Самбхути же
Относится к Абсолютной Личности Бога, который абсолютно независим.
В Бхагавад-гите Абсолютная Личность Бога, Шри Кришна,
Говорит: «Ни сонмы полубогов, ни великие мудрецы не знают Моего
Начала и Моего
Могущества, ибо Я — единственный источник полубогов и мудрецов».
Таким образом, Кришна является источником тех сил, которыми наделены
Полубоги, великие мудрецы и мистики.
И хотя силы, которыми они обладают, огромны, но и у них
Есть предел, поэтому им
Очень трудно понять, как Сам Кришна с помощью Своей
Внутренней энергии является в образе человека.
Многие философы и великие риши, мистики,
Пытаются отличить Абсолют от относительного
С помощью своих ничтожных
Умственных способностей.
Однако таким образом
Можно прийти только к негативной концепции Абсолюта,
Этот метод не дает возможности постичь
Какой-либо позитивный
Аспект Абсолюта.
Определение Абсолюта через отрицание несовершенно. Такие определения
Побуждают человека формировать свою собственную концепцию,
И он начинает воображать,
Что Абсолют должен быть лишен формы и качеств.
Эти негативные качества
Есть не что иное, как относительные, материальные формы и качества,
Взятые со знаком минус, и потому они также
Являются относительными. Такие представления об Абсолюте
В лучшем случае
Могут привести человека к осознанию безличного сияния Бога,
Называемого Брахманом,
Но с их помощью невозможно достичь уровня осознания Бхагавана,
Личности Бога.
Спекулятивные мыслители не знают, что Абсолютной Личностью Бога
Является Кришна и что безличный Брахман —
Это ослепительное сияние Его трансцендентного тела, а Параматма, Сверхдуша, —
Его всепроникающее полное проявление. Не знают
Они и того, что Кришна имеет вечную форму,
Исполненную вечного блаженства и знания.
Зависимые полубоги и великие мудрецы ошибочно считают
Его могущественным полубогом, а излучение Брахмана принимают
За Абсолютную Истину. Только преданные Кришны,
Которые целиком посвятили себя служению Ему, знают, что Он —
Абсолютная Личность и что все сущее исходит из Него.
Такие преданные постоянно с любовью служат Кришне,
Источнику всего сущего.
В Бхагавад-гите говорится,
Что только неразумные, сбитые с толку люди, движимые
Сильным желанием чувственных наслаждений,
Поклоняются полубогам, чтобы разрешить свои временные проблемы.
Живое существо запуталось в лабиринте
Материального существования,
И, чтобы обрести вечную
Свободу в духовном мире, исполненном вечного
Блаженства, жизни и знания,
Оно должно сбросить с себя оковы материального рабства.
Поэтому Шри Ишопанишад
Не советует нам
Стремиться к временному избавлению от тех
Или иных материальных проблем,
Поклоняясь зависимым полубогам, которые способны одарить нас
Только недолговечными благами.
Вместо этого необходимо поклоняться Абсолютной Личности Бога, Кришне,
Который привлекает всех и может навсегда освободить нас
От материального рабства,
Забрав нас домой, обратно к Богу.
В Бхагавад-гите говорится, что те, кто поклоняется полубогам,
Смогут попасть на планеты этих полубогов:
Поклоняющиеся Луне попадают на Луну,
Поклоняющиеся Солнцу —
На Солнце
И т. д. Современные ученые пытаются достичь Луны
С помощью ракет, но на самом деле подобные попытки делались и раньше.
Люди с их развитым сознанием
От природы склонны к космическим путешествиям и потому стремятся
Достичь других планет
С помощью космических кораблей
Или мистических сил или поклоняясь полубогам, управляющим
Той или иной планетой. В ведических писаниях сказано,
Что человек
Может достичь других планет
С помощью любого из этих трех способов, но самый распространенный
Из них — поклонение управляющему какой-либо планетой полубогу.
Так можно достичь Луны, Солнца и даже Брахмалоки, высшей планеты
Вселенной. Однако все планеты
Материальной вселенной являются лишь временным прибежищем.
Вечны только парящие в духовном небе Вайкунтхалоки,
На которых правит Сама Личность Бога. В Бхагавад-гите
Господь Кришна подтверждает это в следующих словах:
«Все планеты материального мира, начиная с высшей
И кончая низшей, —
Это юдоль страданий, где повторяются рождение и смерть. Но тот,
Кто достигнет Моей обители, о сын Кунти, никогда не родится вновь».
Шри Ишопанишад указывает, что тот, кто поклоняется полубогам и попадает
На их материальные планеты,
По-прежнему остается в темнейшей области вселенной.
Вселенная покрыта гигантскими оболочками из материальных элементов
И напоминает
Покрытый скорлупой
Кокосовый орех,
Наполовину заполненный влагой.
Это покрытие герметично,
Поэтому, чтобы рассеять непроглядную темноту, царящую во вселенной,
Необходимы Солнце и Луна. Снаружи вселенную
Окружает безграничное пространство брахмаджьоти,
В котором плавают бесчисленные Вайкунтхалоки.
Высшая и самая большая планета брахмаджьоти — Кришналока,
Или Голока Вриндавана,
На которой обитает
Сам Шри Кришна, Верховная Личность Бога. Господь Шри Кришна
Никогда не покидает
Кришналоки. Он всегда пребывает
Там со Своими вечными спутниками, но в то же время
Он присутствует
Повсюду, во всем материальном и духовном космическом проявлении.
Это уже объяснялось в четвертой мантре. Господь, как солнце,
Присутствует всюду, и тем не менее,
Он находится в одном месте,
Как и солнце, которое не отклоняется от своей орбиты.
Попав на Луну или какую-либо другую планету, расположенную выше
Или ниже нее, мы не решим главных проблем жизни.
Поэтому Шри Ишопанишад советует нам
Не стремиться попасть
На какую-то из планет в пределах
Погруженной во тьму материальной вселенной,
А постараться вырваться за ее пределы
И достичь сияющего царства Бога. Есть много людей,
Которые выдают себя за верующих и совершают религиозные обряды
Только ради славы
Или репутации. Такие псевдорелигиозные люди не желают
Покидать эту вселенную и возвращаться
В духовный мир. Под видом поклонения Господу они хотят одного —
Сохранить свой статус-кво
В материальном мире. Проповедуя культ атеизма, атеисты
И имперсоналисты
Увлекают таких глупых псевдоверующих в темнейшие области
Вселенной.
Атеисты
Открыто отрицают существование
Верховной Личности Бога, а имперсоналисты поддерживают атеистов,
Проповедуя поклонение безличному аспекту
Верховного Господа. До сих пор мы не нашли
В Шри Ишопанишад
Ни одной мантры,
Которая отрицала бы существование
Верховной Личности Бога. В одной из мантр было сказано,
Что Он может передвигаться быстрее всех.
Те,
Кто путешествует на другие Планеты, несомненно,
Являются личностями,
И если Господь может передвигаться быстрее их,
То как же Он может быть
Безличным? Безличная концепция Верховного Господа —
Это всего лишь другая форма невежества, причина которого кроется
В несовершенном понимании Абсолютной Истины.
Невежественные религиозные лидеры
И изобретатели
Так называемых воплощений Бога, откровенно нарушающие указания
Ведических писаний, вводят в заблуждение
Своих последователей, и потому им уготованы темнейшие
Области вселенной.
Обычно имперсоналисты выдают себя за воплощения Бога, и глупые люди,
Не имеющие понятия о ведической мудрости,
Верят им. И если эти шарлатаны
Обладают какими-то знаниями,
То в их руках они опаснее,
Чем невежество. Имперсоналисты даже не совершают обрядов
Поклонения полубогам, рекомендованных в писаниях.
Писания рекомендуют при определенных обстоятельствах поклоняться
Полубогам, но в то же время в них говорится,
Что в большинстве случаев в этом нет необходимости.
В Бхагавад-гите
Ясно сказано, что плоды поклонения полубогам недолговечны.
Весь мир не вечен, следовательно все, чего мы достигли во тьме
Материального мира, тоже бренно.
Проблема в том,
Как обрести истинную, вечную жизнь. Господь утверждает, что тот,
Кто достигает Его
С помощью преданного служения (Единственного пути, ведущего
К Личности Бога), раз и навсегда избавляется от оков рождения и смерти.
Иначе говоря, освобождение из тисков материи целиком
Зависит от знания и отрешенности, которые приходят к тому,
Кто служит Господу.
А у псевдоверующих нет ни знания, ни отрешенности
От материальной деятельности.
Большинство из них
Хочет жить
В золотых оковах материального рабства,
Прикрываясь
Альтруистической и филантропической деятельностью, загримированной
Под религию.
Демонстрируя фальшивые религиозные чувства, они напоказ занимаются
Преданным служением и в то же время совершают
Различные греховные поступки, а наивные люди принимают
Их за духовных наставников
И ревнителей
Веры. Такие нарушители
Религиозных принципов не признают авторитет ачарьев,
Святых учителей, принадлежащих
К цепи ученической преемственности. Они пренебрегают
Указанием Вед: ачарйопасана («каждый должен поклоняться ачарье»),
И словами Бхагавад-гиты :«Эта высшая наука о Боге передавалась
По цепи ученической преемственности». Вместо того чтобы найти истинного
Духовного учителя,
Они вводят людей в заблуждение и провозглашают себя ачарьями,
Хотя сами даже не следуют принципам ачарьев.
Эти негодяи —
Самые опасные элементы
В человеческом
Обществе. Из-за отсутствия религиозного
Правительства им не грозит наказание
Со стороны государства.
Однако им не удастся избежать суда Всевышнего, который провозглашает
В Бхагавад-гите, что завистливые демоны, рядящиеся
В одежды религиозных
Проповедников,
Будут низвергнуты в темнейшие области ада.
И Шри Ишопанишад подтверждает,
Что, завершив свою деятельность в роли духовных
Учителей, которой они занимаются только ради
Чувственных наслаждений, эти духовные
Лидеры попадают
На самые отвратительные планеты вселенной.
МАНТРА ТРИНАДЦАТАЯ
анйад эвахух самбхавад
анйад ахур асамбхават
ити шушрума дхиранам
йе нас тад вичачакшире
ПЕРЕВОД
Говорится, что поклонение высшей причине
Всех причин
Приносит иные плоды,
Чем поклонение тому, что не является высшим.
Все это услышано
От невозмутимых авторитетов,
Которые доступно объяснили это.
КОММЕНТАРИЙ
В этой мантре говорится
О необходимости слушания невозмутимых авторитетов.
Пока человек не услышит истинного ачарью, которого не могут вывести
Из равновесия
Перемены материального мира,
Ему будет закрыт доступ к трансцендентному знанию.
Истинный духовный учитель, который услышал шрути-мантры,
То есть получил ведическое знание
От другого невозмутимого ачарьи,
Никогда не станет утверждать то, о чем не говорится
В ведической
Литературе. В Бхагавад-гите ясно сказано, что те, кто поклоняется предкам
(Питам), достигают планеты предков,
Закоренелые материалисты, которые
Хотят оставаться здесь, остаются в этом мире,
А преданные
Господа, которые не поклоняются никому, кроме Господа Кришны,
Высшей причины всех причин, достигают Его в Его обители,
Находящейся в духовном небе.
Эта мантра Шри Ишопанишад подтверждает,
Что разные формы поклонения приносят разные плоды.
Если мы
Поклоняемся
Верховному Господу, то обязательно придем к Нему в Его вечную обитель,
А если поклоняемся
Полубогам, в частности богу Солнца или богу Луны, то непременно
Окажемся на их планетах.
Если же мы хотим оставаться на этой жалкой планете
Со всеми нашими плановыми комитетами
И политикой латания дыр, то без труда сможем это сделать.
Ни в одном
Подлинном писании не сказано, что в конечном счете все достигнут одной
Цели, независимо от того,
Что они делают и кому поклоняются.
Глупые теории такого рода выдвигают
Самозванные духовные учителя, не принадлежащие к парампаре —
Истинной цепи ученической преемственности.
Истинный духовный учитель не станет утверждать,
Что все пути ведут к одной цели
И что этой цели
Может достичь любой,
Независимо от того,
Как и кому он поклоняется: полубогам, Всевышнему или кому-нибудь еще.
Любому нормальному человеку нетрудно понять, что, садясь на поезд, он
Доедет только до того места, до которого купил билет. Человек, купивший
Билет до Калькутты, сможет приехать в Калькутту,
Но никак не в Бомбей.
Но люди, выдающие себя за духовных учителей,
Проповедуют,
Что любой путь приведет человека к высшей цели.
Эти дешевые мирские обещания
Привлекают множество глупых созданий,
Которые гордятся
Своими доморощенными методами духовного самоосознания.
Однако Веды не одобряют их. Тот, кто не получил знания
От истинного духовного учителя,
Принадлежащего к признанной цепи ученической преемственности,
Не сможет добиться никаких ощутимых результатов.
Кришна говорит Арджуне в Бхагавад-гите «Эта высшая наука передавалась
По цепи
Ученической преемственности, и так познавали ее праведные цари.
Однако со временем эта цепь прервалась,
И потому духовное знание кажется сейчас безвозвратно утраченным».
К тому времени, когда Господь Шри Кришна пришел в этот мир, принципы
Бхакти-йоги, сформулированные в Бхагавад-гите,
Были сильно искажены. Поэтому Господь
Должен был восстановить цепь ученической преемственности, и Его
Первым учеником стал Арджуна, самый близкий друг и преданный Господа.
Кришна прямо сказал Арджуне, что тот смог
Понять принципы Гиты только потому, что был Его
Преданным и другом. Иначе говоря, не будучи преданным и другом Господа,
Невозможно понять Бхагавад-гиту. Из этого также следует, что понять
Бхагавад-гиту могут только те, кто идет по стопам
Арджуны.
Сейчас многие люди, которым нет никакого дела ни до Арджуны,
Ни до Господа Кришны, берутся переводить и интерпретировать
Этот возвышенный диалог. Они по-своему объясняют
Стихи Бхагавад-гиты
И, прикрываясь
Авторитетом этого священного писания, выдвигают
Самые нелепые идеи. Такие толкователи не верят ни в Шри Кришну,
Ни в Его вечную обитель.
Как же тогда они могут объяснять Бхагавад-гиту?
В Гите Кришна недвусмысленно утверждает,
Что только люди, лишенные здравого смысла, поклоняются
Полубогам в расчете
На ничтожное вознаграждение. В конце ее Он советует каждому
Отбросить все иные способы поклонения и полностью предаться
Ему. Такую непоколебимую веру в Верховного Господа может иметь
Только тот, кто избавился от всех
Последствий своих грехов.
Остальные будут продолжать парить в материальных сферах, цепляясь
За свои бессмысленные ритуалы,
И никогда не найдут истинного пути, сбитые с толку утверждениями о том,
Что все пути ведут к одной
Цели.Ключевым в этой мантре Шри Ишопанишад является слово самбхават:
Поклоняясь высшей причине.
Господь Кришна является изначальной Личностью Бога, и все
Сущее исходит из Него.
В Бхагавад-гите Господь говорит:
«Я —
Источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня.
Мудрец, который по-настоящему понял это,
Встает на путь преданного служения и поклоняется Мне всем сердцем».
В этом стихе Сам Господь очень точно описывает Себя.
Слова сарвасйа прабхавах
Указывают на то, что Кришна
Является творцом всех живых существ, в том числе Брахмы, Вишну и Шивы.
Так как эти три главных божества материального мира
Созданы Господом, Господь
Является творцом
Всего сущего в материальном и духовном мире.
В Атхарва-веде также говорится, что Господь
Шри Кришна существовал до сотворения Брахмы и что это Он
Открыл Брахме ведическое знание.
Аналогично этому, в Нараяна-упанишад говорится: «Затем
Верховная Личность, Нараяна, пожелал создать все
Живые существа. Так от Нараяны родился Брахма. Нараяна создал всех Праджапати.
Нараяна сотворил Индру. Нараяна создал восемь Васу. Нараяна
Создал одиннадцать Рудр. Нараяна создал двенадцать Адитьев». Нараяна —
Это полная экспансия Господа Кришны,
Поэтому Нараяна и Кришна
Неотличны друг от друга. В той же упанишаде (Нараяна-уп.,)
Утверждается: «Сын Деваки [Кришна] является Верховным Господом». То,
Что высшей причиной всего
Сущего является Нараяна,
Подтверждает даже Шрипада Шанкарачарья,
Несмотря на то, что он не принадлежит
К школе вайшнавов (персоналистов).
В Атхарва-веде говорится:
«Вначале не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни воды, ни звезд,
Ни Солнца, ни Луны, а был один Нараяна. Но Господь
Не остается в одиночестве. Он творит
По Своему желанию». В Мокша-дхарме Сам Кришна говорит:
«Я создал всех Праджапати и Рудр, которые не знают
Меня до конца, ибо их покрывает
Моя иллюзорная энергия». В Вараха-пуране сказано:
«Нараяна является
Верховной Личностью Бога. От Него появился четырехголовый Брахма
И Рудра,
Впоследствии ставший всеведущим».
Таким образом, все ведические писания сходятся в том, что Нараяна,
Кришна, является причиной всех причин.
В Брахма-самхите также говорится,
Что Шри Кришна — это Верховный Господь. Он — Говинда
(Тот, кто приносит радость всем живым существам) и изначальная причина
Всех причин. По-настоящему образованные люди узнают об этом
От великих мудрецов и из Вед
И потому решают поклоняться Господу Кришне, источнику всего сущего.
Таких людей называют будхами,
Просвещенными людьми, ибо они поклоняются только Господу Кришне.
Убежденность в том,
Что Кришна есть все,
Приходит к тому, кто с верой и любовью слушает как об этом рассказывает
Ачарья,
Которого ничто не может вывести из равновесия.
Тот, кто не имеет веры
В Господа Кришну и любви к Нему, никогда не сможет понять эту простую
Истину. В Бхагавад-гите
Кришна называет
Таких людей мудхами —
Глупыми, как ослы. Там говорится, что мудхи
Осмеивают Личность Бога, так как не обладают совершенным знанием,
Которое дает человеку невозмутимый ачарья.
Тот, кого может вывести
Из равновесия
Круговерть материальной энергии,
Не имеет права
Становиться ачарьей.
Перед тем как услышать Бхагавад-гиту, Арджуна, вовлеченный
В круговорот материальной энергии и ослепленный
Привязанностью к семье, обществу и роду,
Лишился невозмутимости
И потому захотел стать человеколюбивым моралистом,
Никому не причиняющим вреда. Но, получив от Верховной Личности
Ведическое знание, содержащееся в Бхагавад-гите,
И став будхой, он изменил
Свое решение и начал поклоняться Господу Шри Кришне,
По плану которого произошла битва на Курукшетре. Сражаясь
Со своими так называемыми родственниками, Арджуна поклонялся
Господу и так стал чистым преданным Господа.
Это возможно
Только в том случае, если человек поклоняется истинному Кришне,
А не мнимому Кришне,
Выдуманному глупыми людьми, которые не знают всех тонкостей науки
О Кришне,
Изложенной в Бхагавад-гите
И Шримад-Бхагаватам.
Согласно Веданта-сутре,
Самбхута — это источник всего сущего,
Опора, на которой все держится, и вместилище, остающееся
После уничтожения проявленного мира.
Шримад-Бхагаватам, естественный комментарий
К Веданта-сутре, составленный ее автором, утверждает,
Что источник всех эманаций не может быть безжизненным камнем,
Он — абхиджна, что значит обладающий абсолютным знанием.
Поэтому изначальный Господь Шри Кришна
Говорит в Гите,
Что Ему известно все: прошлое, настоящее и будущее, — но никто,
Включая таких полубогов, как Шива и Брахма, не знает Его
В совершенстве. Те, кто не способен сохранять невозмутимость посреди
Бушующего океана материального существования, лишены
Возможности до конца познать Его. Такие полуграмотные духовные лидеры
Стараются найти
Некий компромисс,
Объявляя объектом поклонения человечество. Они не понимают,
Что подобное поклонение — химера,
Поскольку люди в большинстве своем несовершенны.
Пытаться делать это — все равно что поливать водой листья дерева,
А не его корень. Более естественно поливать корень дерева,
Но такие вечно обеспокоенные лидеры больше привязаны к листьям,
Чем к корню, и, несмотря на бесконечные
Потоки воды, выливаемые
На листья,
Дерево сохнет от недостатка влаги.
Шри Ишопанишад
Советует поливать корень, источник всех побегов. Поклонение
Людям, сводящееся к удовлетворению
Их телесных потребностей, всегда несовершенно
И потому не так важно, как служение
Душе. Душа — это тот корень, который в соответствии с законом кармы
Порождает тела различных типов. Если мы служим только людям, оказывая
Им медицинскую или социальную помощь и предоставляя
Им возможность получать образование,
И в то же время перерезаем
На бойнях глотки несчастным животным, то это не может считаться
Служением душе, живому существу.
Живое существо в телах различных типов постоянно
Испытывает материальные страдания,
Связанные с рождением, старостью, болезнями
И смертью.
Человеческая форма жизни предоставляет
Шанс вырваться из пут материального существования.
И для этого нам достаточно восстановить свои
Прерванные отношения с Верховным Господом.
Господь
Сам нисходит в этот материальный мир,
Чтобы призвать людей предаться Всевышнему (самбхуте).
По-настоящему служит
Человечеству только тот, кто проповедует людям, что они должны предаться
Верховному Господу и с любовью поклоняться
Ему, вкладывая в это всю свою энергию. Таков смысл наставлений
Тринадцатой мантры Шри Ишопанишад.
Слушание повествований о великих деяниях
Верховного Господа
И прославление их — самый простой
Способ поклонения Ему в этот век тревог.
Однако спекулятивные философы полагают,
Что деяния Господа —
Плод воображения, и потому не хотят слушать о них и изобретают
Множество словесных трюков, чтобы отвлечь внимание
Доверчивой толпы. Вместо того чтобы слушать повествования о деяниях
Господа Кришны, такие духовные учители рекламируют самих себя,
Побуждая своих последователей
Прославлять их. В последнее время
Число таких шарлатанов значительно возросло, и чистым преданным
Господа становится все труднее защищать людей от святотатственных
Разглагольствований подобных лицемеров и псевдовоплощений.
Упанишады косвенно обращают наше внимание на изначального Господа, Шри Кришну,
Но Бхагавад-гита, которая является
Квинтэссенцией Упанишад, прямо указывает
На Него. Поэтому человек должен слушать повествования, непосредственно
Описывающие Кришну, которые содержатся в Бхагавад-гите
И Шримад-Бхагаватам, и это постепенно
Очистит его ум от скверны.
В Шримад-Бхагаватам сказано: «Слушая повествования о деяниях Господа,
Преданный привлекает к себе Его внимание. Таким образом Господь,
Находящийся в сердце каждого живого существа, помогает преданному,
Давая ему надлежащие наставления».
Это подтверждается и в Бхагавад-гите : Наставления Господа, получаемые
Изнутри, очищают
Сердце преданного от скверны,
Порожденной материальными гунами страсти и невежества.
Непреданные полностью находятся под влиянием страсти и невежества.
Страсть мешает человеку избавиться от материальных желаний, а невежество
Не позволяет ему по-настоящему понять себя и Господа.
Таким образом,
У человека, находящегося под влиянием гун страсти и невежества,
Нет шансов осознать свою духовную природу,
Сколько бы он ни разыгрывал из себя поборника
Религии. На преданного же по милости Господа гуны страсти
И невежества перестают влиять, и он оказывается
Под влиянием гуны благости,
Что является признаком совершенного брахмана.
Брахманом может стать любой при условии, что он занимается
Преданным служением под руководством истинного духовного учителя.
В Шримад-Бхагаватам также говорится:
Любое низкорожденное существо может очиститься,
Если будет следовать наставлениям чистого преданного Господа,
Ибо могущество Господа
Безгранично. Когда человек обретает качества брахмана,
Он становится счастлив и с воодушевлением занимается
Преданным служением Господу. Наука о Боге сама собой открывается
Ему. Постигая эту науку, он постепенно освобождается
От материальных привязанностей, и по милости Господа его сомневающийся
Ум становится кристально чистым. Тот, кто достиг этой стадии, является
Освобожденной душой и может везде и во всем видеть Господа. В этом
Заключается совершенство самбхавы,
Описанное в данной мантре
Шри Ишопанишад.
Свидетельство о публикации №125033005598