критические соображения ко второму туру

десятых Праймериз Юрия Семецкого http://stihi.ru/avtor/semecky

1 Алла Арцис Площадь Революции http://stihi.ru/2024/11/30/1692

Площадь Революции Аллы Арцис служит в стихотворении пошлой соцреалистической присказкой к финальной строфе, к ударной концовке, пафос которой служит основным содержанием поэтического высказывания. Претензия на откровение. Текст построен профессионально, грамотно, но откровение вышло слабым. Площадь Революции с очевидной ясностью приделана к небу в качестве культурного контекста. Пафосный баланс перекошен в пользу пошлого поп-арта. После пространной институтской рефлексии по поводу классического произведения советской монументальной пропаганды, слабое откровение о горней безопасности может быть корректно определено в категорию кликушеских.

- Алиса, поглумись над материалом!
- С наслаждением, мой добрый зазеркальник.

чем ниже старт тем выглядит чудеснее
чарующей действительности круг
подушки безопасности небесные
у вечности срабатывают вдруг

к лицу прижало площадь революции
к бедру чужой настойчивый лобок
причастна ко греху метрополлюции
приехали всё слава богу ок

поглажу носик суке пограничника
потереблю сигнальные флажки
ой ягоды-ягоды в ягодичнике
простите неприличные стишки

какая жизнь такие и грешки
исповедимы прелести столичные

2 Игорь Гонохов Свистелка http://stihi.ru/2012/12/27/8867

Стало быть на Страшном Суде перед оглашением приговора Борису Леонидовичу Пастернаку даётся последнее слово. Он такой, чтоб на всю Поселенную не острамиться, в сердце своём взмолился весь: "Товарищ Господь Бог, сделай милость, открой, зачем я жил?!" И Бог строго так: "Секретарь судебного заседания Совесть, передайте ответ товарищу Пастернаку". А совесть такая: "Помнишь, ты добротный такой ремень для чемодана Маринке Цветаевой подарил? Так вот за этим."

Пафос Свистелки Игоря Гонохова на полутон ниже, чем у этого исторического анекдота с подобной фабулой. И на порядок слабее... Романтика, однако.

3 Александр Веселов Тапки http://stihi.ru/2014/01/16/10765

Комическое стихотворение с романтическим финалом. Зачёт.

4 Станислав Григорьев Как всегда
http://stihi.ru/2023/12/27/3849

Сказочная криптопатетика в жанре высококонтекстного поэтического поп-арта с аллюзиями на культовые псевдореалии. Годно.

к четвёртому выпуску... )

9 Юрий Семецкий Тишина http://stihi.ru/2024/05/17/1296

Согласно свежему мониторингу остаточных знаний, восемнадцать процентов прошлогодних школьников правильно ответили на вопрос о том, куда впадает Волга. При том, что семь из десятка их родителей знают правильный ответ. Это я к тому, что общий культурный код с русского поля эксперимента смыло, как эталонный воронежский чернозём в Каспий. Тишина Семецкого бытийствует, подобным образом в булькающем случайными ассоциациями безвидном озере коллективного бессознательного. Призрак плодородия, всплеснув бездной, тает в неизбывном одиночестве. Высокая криптопатетика, однако. Эдемский хутор совсем одичал без охраны.

- Алиса, усилить и возвысить!
- Не вижу смысла, мой повелитель, попробуй сам)
- Охамела, паскудница!

тихо и темно ни щелчка ни блика
ни души ни выследить ни накликать
ни украсть ни спрятаться хоть убей

а на ощупь хутор зарос крапивой
ветхий страж навовсе ушёл за пивом
ты ли это стреляный воробей

господи четыре щепоти праха
пахнет подопревшим быльём и страхом
чуть жива ничейная тишина

не того походу за свет молили
поищи в малиннике на могиле
наконец поспела черным-черна

языком с куста упивайся соком
осторожно тля не лизни осоку
береги слюнявого пуще глаз

без него ты просто немое мясо
гадом буду он доведёт до спаса
там встречает лишних паромщик стас

...к пятому выпуску...

...к шестому выпуску...

Признаться, я не ожидал, что поверхностный криптопатетический анализ серьёзного конкурсного потока окажется настолько психически затратной работой. Ещё большей неожиданностью стало осознание, что по итогам намечается иллюстрированное бумажное издание аналитической хрестоматии криптопатетики.

1 Александр Спарбер Роза Кранц и Хильда Штерн http://stihi.ru/2024/01/07/3006

- Наконец-то!
Вероятно, это сильнейшее стихотворение конкурсного потока. Прихотливая, мастерски сбалансированная пафосная структура на высших парентирсах с чёткой, рафинированной доминантой.

- О! Лестно, однако )

- Ох, Александр, повремените обольщаться)

Впрочем, смотрите сами) Четвёртый парентирс, доминирующий в этом вашем стихотворении, присущ не только и не столько героиням. Их основной тон - кликушество - ложная героика, точнее, здесь ложная нормальность, подаётся как некий подвиг. Болещицы за процветание Родины всегда на стороне выигрывающих игроков в войну. Такова типичная гражданская позиция паскудных кликуш, горизонтальных коллаборантов, гендерных трансформеров и прочей мелкобуржуазной швали. Вы подали тон чрезвычайно живо с нетривиальной подкруткой. Мастерски управились с контекстом, от шекспировского до стоппардовского и, если внимательно разобраться, пелевинского. С гендерной трансмутацией героинь ловко решили задачу повышения пафосного тона до юродства на грани откровения. Браво, маэстро!

Я держу сейчас перед глазами криптопатетическую миниатюру удивительной, ужасной глубины. Без дураков. Предлагаю вам в подарок небольшой эксперимент, позволяющий заглянуть в смысловую яму чуть глубже, чем это дозволяется обычному читателю. Для меня очевидно, что стихотворение началось с имён собственных. Эксперимент состоит в том, чтобы вы продекламировали стихотворение, изменив всего одно слово, и прислушались к дрожи внутреннего мира. Я при озвучке меняю два, так сильнее выходит. И признайтесь, сколько секунд вам понадобилось, чтобы вспомнить имя Хильда?

- Началось с имен, тут вы правы. Причем задолго до. Но я тогда подумал, что вряд ли мне одному это пришло в голову. Погуглил - и действительно, у Максима Кантора где-то уже есть Роза Кранц и Гильда Стерн. Я не стал, но потом решил наплевать.
А Хильда - нет, не сразу. Первоначально она была именно Гильдой Стерн. Но такого немецкого имени не бывает.
Так какое слово вы предлагаете заметить при чтении?

- На поверхности же, Александр) Золотая Звезда, Голда Штерн. Замечу, что характер пафоса не меняется, но конфликт усиливается кратно, а мостик культурного кода протягивается до самого пелевинского Трансгуманизма.

(с) Гольденштерн не был тираном или исчадием зла. Он был просто невероятно крутым бизнесменом с изрядным чувством юмора, который хотел лишь одного – чтобы его оставили в покое. Его, похоже, не слишком интересовало происходящее в мире, но ему не нравилось, когда мир интересовался им. Так что никакого Гольденштерна в реальности не было. Просто потому, что так захотел сам Гольденштерн, а реальность в наше время – это платформа, находящаяся в частной собственности, и если вам что-то не нравится, вас никто не заставляет держать здесь свой аккаунт. (с) ВОП

- Мысль, конечно, интересная, но боюсь, что это будет понятно слишком узкому кругу. Да и у меня, к примеру, имя Голда ассоциируется скорее с Голдой Меер, нежели с Пелевиным.

- Гольденштерн - бог вселенной пелевинского Трансгуманизма, меняющий пол по желанию. В первой же новелле четырёхтомного цикла он губит юную, наивную Маню ради развлечения, отождествившись с девочкой, подключившись к её сознанию через обязательный гаджет. Пелевинский Гольденштерн - еврей, у Мани лобковая причёска называется Адольфыч, это модно, Голда - специфическое еврейское имя. С наслаждением доведя Маню до самоубийства, Гольденштерн в очередной раз побеждает Гитлера. Почитайте, Александр, не пожалеете.

(с)Мол, стонала Русь под половцами, стонала под печенегами – но знала врага, видела его лицо и даже со стрелой каленой в груди белыя могла изогнуться с седла да полоснуть его в ответ заветной казацкой шашкой. Потом, значит, приехали супостаты-тевтоны в шлемах с пиками, налетели вороги на бипланах – и почти погубили Русь, почти пригнули ее к земле. Но глянула Русь в небо голубыми глазами, улыбнулась, засмеялась да и пустила ворогов клочками по закоулочкам. Вот только осталась у нее от той битвы на лбу кровавая рана в форме звезды, да и ослабла она сильно. Потом навалилась вражья рать гуще прежней, с железными тиграми и стальными слонами – и совсем почти раздавили Русь, вмяли гусеницами в сырую глину. Но и оттуда Русь поднялась, да страшнее прежней в клубах атомного огня, с ярыми очами да мечом-кладенцом неодолимой силы. И стали тогда дурить Русь разным лукавством, и обдурили полностью – рассыпалась она на части, как телега со сломанной осью. И пропала было Русь, и продалась уже за зеленые фантики, которые неудержимо печатал ворог – но пришли на Русь мудрые вожди. И дали ей новое учение – конкурентоспособность. Сильна ты, Русь, сказали вожди – сколько вороги ни напечатают зеленых фантиков, все их заработаем честным трудом, так что у нас этих фантиков поболее чем у них станет! И пошла Русь за мудрыми вождями, и набрала много-много фантиков, да вороги догадались, к чему дело идет – и поймали Русь в сеть. Трепыхнулась она раз, трепыхнулась два – да больно крепко держало вервие. И увидела Русь, что не одна она уловлена той колдовской сетью, а вместе со всем миром. И плыла она скованная в море слез сто долгих лет – русалка белая, китовица чистая, рыба святая – а потом поднялся к сети из темных глубин жидовин Гольденштерн и сказал русским вождям: идите ко мне в банку! Дам я вам счастье такое, какого вы в жизни не ведали, радость небесную, благодать вечную… И дрогнули русские вожди, и пошли к Гольденштерну в банку, оставили святую Русь. Но не только на Руси так было – вожди всех земель нырнули в банки и оставили свои королевства, и воцарился жидовин Гольденштерн над миром один, и стал сосать кровь клопом окаянным, и когда наказание то кончится, никому не ведомо…(с) ВОП

Ваши лирические мы, Александр, которые кажется живы в фейковом мире, читали Transhumanism и способны распознать себя в аллегорических текстах современников.


Рецензии
Проигравшие всегда ни при чем, когда дело касается преступлений против человечества. Самозащитная реакция обывателя.
А Роза и Хильда уже проиграли, как понятно из контекста.
"Мы" Александра - это, видимо, розы и хильды, включая его самого.
И вопрос возникает только один - кто кому Гитлер.
И ваша переадресация вполне убедительна, как мне думается.

Арина Яковлева   25.04.2025 11:29     Заявить о нарушении
Арина, кто кому Гитлер, это конечно важно, но главный вопрос, который встаёт перед компетентным читателем после прочтения этого стихотворения Александра Спарбера не этот.

Павел Бетач   25.04.2025 16:37   Заявить о нарушении
Героиня Спарбера Хильда (Голда) выиграла в войну приличные детские сандалии. Это при том, что она жила, работала и растила детей на побеждённой стороне. То есть, пока победители воевали, она и ей подобные играли в войну. И выиграли у победителей. Кто-то сандалии, кто-то статус почётной жертвы для своих детей, внуков и правнуков с соответствующими бонусами.

Павел Бетач   25.04.2025 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.