Кони не привередливые...
Великий русский скульптор немецкого происхождения дворянского рода Клодт фон Юргенсбур — создатель скульптурного ансамбля Аничкова моста и конной статуи для памятника Николаю I на Исаакиевской площади — родился 220 лет назад 24 мая (5 июня) 1805 года в Санкт-Петербурге. Клодт освоил не только монументальную и анималистическую пластику, но и литейное мастерство, стал академиком (с 1838) и заслуженным профессором (с 1858) Императорской Академии художеств.
Композиционно ансамбль Аничкова моста задуман Клодтом таким образом, чтобы зритель «читал» сюжет, переходя от одной группы к другой. Тема «Укрощение дикого коня», согласно замыслу автора, раскрывается не единовременно, а последовательно (против часовой стрелки): от начала укрощения (на юго-западном устое моста) до полного подчинения коня человеку (на северо-западном устое). Произведения Клодта отличаются от прототипов европейских скульпторов-анималистов как способом развития темы, так и стилем: вместо барочной экспрессии завершенная гармония классицизма. Доработка и отливка первой группы «Конь с идущим юношей» затянулась до 1838 года. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Клодт создал в 1841 году, вынужденно освоив мастерство литейных дел мастера. Об этом свидетельствует надпись на плинте: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году». По предложению автора две скульптурные группы установили на западных постаментах вновь отстроенного Аничкова моста, обращённых к Садовой улице. Скульптуры восточной стороны, обращённой к Литейному проспекту, повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. В 1842 году Клодт отлил в бронзе ещё две группы бронзовых коней, но их прямо с литейного двора император Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV.
Гипсовые, выкрашенные под бронзу скульптуры первое время внешне не отличались от бронзовых. Но под воздействием сырого петербургского климата они начали быстро разрушаться.
9 октября 1843 года восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго: через три года Николай I подарил их королю обеих Сицилий Фердинанду II за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии, и в апреле 1846 года они были отправлены в Неаполь, а их места в Санкт-Петербурге снова заняли гипсовые копии. Петербуржцы шутили, что клодтовские кони никогда не смогут занять своё место взамен гипсовых. Наконец в 1851 году мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате скульптурные группы стали изображать четыре стадии покорения дикого коня.
Кони в III и IV группах, в отличие от I и II, подкованы. Существует легенда, что подкованные кони как бы движутся от кузниц, располагавшихся в XVIII веке на Литейном проспекте, а неподкованные — наоборот, направлены в сторону Литейного проспекта.
Однако на этом путешествия коней не завершились.
В годы Великой Отечественной войны в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение укрыть знаковые для города скульптуры в парке Дворца пионеров (Аничкова дворца). Скульптурные группы были сняты с постаментов рабочими «Дормоста» во главе с инженером В. Макаровым и в ноябре 1941 года на деревянных наскоро сконструированных катках доставлены в сад дворца. В промерзлой земле планировалось вырыть 4 ямы. Однако в промёрзшую землю в декабре удалось опустить лишь одну группу. Остальные скульптуры были зарыты позднее — в мае 1942 года. Работы по консервации скульптур выполнялись силами Особой строительно-монтажной части «Стальконструкция»: каждую скульптуру обмазали техническим вазелином, обернули бумагой и поместили в деревянную опалубку. Пустоты между обшивкой и статуями засыпали песком. Скульптуры были опущены в землю лишь частично до уровня грунтовых вод. Сверху были насыпаны земляные холмы. Долгие годы опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: «Война!». Летом на постаменты ставили ящики с травой.
В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост. Взрывом смело в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 м чугунной решетки. На мосту остались лишь изуродованные осколками гранитные постаменты. Но уже в 1944 году решетка была заново отлита на заводе «Лентрублит» и вновь установлена на мосту.
После победы «Укротители коней» вернулись на свое место: бронзовые группы были откопаны, очищены от предохранительной смазки, промыты бензином и установлены на гранитные постаменты. Операция по установке началась в 9 часов вечера 1 июня 1945 года и закончилась в 9 часов утра следующего дня. «Набережные Фонтанки у моста до поздней ночи были запружены народом, — писала газета «Ленинградская правда». — Все окна окружающих домов были раскрыты настежь, и люди смотрели не отрываясь. Даже на крышах стояли зрители».
Для многих ленинградцев возвращение коней стало олицетворением возвращения к мирной жизни. Поэтесса О. Ф. Берггольц так описывала это событие: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим чёрным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро ещё раз ощутили мы мир».
1. Васютинский Б. Бойцы МПВО откапывают скульптуру Клодта, закопанную в саду Дворца пионеров в 1941 г. 22 мая 1945 г. Номер в Госкаталоге:54836212. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
2. Беркович, фото. «Ленинградская Правда». Работы по извлечению коней Клодта из земли после окончания войны 1941-1945 гг. Репродукция с фото Д. М. Трахтенберга. Период создания:1950 г. Номер в Госкаталоге:57919012. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
3. Трахтенберг Д. М. Бойцы МПВО откапывают скульптуры коней Клодта во дворе Дворца пионеров (были закопаны в 1941 г.). Май 1945 г. Номер в Госкаталоге:37832344. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
4. Чертов Г.И. Аничков мост на Невском проспекте. Снятие с постаментов скульптур Клодта для укрытия. 05.11.1941 г. Номер в Госкаталоге: 55188974. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
5. Чертов Г.И. Работы по снятию с постаментов на Аничковом мосту скульптур Клодта - для укрытия их от бомбардировок. 05.11.1941 г. Номер в Госкаталоге:55189738. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
6. Струнников С. Н. (фото). Бронзовые кони сняты. Аничков мост. Из альбома «Оборона Ленинграда». Из альбома «Оборона Ленинграда». Не ранее 1942. Номер в Госкаталоге:58211916
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. На переднем плане — часть чугунных перил моста. На заднем плане — гранитный постамент, с которого снята бронзовая скульптура «Укротителя коня».
7. Морозов Виктор Васильевич. Аничков мост. Скульптуры Клодта сняты. 1943-1944 гг.
Номер в Госкаталоге:29949874. Военно-медицинский музей МО РФ.
8. Федосеев В.Г.
Восстановительные работы на Аничковом мосту. Восстанавливается решетка художественной работы. 12.12.1944 г. Номер в Госкаталоге:55189714. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
9. Чертов Г. И., фотограф. Установка коней Клодта на Аничковом мосту после снятия блокады Ленинграда. Период создания: 1945 г. Номер в Госкаталоге: 21866012. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
#Клодт #Кони #Аничков #Ленинград
[id424158046|Александр Костерев]
@https://vk.com/club205142857 (Питер Петра)
Свидетельство о публикации №125032906794