Уголовник Отелло и хитрец Шекспир

Почему нужно разбирать художественные произведения?.. Да потому что разное понимание бывает у разных людей. И это понимание порой перечеркивает авторское. И уже отрицают саму идею, которую воплотил автор. И казалось бы все логично, во имя высоких моральных принципов можно предать остракизму. Все бы ничего, но когда замахиваются на гения, то тогда надо сразиться в логическом споре.

Перед нами стихотворение посвященное знаменитой трагической пьесе Шекспира "Отелло". Написано талантливо, читается с интересом, к какому выводу приходит автор?.. В чем он начинает развенчивать трагедию Отелло?..

Любовь? дездемоны и отелло
В.Евсеев

«Она его за муки полюбила,
а он ее – за состраданье к ним»…
Кто же не знает этих слов Шекспира,
но разве о любви здесь говорим?
Она его за муки пожалела,
она переживала его боль,
от жалости ее душа болела,
он принял ее жалость за любовь:
и за любовь к себе он принял жалость,
и принял жалость за любовь свою!
Мне только объяснить теперь осталось,
о чем сейчас я с вами говорю:
в любви раб тот, любовью кто болеет,
а в жалости раб тот, кого жалеют!

Он рабство жалости с любовным спутал
и благодарность принял за любовь –
как говорится, бес его попутал,
поскольку нам вредить всегда готов…
А что в ее душе тогда творилось?
осталось нам лишь это разобрать:
сыграла шутку с ней ее наивность,
желание любить, любимой стать!
Ее он любит! – им тогда казалось,
а ей хотелось, как и всем, любить,
и за любовь, свою считала жалость! –
кто мог ее в обратном убедить?!
Сковав себя супружества цепями,
судьбу свою они решили сами!

Вот так во всех трагедиях Шекспира:
всего полно, любви там только нет!
Какую ж мощь имела его лира,
раз головы морочит столько лет?!

Так в чем главная идея автора - в произведениях Шекспира нет любви!.. Развита целая цепочка выводов, которые приводят к этому "сногсшибательному" выводу. Можно списать в утиль историю Ромео и Джульетты, Укрощение Строптивой и само собой историю Дездемоны и Отелло.

Мы не можем согласиться с таким выводом автора. Мы убеждены, что Дездемона полюбила Отелло за его подвиги, для нее была не важна его внешность, не важно было, что он был намного старше, она видела в нем героя, мужественно защищающего свою Родину. Такими же принципами, например, руководствовались девушки на Кавказе, когда они предпочитали молодому красивому юноше убеленного сединами, но прославленного своими подвигами, абрека, и его выбирали в качестве мужа.


ДИСКУССИЯ:

Маргарита К.
Искренность ...Какое это имеет отношение к поэзии? Простота образов... Зачем она?

ЕМ
Это тонкие вопросы, которые надо рассматривать с точки зрения искусства и философии. Какое отношение имеет искренность?.. В буддизме благородный муж искренен, этому качеству придается большое значение. Искренность, это отсутствие лжи и фальши, это благородство души. А поэзия как выразитель лучших качеств человека, в первую очередь должна выражать искренность поэта. Изначально эту буддистскую искренность поэт должен нести в душе, и уметь ее выразить в стихе. И так много тонких составляющих поэзии, которые надо разбирать и понимать. И образцами всегда могут служить стихи классиков

Маргарита К.
Поэты могут быть лукавы... В буддизме...Искренность. А поэзия не буддизм. Это что - то иное...И благородный муж там запросто может задушить жену.( Не внемля ни мольбе ни стону Отелло душит Дездемону. Онегин в Ленского палит. А у меня душа болит...)

ЕМ
Вы ошибаетесь - поэзия является составной частью буддизма. «Теригата» (другие названия — «Стихи старших монахинь»). Это сборник коротких стихотворений, составленный в Индии, считается самым ранним известным сборником женской литературы. Некоторые из стихов датируются концом 6 века до нашей эры. Благородный муж в восточной традиции не может задушить жену, на то он благородный муж. Это целая философия конфуцианства.

Маргарита К.
Ок. А у Шекспира - задушил.А Шекспир - гений. Или Шекспир не гений? А если Шекспир не гений, то что означает слово литература....И кому такая нужна, если Шекспир не гений.

ЕМ
Отелло же не был благородным мужем, воспитанным в духе конфуцианства. Он был мавр, воспитанный в жестоких обычаях своей Родины. Там убивали женщин изменниц. И он выполнил обычай своего племени. Другой вопрос, что он ошибся, это уже другая история, а он убивал в полной уверенности, что жена ему изменила. Шекспир как был гением, так им и остался, он отразил историю, которая показывает нам как коварство разрушило любовь.

Маргарита К.
Любовь разрушило не коварство, а варварские обычаи, как Вы сказали...

ЕМ
Коварство стало причиной осуществления варварского обычая. Писатели берут сюжеты, в которых существует конфликт, без него не имеет смысла писать художественные произведения.

Маргарита К.
Не все уголовные истории на этот сюжет Шекспировские. Они могут быть и просто бездарны.

ЕМ
Не путайте уголовную историю и ревность. Отелло не был уголовником, он был почитаемым военноначальником, который отражал набеги врагов, а ревность - это состояние в котором человек уже не контролирует свои эмоции. Если рассматривать художественные произведения с точки зрения уголовного кодекса, то Медея, которая убила двоих своих детей, после того, как отдала золотое руно мужу, а тот от нее сбежал, есть преступница, которая не должна была быть в мифологии за свое преступление. Но она есть, и это понимание того, что ревность не есть равнозначная причина, когда убивают ради корысти.


Рецензии