Витали и Брюллов

 А. С. Пушкин — Н. Н. Пушкиной,  4 мая 1836, Москва:

«…Я уже успел посетить Брюллова. Я нашёл его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живёт. Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…»

Полагаю,  речь в письме идёт об И. П. Витали – известном мастере скульптуры первой половины 19 в. Витали работал как в Москве, так и в Петербурге, где открыл мастерские. Художник и скульптор даром времени не теряли и исполнили изображения друг друга: Брюллов написал портрет Витали, а тот изваял бюст Карла, впоследствии принёсший ему звание академика. Надо думать, взаимопониманию  мастеров способствовало их романское происхождение: предки Брюллова вышли в 17 в. из Франции вместе с другими гугенотами, спасаясь от репрессий, и осели в Германии; оттуда уже спустя век перебрались в Россию. Витали по крови был итальянцем.

Для Карла общество московского итальянца было в каком-то смысле продолжением «итальянской линии» его жизни. Брюллов чувствовал, что счастливейшее время осталось позади: кипучая, деятельная, энергичная молодость, двенадцать лет римской вольницы, дерзания и творческая кульминация. Спустя четырнадцать лет он вновь посетит Апеннинский полуостров – на этот раз не многообещающим юношей, от которого ждут великих свершений, а 50-летним угасающим человеком с неизлечимой болезнью лёгких. Брюллов умрёт в окрестностях Рима на лечебных водах в 1852 году.

На лаврах прославившийся Брюллов отнюдь не почил и создал в России ряд выдающихся работ светского и религиозного характера, дважды брался за монументальные полотна на тему римской и русской истории; однако «Последний день Помпеи» остался недосягаемым шедевром.

Иван Петрович Витали (итал. Giovanni Vitali, 1794 – 1855) – русский скульптор итальянского происхождения, представитель школы классицизма, мастер монументальной и портретной пластики. Академик с 1840 г. и профессор Императорской Академии художеств  с 1842-го.

Витали начал работать в Москве, где принял деятельное участие в восстановлении города после пожара. В частности, он исполнил барельеф для Триумфальных ворот (архитектор О. И. Бове) в память Отечественной войны 1812 года. Ныне эти ворота можно видеть на проспекте Кутузова.

Другие известные его работы: колоссальные фигуры ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора; памятник Павлу Первому в Гатчине; мраморная нимфа в Эрмитаже; бюст А. С. Пушкина.

Брюллов вернулся в Россию из Италии в 1835 году и целый год прожил в Москве, не торопясь ко двору. В Петербург он уехал «скрепя сердце, опасаясь климата и неволи». Витали вылепил бюст Карла и отлил его в гипсе. Помимо собственно пластики, обращает на себя внимание одна модернистская черта, совершенно не свойственная времени: мастер не стал зачищать швов, оставшихся на отливке, и оставил её в первозданном виде, как она вышла из формы. Для заглаженного, сухого, шлифованного классицизма это действительно было чем-то необыкновенным. Впоследствии приёмом воспользовался  мастер другого поколения – Огюст Роден; подобную «незаконченность» он возвёл в эстетический принцип.

28. 03. 2025


Рецензии
Очень увлекательная историческая статья!

Михаил Палецкий   29.03.2025 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо! Надеюсь, я не ошибся в своих предположениях.

Дмитрий Постниковъ   30.03.2025 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.