Церковь Христова. Вселенская и поместные. Соборы
1. Вселенская и Поместные Православные Церкви. Вселенский и поместный соборы. 4 Древних Восточных патриархата и Римский, диптих.
1.1. «Вселенская православная церковь — это семья поместных церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении». Вселенская Православная церковь состоит из поместных церквей, имеющих свою каноническую территорию и иерархию.
1.2. Поместные Церкви в составе Вселенской.
Поместная церковь — термин христианского богословия, означающий религиозную организацию, находящуюся в определённом месте.
«Все Поместные Церкви — части единой Вселенской Церкви, о чем свидетельствует единство веры. Каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля, Вселенская же — единого Главу Христа, и является единым телом Христовым» (1).
Поместная Церкви бывают Автокефальными и Автономными.
1.2.2. Автокефальная Церковь
Автокефальная Церковь — Поместная Церковь, обладающая полной административной независимостью от какой-либо иной Церкви. Имеет своих епископов (высшая степень священства), которые сами избирают и поставляют своего главу на поместном соборе (собрании).
Автокефальная Церковь освящает миро, канонизирует святых и составляет богослужебные чинопоследования.
1.2.3. Автономная Церковь.
Автономная Церковь зависит в административном и судебном отношении от господствующей (кириархальной) Поместной Церкви, давшей ей автономию. Утверждение устава, первого епископа, предоставление святого мира; межцерковные контакты осуществляются через господствующую Церковь.
1.3. Диптих
Диптих — перечень: «в котором Первоиерархи Церквей указываются по значимости своих кафедр. Ранг кафедры зависит, главным образом, от времени получения Поместной Церковью автокефалии... первенствуют те из них, что были созданы непосредственно апостолами Христовыми» (2). «На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах...» (3).
1.3.1. Пентархия.
На Халкидонском соборе 451 г были сформированы пять главных кафедр Римской империи, предстоятели которых получили титул патриархов: Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Данные нормы закреплены в «Конституции» императора Зенона 477 г и используется в новеллах (основных разделах римского права) императора Юстиниана в VI веке.
На основании пентахрии (греч. «пятивластие») — концепции, разработанной богословами Византийской империи, решение важнейших вопросов в Церкви находится в ведении глав (Патриархов) пяти основных епископских престолов Римской империи: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
1.3.2. Четыре Древних Восточных патриархата.
Четыре Древних Восточных патриархата были основаны апостолами (учениками Христа).
Первая в диптихе. Константинопольская православная церковь, Вселенский патриархат Константинополя, Великая церковь Христова, по преданию, основана апостолом Андреем Первозванным, который в (38 или 60 гг) рукоположил своего ученика Стахия в епископа г. Византия. В 330 году город Византий был переименован в Константинополь (город Константина) в честь первого христианского римского императора Константина I Великого и стал столицей Восточной Римской империи. С 451 года получил статус патриархата, а глава Константинопольской Православной Церкви был уравнен в правах с Римским Папой. "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что город оный есть новый Рим"(4).
Вторая в диптихе. Александрийская церковь основана апостолом евангелистом Марком около 42 года н. э. в г. Александрии в Египте. С 451 года патриархат.
Третья в диптихе. По преданию, основана около 37 года в Антиохии первоверховенными апостолами Петром и Павлом. С 451 года патриархат.
Четвертая в диптихе. По преданию Иерусалимская православная церковь была основана апостолами в день Святой Троицы (Пятидесятницы), на 50 день после Пасхи, Воскресения Господня. В тот день Святой Дух сошел на апостолов и дал начало новой веры. С 451 года патриархат.
По свидетельству Климента Александрийского, первым епископом Иерусалимским был Иаков, брат Господень: "Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного" (5). Об этом же пишет Евсевий Кисарийский в «Церковной истории» (6), который говорит, что он был назначен епископом святым Петром, Иаковом (Большим) и Иоанном».
*Примечание. Иаков Праведный (Младший) — брат Господень, сын Иосифа, обручника Богородицы, апостол от 70-ти. Иаков Великий (Большой) — брат апостола Иоанна, апостол от 12-ти.
1.3.3. Пятый Римский Патриархат.
Пятым являлся Римский патриархат Западной или Латинской (Католической церкви), который до Константинополя (с Халкидонского собора 451 г. до раскола церкви 1054 г.) занимал первое место в диптихе. «О происхождении Римской церкви, столь важной потом в церковной истории, нет никаких точных сведений». (7)
«Даже когда император Константин Великий перенес столицу на берег Босфора, в город Византию [Константинополь], во всех общецерковных документах епископ Рима стоял на первом месте. Но, с точки зрения Востока, это было первенством чести, а не власти» (8). Таким образом, вплоть до раскола церкви Папа Римский возглавлял список патриархов.
Раскол между Римом и Константинополем произошёл в 1054 г. Восточную (Православную) церковь возглавил Вселенский патриарх, Западную (Католическую) — папа римский.
2. Вселенский Собор. Поместный Собор.
2.1. Вселенский Собор.
«Высшей церковной законодательной и судебной властью в Православной Церкви является Вселенский Собор – собрание епископов, представляющих все Поместные Церкви» (2). В церковной истории было семь соборов, на которых были закреплены основные положения Православного вероучения: Никейский – 325 г., Константинопольский – 381 г., Ефесский – 431 г., Халкидонский – 451 г., Константинопольский 2-й – 553 г., Константинопольский 3-й – 680 г., Никейский 2-й – 787 г. *Католики признают 21 Собор.
Соборы действовали под предводительством Святого Духа и созывались против ереси и для утверждения церковных правил.
2.2. Поместный Собор.
Поместный Собор — собор (собрание) епископов поместной Церкви (или конкретной области поместной церкви) для обсуждения и разрешения вопросов вероучения, религиозно-нравственной жизни.
______________________________________________________
Примечания и библиография.
1)"Охридский пролог" святителя Николая Сербского: 14 (1) июля Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».
2)Епископ Марк (Головков) «Церковный протокол».
3)протоиерей Владислав Цыпин «Диптих».
4)Правила Святого Вселенского II Собора, Константинопольского.
5) Климент 6-я книга "Очерков".
6)Памфил Евсевий Кисарийский в «Церковной истории» (глава 1, книга 2)
7)Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол»
8)Православный журнал Фома, Маханьков Роман 25.05.2011 г. «Как происходило разделение церквей. Рим сказал, и дело кончено?»
9) Новый Завет.
10) «Общая история Церкви», авторы А. Г. Зоитакисом и В. В. Симоновым, том 1, гл. 24 «Восточные Патриархаты («тетрархия»), Кипрская и Элладская церкви в конце XIX — начале XXI века».
Свидетельство о публикации №125032900245