Рецензия Опыт исповедальной поэзии Сульг Игоря
Первые пробы пера случились тоже относительно рано – стихи начали литься на бумагу во время переписки с девушкой еще во время учебы в «мореходке». Чуть позже появились робкие опыты в области прозы, однако стихосложение так осталось ведущим колесом в колеснице личного творчества автора, которое в конце концов стало появляться в публичном пространстве и завоевывать внимание как заинтересованных читателей, так и экспертных жюри литературных конкурсов.
К настоящему моменту Игорь Сульг уже удостоился звания номинанта национальных литературных премий «Наследие», «Поэт года» и «Русь моя» им. Сергея Есенина, а также был награжден несколькими почетными юбилейными медалями Российского союза писателей. Помимо ведения собственного поэтического видеоблога в социальных сетях, автор также регулярно публикуется на страницах коллективных литературных сборников и журналов, таких как «Край городов», «Русский свет», «Живое слово», «Золотая строфа», «Антология русской поэзии», а также ряд альманахов Российского союза писателей и Издательского Дома Максима Бурдина.
Работая практически во всех основных жанрах традиционной лирики – гражданской, философской, любовной, пейзажной – Игорь Сульг называет свой авторский стиль исповедальной поэзией, создавая нечто вроде открытого стихотворного дневника, который является его главной отдушиной и высшим способом личностного самовыражения.
На своей персональной странице интернет-портала «Стихи.ру» поэт встречает гостей стихотворением-манифестом под названием «Попытка философской концепции». В восьми строфах автор старается образно сформулировать главные принципы своей жизни, отобразить собственный взгляд на мир и на людей, обосновать цель и смысл творческого процесса, к которому он пришел постепенно, шаг за шагом:
«…Свой дар я молча прятал от людей,
И было в этом что-то от изгоя,
В гордыню переросшую скорей».
В качестве главного постулата автор провозглашает:
«Должны понять причины мы законов,
Усвоить, что нам истина, что ложь…» –
именно в этом поиске истинного, морально-нравственного, духовного пути Игорь Сульг видит основополагающий смысл собственной поэзии – как, впрочем, и поэзии вообще:
«Настанет час – отчетливо увидим,
Как можно мир душою сотворить».
И действительно, размышляя в стихах о, казалось бы, вполне очевидных и общедоступных вещах, о вечных традиционных ценностях и красоте окружающего мира, автор одновременно создает собственную уникальную поэтическую вселенную, в которой встречаются яркие, насыщенные метафоры, которые вполне можно сравнить с живописью. Так, например, вглядываясь в мир глазами художника, Игорь Сульг умеет создавать из пейзажных зарисовок целостные, живые, наполненные чувством и настроением картины, которые легко визуализируются и надолго запоминаются красочной индивидуальностью подачи:
Нахохлившийся от морозной стужи,
клевал рябину мерзлую снегирь,
когда в окно смотрел я на пустырь,
где снег накрыл льдом стянутые лужи.
Стояли сосны, медленно качаясь,
с тяжелыми ветвями от снегов,
а небо синее без облаков
играло с солнцем, в снеге отражаясь
в морозной стыни искрами лучей.
Глаза слепились белизной природы,
и лишь снегирь на фоне небосвода
краснел пятном отцветших сентябрей.
За внешней стороной природного ландшафта автор видит божественное провидение, трансцендентный мир сущего, растворенный в структурированной материи, в непостижимой гармонии земного бытия, где все со всем взаимосвязано и находится в постоянном неуловимом взаимодействии:
Божественны явления природы:
и дождь когда идет иль мокрый снег,
и шум листвы, когда в лесные своды
предпримет ветер свой лихой набег.
Наследуя классикам раннего Серебряного века, Игорь Сульг прибегает к традиционной возвышенной эстетике при создании метафорических образов красоты и любви. Так, например, можно вспомнить знаменитое стихотворение Иннокентия Анненского, превращенное в популярный романс неподражаемым Александром Вертинским: «Среди миров в мерцании светил / Одной звезды я повторяю имя...».
И, словно вторя выдающемуся мастеру, наш автор создает собственный образ звезды-любви, освещающей жизненный путь своим неугасимым сиянием:
Моя звезда, из миллиона звезд
Твой свет пробился из далеких гнезд,
Где вечность обусловленного круга
Холодным глазом смотрит мне в окно,
И, став в душе нечаянной подругой,
Обогревает, как порой вино.
Молитвы будут приняты луной,
Иль небом, или вечной тишиной.
Молитвами воздастся по заслугам
За все грехи, за все мои «люблю»
Остывшего теперь уже недуга…
Но все ж горю, я медленно горю.
За кажущейся сдержанностью авторского стиля в стихах поэта о любви раскрывается душа подлинного романтика, искренность которого не нуждается в витиеватых, вычурных фразах для выражения сердечных чувств. Любовь как наивысшая ценность остается для чуткой поэтической натуры главным ориентиром в жизни, несмотря на то, что сильные чувства нередко приносят боль, широчайший спектр переживаний, щемящую тоску – все то, чего современный, зацикленный на собственном комфорте человек, согласно советам новомодных психологов, должен старательнейшим образом избегать. Игорь Сульг совершенно не согласен с этой щадяще-бездушной политикой экономии чувств:
Назло всем понятиям… Пробуйте жить без кожи!
Осеннее небо с дождями набросит тоски,
И вновь безразличные будут смотреть в нас зрачки
Бездумно шагающих мимо любви прохожих.
Значимую роль в творчестве автора играет также гражданская лирика, через которую он выражает свои патриотические взгляды, анализирует и сохраняет для будущих поколений текущие мировые события, выступает защитником русского народа и российского государства в контексте международных конфликтов и потрясений. Свою особую нишу занимает память о Великой Отечественной войне, посвящая которой стихи и поэмы, Игорь Сульг выражает горечь по поводу того, что события тех лет во многих странах Запада и бывшего Советского Союза в настоящее время значительно переосмысляются и местами даже стираются – когда, например, сносятся советские военные памятники. Этой болезненной теме автор посвящает такие строки:
Я – бронзовый солдат. Я молчаливо
Стою над памятью о той войне,
Когда орел германский до обрыва
Довел Европу, павшую в огне.
Но память коротка у поколения,
Рожденного без воющих сирен.
Ваш мир забыл все жертвоприношения
Тех страшных лет. И что теперь взамен?
……………………………………………
Слышны в Европе оголтелые призывы:
«Долой всех этих бронзовых солдат!»
И оскверняют тихие могилы,
Где воины безропотные спят.
Живо откликаясь рифмой на все аспекты окружающего мира, Игорь Сульг целиком раскрывается перед читателем, выносит на его суд свои наблюдения, чувства, рассуждения, выражаясь ясным, прозрачным стихотворным языком, который понятен каждому. Творчество лирика – это непрекращающийся доверительный разговор со своей аудиторией, к которой он обращается напрямую:
Пусть души ваши, впитывая строки,
Наполнятся энергией любви,
Где есть причастие, прощение, уроки
И Божий перст, что стих благословил.
Такая доверительность не может не вызывать обратный отклик, желание вступить с автором в мысленный или даже непосредственный диалог. А значит, творческие интернет-страницы Игоря Сульга всегда будут востребованы заинтересованной аудиторией, из которой постепенно складывается тот самый избранный круг ценителей, ради которых старается каждый перспективный современный стихотворец.
Максим Бурдин,
издатель, писатель, публицист,
общественный деятель
Свидетельство о публикации №125032807362
Очень интересная статья!
Между прочим... мой муж тоже был моряком, 35 лет работал на танкерах электромехом...
Я даже в Прибалтику приезжала его встречать в Вентспилс...
Стихи у вас замечательные!
Живые... ладно скроенные...
Примите искреннее уважение и светлые пожелания...
Ангела-хранителя!
Нина Павлова 05.04.2025 19:59 Заявить о нарушении
Ангела-хранителя, по моему разумению, имеют многие.
Иначе сколько бы было трагедий.
С улыбкой и поклоном,
Игорь Сульг 06.04.2025 20:00 Заявить о нарушении