Шкатулка с сюрпризом

Рассказ моего брата монаха Игнатия (1959-2022)

Я люблю дерево. И живое, прозябающее и "плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его" и получившее вторую жизнь в доме, мебели, бытовой вещи и даже ставшее топливом для костра.
Дерево сродни человеку потому, что рай, в котором Бог поселил Адама, "чтобы возделывать и хранить его" есть прежде всего сад прекрасных дерев, а воспоминание о рае, Золотом Веке человечества лежит в глубине человеческого естества.
И работать с деревом: не только сажать, поливать, удобрять его, но и строгать, пилить, резать - я тоже не против. Вот только руки у меня, мягко говоря, не золотые - ну не дал Бог таланта, или я его не развил - не знаю.
Почувствовал я это ещё в школе на уроках труда, где нам преподавал столярное дело Олег Михайлович Крутовских. Высокий худощавый мужчина средних лет, он приходился мне даже каким-то очень дальним родственником: у моего троюродного брата была двоюродная сестра, дочь этого самого Олега Михайловича. Поэтому я видел его не только в школе на уроках труда, но и в "неформальной" домашней обстановке - на родственных праздничных застольях, во время прогулок шумными компаниями в березовую рощу и сосняк.
Держался он как-то особняком от общего веселья, пил, пел и говорил мало: как-то получалось, что он здесь и не здесь, смущённо улыбался, когда к нему обращались.
Полный контраст он представлял со своей супругой Тамарой Георгиевной - энергичной, эмоциональной и строгой женщиной, которая была завучем в нашей школе. Порой она и пеняла ему за такую манеру поведения за праздничным столом, на что он только виновато улыбался. Вот и на любой фотографии он всегда с краю от общего веселья, смотрит куда-то вбок, не поймёшь, здесь он или не здесь...
Дело своё столярное Олег Михайлович любил, знал прекрасно и относился к нему ревностно, стремясь передать ученикам все свои знания и умения. Кроме уроков он ещё вёл столярный кружок и по временам ремонтировал школьную мебель. Думаю, что и дома он не оставался без своего любимого дела, но мне не пришлось побывать у него в гостях и увидеть произведения его художественного творчества.
Столярное дело мы изучали, как мне помнится, года два-три. Получалось у меня средне или ниже среднего. Но пока мы строгали всякие там ручки для молотков, табуретки и ящики - ещё куда ни шло. Можно было оставшись после урока или дома что-то дострогать и приколотить, или надеяться на помощь товарищей.
Но вот под конец обучения Олег Михайлович дал нам довольно сложное и кропотливое задание - сделать шкатулку. Это был своего рода госэкзамен на профессионально мастерство. Чтобы его сдать на "5", требовались хороший глаз и верные умные руки. Я сделал все заготовки, отпилил и отстрогал все досочки и брусочки, но почему-то это всё получилось не очень чисто и аккуратно: ни ровных поверхностей, ни прямых углов. А когда остался последний урок, на котором нужно было собрать всю эту конструкцию из деталей, оказалось, что ничего путного из этого не получится - не шкатулка, а какой-то кривой ящик для стружек и опилок.
Я, честно говоря, расстроился, потому что образ красивой шкатулки для драгоценных камней (я читал в это время книгу Стивенсона "Остров сокровищ") уже жил в моём сердце. И вот вместо неё - кособокий мусорный ящик.
Не знаю, заметил ли Олег Михайлович моё уныние, может быть и нет, но на последнем уроке произошло ... чудо. Я много читал в сказках про разные чудеса, но в жизни это произошло со мной впервые, если под чудом понимать событие, выходящее за пределы обычной человеческой логики.
Войдя после звонка в столярную мастерскую, Олег Михайлович бегло оглядел наши заготовки и сказал, что сегодня завершающий этап работы, и он покажет нам, как правильно собрать приготовленные нами детали, чтобы получилась шкатулка. Потом он подошёл к моему верстаку, взял убогие плоды моей деятельности, внимательно осмотрел их и через десять минут в его руках мастера-столяра эти корявые досочки и брусочки превратились в ровные и красивые детали будущей шкатулки.
Я с недоумением смотрел на него, не понимая, почему он отнимает у меня пусть плохо сделанную, но мою работу, за которую я, кроме всего прочего, должен получить оценку в журнал.
Олег Михайлович, тихо улыбаясь, строгал, пилил, шлифовал дерево, по ходу дела давал пояснения своим действиям. Ученики смотрели за его ловкими руками и запоминали урок, а я всё ждал, когда же учитель отдаст мне обратно моё "произведение искусства".
Но педагог невозмутимо продолжал подгонять дно, стенки и крышку шкатулки - пилил аккуратные соединения "в шип", мазал столярным клеем, шлифовал поверхности - и вот совершилось: "моя" шкатулка была готова. Причем по моим понятиям, она выглядела почти как произведение искусства. Из последних, не надеявшихся на уроке ни на окончание своего труда, ни на хорошую оценку его, я вдруг стал первым. Это было чудо!..
Олег Михайлович, закончив работу, оглядел шкатулку и, вручая её мне, сказал: "Ну вот, ребята..." Потом он отошёл куда-то по своим делам, а весь класс, пахнущий столярными стружками и клеем, дружно взялся за дело - времени оставалось мало, а работа ответственная. И только я в недоумении стоял и смотрел на шкатулку, сделанную руками опытного мастера: "Почему он отнял у меня мою работу?"
За пять минут до звонка Олег Михайлович вошёл в столярку и стал принимать наши изделия, ставя в журнал соответствующую оценку.
Ребята подходили к учительскому столу, а я стоял, как вкопанный. Я недоумевал: неужели он оставит меня без оценки? Но это же последний урок, который определяет годовую оценку в журнал... Не может же у меня быть в классном журнале и в дневнике пробел вместо отметки по столярному делу, тем более, что по остальным предметам у меня должны быть "пятёрки"... И как я подойду к Олегу Михайловичу со шкатулкой, которую он сделал сам?
И всё же когда последние ученики подходили к учительскому столу, держа в руках свои творения, я решился заглянуть в классный журнал из-за плеча Олега Михайловича. Против своей фамилии я увидел выведенную авторучкой жирными фиолетовыми чернилами довольную собой пузатую "пятёрку".
Такой шок, стеснение и смущение я ощутил впервые: как будто две огромных глыбы столкнулись в моей детской голове или я с разбегу ударился носом в каменную стену. "Пятёрка"?
"Пятёрка"?.. Ведь это же явная несправедливость. Я её не заслужил. Почему Олег Михайлович так поступил  и именно со мной? Радость от "пятёрки"?.. Какая там радость... Почему он так поступил? А что подумают ребята? Они-то заслуженно получили свои "пятёрки", "четвёрки" и "тройки". И кто это сделал - Олег Михайлович - справедливейший человек, никогда никого не обидевший, тем более, ученика?.. Почему он так поступил?
Да, шкатулка оказалась с сюрпризом. Позднее я своими взрослеющими мозгами понял мотивацию действий учителя: скорее всего он сам или его супруга не захотели портить мне репутацию "отличника", который со временем, кто знает, быть может потянет и на медаль. И зачем ему тогда в аттестате "четвёрка" даже и по столярному делу? Ведь это же не арифметика, биология или русский язык...
Вот так я и живу на белом свете с незаслуженной "пятёркой" Олега Михайловича. Потом были и другие незаслуженные "пятёрки" - и прим поступлении в институт, и в дальнейшей жизни... Сколько их было... Только теперь я уже ставил их себе сам...
Но та "пятёрка" - особая. Я её не выпросил, не присвоил, не "приватизировал". Она была дана мне как урок, и как дар Божий, чтобы понять: никакими нашими личными стараниями и усилиями мы не можем заработать, заслужить себе высокую оценку. Она - дар Божий недостойным её, не заслужившим её. Такой же дар Божий, как восход Солнца и его закат...
И помог мне это понять скромный тихий учитель столярного дела Олег Михайлович Крутовских. Я не знаю, был ли он верующим человеком, я не знаю, стал ли он им в конце жизни, когда в стране уже начались перемены и религию перестали называть "опиумом для народа".
Я знаю только то, с его супругой произошла удивительная вещь. Уже будучи на пенсии, она заболела раком. И ей - эмоциональной, горячей, ревностной "коммунистке" по партийному билету - Господь дал увидеть перед смертью адские муки и покаяться. Последние месяцы своей жизни Тамара Георгиевна ходила по городу с криком: "Покайтесь! Горим в аду..."
Наверное, многие её принимали за сумасшедшую. Олег Михайлович скончался вскоре после неё тоже от ракового заболевания. Вот и всё, что я знаю...
Что наша жизнь, если не шкатулка с сюрпризом, которым является смерть, жданная или негаданная?
"...За всё добро - расплатимся добром
За всю любовь - расплатимся любовью..."


Рецензии
Дорогая Таня, спасибо за трогательный рассказ. После университета я десять
лет преподавала иностранные языки в школе. На одной из линеек по поводу
"Последнего звонка" ко мне подошла группа выпускников с цветами и одна
девочка сказала: "Спасибо Вам не только за уроки испанского, но и за уроки
жизни." Наверное, это самое главное в работе учителя. Невольно вспомнила
этот эпизод, читая рассказ твоего брата монаха Игнатия.
Светлая ему память! И нашим учителям низкий поклон за такие уроки.
"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!"(С)

Обнимаю тебя, Таня. Доброго здоровья и весеннего настроения!
Напишу сейчас в личку.

Валентина Щугорева   30.03.2025 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо за чудесный отклик, дорогая Валя! Обнимаю тебя сердечно.

Татьяна Волковская   31.03.2025 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.