Клодель, Камилла

Очарованная с детства камнем и глиной, повзрослев, Камилла поступает в академию Коларосси, где обучается у скульптора Альфреда Буше (в то время женщинам было запрещено поступать в школы изящных искусств). В 1882 году Камилла с другими девушками (Ёлкой Розен), в основном англичанками, арендует мастерскую.

Именно здесь она в 1883 году знакомится с Огюстом Роденом, который преподаёт скульптуру ей и её друзьям. Вскоре она начинает работать в мастерской Родена. Девушка становится для него источником вдохновения, его моделью, ученицей и любовницей. При этом Камилла никогда официально не жила с Роденом, который не хотел обрывать свои 20-летние отношения с Розой Бёре.


отя Камилла забеременела, детей от Родена она не имела — потеряла ребёнка в результате несчастного случая, что повергло её в глубочайшую депрессию. Семья Камиллы переживала за неё, особенно мать, которая никогда не одобряла стремления дочери к искусству. В результате Камилла покинула родной дом. В 1893 году произошёл разрыв с Роденом, хотя они продолжали встречаться вплоть до 1898 года.

С 1903 года она начинает выставлять свои работы (во Французском салоне искусств и в Осеннем салоне). Было бы огромным заблуждением считать, что Камилле помогла только лишь связь с Роденом. В сущности она была блестящим скульптором, достаточно самобытным и независимым. Известный критик Октав Мирбо сказал о ней: «Бунт против природы: женщина — гений!». В первые годы XX века у Клодель было множество покровителей, дилеров; её работы имели коммерческий успех — таким образом, у неё не было необходимости греться в лучах славы другого.

В её ранних работах заметно значительное влияние Родена, но, кроме того, они отмечены динамической композицией, мятущейся страстностью и, конечно, удивительной, будто льющейся плавностью линий. Скульптуры «Бронзовый Вальс» (1893) и «Эпоха Зрелости» (1900) — это мощная аллегория её разрыва с Роденом, а фигура «Умоляющая» — автопортрет Камиллы.
«Вальс», бронза, версия 1905 года

Её работы из оникса и маленькие бронзовые статуэтки («Волна», 1897) были сознательным отходом от её раннего «роденовского» периода, с утонченным и декоративным исполнением, отличным от «героического» чувства предыдущих работ.

Болезнь

С 1905 года Камилла Клодель страдала нервно-психическими расстройствами. Она уничтожила почти все свои работы и, согласно некоторым предположениям, проявляла признаки паранойи. Ей был поставлен диагноз «шизофрения».

Сама Камилла обвинила Родена в том, что он украл у неё творческие решения.

После свадьбы брата, религиозного писателя Поля Клоделя (он помогал ей материально) и его возвращения в Китай в 1906 году, она жила уединённо в своей мастерской.
В изоляции

Отец, всегда одобрявший выбор дочери, пытался помочь Камилле и поддерживал её морально и финансово. Когда он умер 2 марта 1913 года, Камилле о его смерти не сообщили.

10 марта 1913 года по инициативе брата она была помещена в психиатрическую больницу в городе Вилле-Эдвард в Нэйли-сюр-Марна. Обычно утверждается, что Камилла дала на это согласие, но дело в том, что документ о согласии на помещение в психиатрическую больницу был подписан только врачом и братом.

Некоторые историки полагают, что Поль Клодель, также художник, не выдержав пребывания в тени её славы, решил таким способом избавиться от сестры. Есть источники, согласно которым Камилла, хотя и имела психопатические вспышки, была в абсолютно ясном сознании, когда создавала свои скульптуры. Врачи пытались убедить её семью, в том числе и брата, что нужды держать Камиллу в больнице нет, но тем не менее они решили держать её там.

В 1914 году в связи с продвижением немецких войск пациенты Вилле-Эдвард были переведены в Энгъе. 7 сентября 1914 года Камилла вместе с другими пациентками была переведена в больницу Монтедеверже в шести километрах от Авиньона.

Больничная карточка из Монтедеверже датируется 22 сентября 1914 года; из неё следует, что пациентка страдает «от систематического расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций».

В то же время в прессе обвиняют семью Камиллы в уничтожении гения скульптора. Мать запрещает ей получать почту от кого-либо, кроме брата.

Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но мать каждый раз отказывается. 1 июня 1920 года врач Брюне направил письмо её матери, пытаясь вернуть Камиллу в семью. Ответа не последовало.

Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. В 1929 году её посетила подруга юности Джесси Липскомб.

За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, её ни разу не навестили ни мать, ни сёстры.

Камилла Клодель скончалась 19 октября 1943 года. Похоронена на кладбище Монтафет.


Рецензии
Благодарю Любовь. Прочитала. Искрениие произведение

Лолита Страута   28.03.2025 19:12   Заявить о нарушении