Базы часть 17
Рассекреченная схема Зоны 51, составленная ЦРУ в 1966 году
Откровения Боба Лазара вызвали ажиотаж среди телезрителей Лас-Вегаса. Однако всемирную известность он получил после того, как историей Зоны 51 заинтересовался японский канал Nippon TV и в феврале 1990 года провёл в окрестных горах тайную видеосъёмку. Японцам удалось заснять взлёт некоего объекта с яркими оранжевыми огнями, что произвело сильное впечатление на операторов. Программу с этой записью и свежее интервью с Лазаром, в котором он жаловался на преследования со стороны американских властей, посмотрели тридцать миллионов японцев, что породило сенсацию. Сотни журналистов и независимых исследователей занялись изучением жизни скромного электронщика и проверкой его показаний.
Сразу выяснилось, что Лазар занимается частным фотобизнесом и никогда не числился физиком-ядерщиком: у него нет диплома и членства в профсоюзе. На это он ответил, что спецслужбы специально уничтожили все архивные данные, чтобы выставить его лжецом и недоучкой. Затем электронщик предстал перед судом по обвинению в сводничестве (фактически — сутенёрстве) в деле о проституции. Чтобы не получить реальный тюремный срок, он пошёл на сделку и признал себя виновным. В итоге Лазар отделался общественными работами, но из-за разгоревшегося скандала был вынужден ограничить контакты с прессой.
В 1993 году он продал права на свою историю компании New Line Cinema и для подтверждения её правдивости дважды прошёл тест на детекторе лжи. Полученный результат оказался неоднозначным, и общественность, следившая за развитием ситуации, разделилась на два лагеря: одни верили в рассказ Лазара, другие полагали, что он всё выдумал ради славы и денег.
Парадоксально, но подробности, изложенные Бобом Лазаром в интервью, могут служить подтверждением любой из этих взаимоисключающих версий. Прежде всего, рассказанная им история во многом опирается на современный фольклор, связанный с «серыми человечками».
Рассказ Лазара отсылает нас к классике уфологии — к истории супругов Бетти и Барни Хилл, которые утверждали, что в ночь с 19 на 20 сентября 1961 года наблюдали приземление летающей тарелки, после чего их похитили и обследовали низкорослые серокожие гуманоиды в чёрных костюмах. При этом Бетти Хилл заявила, что один из пришельцев показал ей звёздную карту, и даже смогла восстановить её под гипнозом. Это позволило астроному-любителю Марджори Фиш составить модель и прийти к выводу, что родная звезда пришельцев — дзета Сетки.
Интерпретация звёздной карты Бетти Хилл, сделанная учительницей начальной школы Марджори Фиш
Реконструкция Фиш попала на страницы авторитетного журнала Astronomy, после чего специалисты проверили её выкладки и в декабре 1975 года опубликовали свои критические отзывы. Например, знаменитый Карл Саган показал, что чисто статистически всегда можно найти на небе группу звёзд, которая соответствует любому скоплению точек, произвольно нанесённому на бумагу.
Вероятно, Боб Лазар ничего не знал об исследованиях астрономов и своим рассказом поддержал реконструкцию Фиш. Из этого следует два равноправных вывода: либо супруги Хилл говорили чистую правду и учительница оказалась права, указав на дзету Сетки, либо электронщик соврал, используя стереотипы, созданные уфологами и разрекламированные фантастами.
Большие глазастые головы, маленькие тела, серая кожа, тонкие пальцы... Почему мы представляем инопланетян именно такими? Откуда пошёл этот образ?
Другой неоднозначный момент — рассказы о работах по изучению летающих тарелок. К моменту явления Боба Лазара народу конспирологическая теория, согласно которой пришельцы активно исследуют нашу планету и вступают в тайные контакты с земными правительствами, уже получила широчайшее распространение, затронув даже Советский Союз.
Начало ей положили события близ городка Розуэлл (штат Нью-Мексико). 3 июля 1947 года фермер Уильям Брейзел заметил в поле странные обломки дерева и картона с клочками резины и фольги. На следующий день он, подключив к делу свою семью, собрал несколько обломков, а 6 июля сообщил о находке местному шерифу. Вскоре на место, где валялись обломки, прибыли представители ВВС с авиабазы RAAF (Roswell Army Air Field) под Розуэллом, которые установили, что, вероятнее всего, фермер обнаружил остатки метеозонда с радиолокационным отражателем. Однако столь простое объяснение не устроило прессу, и 8 июля журналисты заявили, что найдены не обломки зонда, а целая летающая тарелка.
Фрагменты акустического радара, найденные под Розуэллом
Поскольку сенсация грозила перерасти в истерию, генерал авиации Роджер Рэми распорядился перевезти обломки на базу Форт-Уэрт (штат Техас). Там их изучили ещё раз и снова заявили, что под Розуэллом разбился именно метеозонд. На самом деле военные слукавили: странные фрагменты, случайно найденные фермером, были частями акустического радара — небольшой платформы с микрофонами, которую поднимали на высоту гелиевым шаром, чтобы регистрировать отголоски советских ядерных испытаний. Радар был создан в рамках проекта Mogul — настолько засекреченного, что его создатели предпочли бы рассказывать обществу о летающих тарелках, нежели признать существование подобной технологии. Впрочем, легенда о зонде в то время всех устроила, и о происшествии забыли.
История с обломками получила развитие через тридцать лет. В 1980 году исследователи паранормальных явлений Чарльз Берлиц и Уильям Мур опубликовали книгу «Розуэлльский инцидент», в которой утверждалось, что под Розуэллом потерпела катастрофу инопланетная летающая тарелка, поражённая ударом молнии. При этом авторы опирались на показания очевидцев, которые заявляли, что видели и саму «тарелку», и тела гуманоидных инопланетян, валявшиеся на земле. Невзирая на скептическое отношение специалистов к показаниям, сделанным через много лет, публика приняла книгу с восторгом.
Внутренности Ангара 18 в одноимённом фантастическом фильме
Поскольку публикации о новом расследовании «инцидента» появились ещё раньше, они взбудоражили воображение кинематографистов, и в том же 1980 году на экраны вышел фильм «Ангар 18» — одна из немногих фантастических картин, закупленных для проката в СССР. В «Ангаре» рассказывалось о крушении летающей тарелки и операции американских спецслужб, старавшихся скрыть последствия.
Темой заинтересовался и Стивен Спилберг, выпустив в поддержку уфологической версии два фантастических фильма: «Близкие контакты третьей степени» (1977) и «Инопланетянин» (1982). Они быстро стали классикой, и в массовой культуре широко распространился стереотип: высокоразвитые инопланетяне периодически посещают нашу планету, власти знают об этом, но держат информацию в тайне, чтобы не вызвать всеобщую панику. Таким образом, показания Боба Лазара легли на подготовленную почву, добавив к существующему конспирологическому мифу красивую и точную деталь: если «тарелки» действительно прилетают, то где они могут быть спрятаны, как не в Зоне 51?
Вероятно, первыми фантастами, связавшими Розуэлльский инцидент с секретной базой на озере Грум, были создатели блокбастера «День независимости» (1996): в нём упавшая в 1947 году «тарелка» оказывается разведывательным кораблём злобных пришельцев, готовящихся к вторжению.
Свидетельство о публикации №125032802894