Путь сердца
1.
Внемли, о путник, в сердце тишину храня,
Я расскажу тебе про тайны бытия.
Не разделяй мир внешний и мир внутренний —
Они как две реки, сливаясь, пульсом бьют.
2.
Ты видишь шум базаров, пляску суеты,
Но в этом вихре скрыты отблески мечты.
Как лотос чист в болотной зыби расцветает,
Так мудрый в толпе — светом наполняет.
3.
"Как быть?" — спросил дервиш у старца одного.
Тот молвил: "Птица в клетке — всё ж поёт его.
Пусть стены тесны — дух твой пусть парит,
Ведь сердце — твой минбар, им мир святой звучит."
4.
Не избегай людей, но в их кругу
Храни, как жемчуг, тихую подругу —
То внутреннюю речь, где Бог с тобой беседует,
Пока рука твоя делами мир лелеет.
5.
Царь Соломон, венчанный мудростью земной,
Скользил меж троном и пустынной тишиной.
Ему подвластны духи, звери и народ —
Но в сердце он лишь Единого зовёт.
6.
Ты говоришь: "Мне некогда молиться!"
Но разве солнцу нужно отвернуться,
Чтоб светить волнам? Оно, пылая,
В них тонет — и, любя, преображает.
7.
Так будь, как солнце: в каждом взгляде, в деле
Дари тепло, но пламя не раздели.
Пусть руки строят, ноги — в путь спешат,
А сердце — в вечности, где нет преград.
8.
Один купец, богатством ослеплён,
Спросил: "Где Бог?" — и был сражён.
Слепой ответил: "Там, где ты Ему
Дорогу заградил своим добром".
9.
Не отрекайся — преображай,
Как розу в пыль — благоухай!
Ведь даже прах, что топчут сапоги,
Шепчет: "Я — часть Божественной дороги".
10.
Слуга, господин, нищий иль мудрец —
Все носят в груди Божий перстень-сердце.
Сотри надпись "моё" — и в глубине
Прочтёшь: "Я — Твой. И Ты — во мне".
Послесловие
Эта маснави — лишь отблеск, намёк,
Как в капле — океан, в зерне — восток.
Ищи баланс, но знай: любой контраст
В Любви растает, как утра — звёздный час.
Комментарии от автора:
Ключевые суфийские образы и символы
«Халват дар анджуман» (уединение в толпе) – центральная идея: мудрец внешне среди людей, но внутренне – в созерцании Бога (строфы 3, 4, 7).
Лотос в болоте (строфа 2) – символ чистоты, не затронутой мирской грязью (аллюзия на «Гулистан» Саади).
Соломон (Сулейман) (строфа 5) – в суфизме он объединяет царскую власть (зухр) и мистическое знание (батин).
Сердце-минбар (строфа 3) – кафедра проповедника, но здесь – внутренний голос Бога (хатиф-и гаиб).
Философские мотивы
Единство внешнего и внутреннего (строфы 1, 10): отказ от крайностей аскетизма и погружения в суету.
Преображение, а не отречение (строфа 9): как у Ибн Араби – «быть в мире, но не от мира».
Любовь (ишк) как сила, растворяющая иллюзии (строфа 10) – отсылка к идеям Руми и Хафиза.
Возможные трактовки
Социальный аспект: как сохранить духовность в активной жизни (актуально для современного человека).
Метафизический аспект: внешний мир – зеркало внутреннего (алам-и сагир как отражение алам-и кабир).
Эта маснави – попытка синтеза персидской глубины и русской лирики, где каждая строфа – ступень на пути (сулук) к гармонии.
Свидетельство о публикации №125032709083