Часть 17. Казахстан. Крестный путь отца Димитрия
Так начался в ГУЛАГе крестный путь отца –
в степном казахском поселенье Джезказгане,
за ним последовали трое из села –
три прихожанки его, тоже христиане.
И две из них там, в лагере, и умерли,
они не выдержали злобу и побои,
в тюрьме их, как и многих прочих, мучили,
а на обед давали только всё гнилое.
В нечеловеческих условиях барака,
где было тесно, люди бились за места,
за власть боролись не на жизнь, а на смерть,
дралась за лишний кусок хлеба босота.
А батюшка спокойным был, смиренным,
прощая людям их пороки и грехи,
считал молитву делом он первостепенным,
в мольбах он к Богу обращался от души.
Как и в пустыне преподобному Онуфрию
служили волосы на теле во спасение,
так Божья благодать отцу Димитрию
была защитой от обид и озлобления.
Порою ссыльным не давали ночью спать,
в барак охранники врывались и кричали:
«Подъем! На улицу! Лечь! Встать! Лечь! Встать!»
Бывало, это многократно повторяли.
И приходилось молодым тогда и старым,
больным и изможденным падать в грязь,
едва «отбой» давали им, как вновь кричали:
«Подъем! На улицу! Лечь! Встать! Лечь! Встать!»
А рано утром на тяжёлую работу
всех осуждённых из бараков выгоняли,
трудились они в дождь, на солнцепёке,
их только к вечеру, назад, как скот сгоняли.
Там, в Казахстане, много людей сгинуло:
церковных служащих, архиереев и мирян,
священников, монахов – черноризцев.
А тем, кто выжил, долго снился Казахстан.
Советской власти, чтобы как-то удержаться,
пришлось расстреливать всех неблагонадёжных,
или гноить в тюрьме, держать их в страхе,
перевоспитывать в послушных, если можно.
Погибло множество людей в разгар репрессий,
там был расстрелян ректор* Холмской семинарии,
а также тысячи людей разных профессий,
разных народностей, конфессий, малых, старых.
Отец Димитрий Тяпочкин и в лагере,
как верный пастырь, продолжал служить:
вёл с заключенными беседы, успокаивал,
и исповедовал, и отпевал, порой крестил.
Епитрахилью им служили полотенца
с крестами, вышитыми нитками на них.
Все службы совершались в тайном месте –
в глухой тайге, иной раз и в степи.
Один раз батюшка там даже и венчал,
хор из сокамерников как-то подготовил,
его там каждый уголовник уважал,
а он одаривал всех искренней любовью.
За нарушенье дисциплины грозил карцер,
но узники оберегали отца Дмитрия,
установив к нему особую охрану,
всегда придумывая что-то для прикрытия.
Однажды Тяпочкин пробрался в сельский храм,
войдя в алтарь, сказал, что он священник,
из заключенных, причаститься бы желал.
Хотел начальству сообщить об этом клирик.
«На все есть воля Божия!» – ответил,
на то решение, смиренно отец Дмитрий.
И настоятель уж с причастием не медлил,
не стал начальству заявлять – что тут случилось.
Он после приезжал в Днепропетровск,
чтоб навестить освободившегося батюшку,
С тех пор возникла дружба двух отцов,
а сблизила их вера православная.
Была их встреча много лет спустя,
ведь крестный путь отца ещё был не закончен,
он выжил, Господа за всё благодаря,
не умер с голоду – и этим был доволен.
Он получал порой посылки от родных
и от духовных своих чад села Михайловки,
когда узнали его адрес вдруг они,
как только встретили Победу над Германией.
26.03.2025 г.
Свидетельство о публикации №125032703251