ЗАЗ-965 Запорожец

Такой автомобиль выпускали в Союзе!
Для трудового народа не был в обузе,
Стоил он три тысячи пятьсот рублей
И бежал он от лошади русской быстрей.

Расход топлива был 5,5-ть литров всего,
А бензин в те годы стоил почти ничего…
А-72 стоил, 70-т копеек за 10-ть литров,
Езжай двести километров  с молитвой.

И  этот автомобиль не каждый купить мог!
Не один надо было в райкоме обить порог…
Чтоб трудовому передовику, кто-то помог,
Приобрести этот автомобиль небольшой.

Чтоб семейно поехать вот так на природу…
Почувствовать от забот, истинную свободу!
Насобирать в лесу хороших белых грибов,
Без каких либо усилий и больших трудов.


С Комбайнового в Автомобильный
Согласно постановлению Совета Министров СССР №1293 г. Москва «Об организации производства микролитражных автомобилей» от 28 ноября 1958 года, Запорожский комбайновый завод «Коммунар» переименован в Запорожский автомобильный завод «Коммунар». В свою очередь Мелитопольский дизельный завод, который до этого строил судовые двигатели переименовали в моторный (ранее сокращенно писали ММЗ).
Завод «Коммунар» должен был инженерно-технологических работников, которые до этого собирали комбайны, научить конструкции автомобиля и технологии производства. Для этого проводились различные учебные курсы. Некоторых работников отправляли на обучение на автомобильные заводы — МЗМА и ГАЗ. По тем же заводов в Запорожье приехали конструкторы, технологи, инструментальщики и дизайнеры.
Главным Конструктором стал горьковчанин Юрий Сорочкин, который до этого работал главным конструктором на ПАЗ. Помогал ему в должности начальника бюро шасси и кузовов Григорий Вассерман, который вместе с А. Липгартом создал «Победу» и проектировал полноприводные ГАЗ-69 и ГАЗ-М72. С Ирбита отправили Федора Реппиха – перепрофилировать ММЗ под выпуск бензиновых двигателей. А для работы над трансмиссией пригласили Бориса Бирменсона – одного из лучших в этой области. Из Москвы в мае 1959 года прибыл Лев Мурашов, который перед этим работал на МЗМА старшим инженером-конструктором в группе кузовов и возглавлял конструкторские работы по микролитражным автомобилям. В Запорожье работал ведущим конструктором, руководителем группы, а затем – начальником сектора перспективного проектирования.


Рецензии
Да, было такое в те далёкие времена! Я помню в нашем селе вот такой Запорожец был у нас только у одного человека, который был инвалидом и по своему дому и двору передвигался на самодельном кресле-каталке, которое ему сделал наш колхозный столяр, а уже потом, примерно в 1967 - 1968 году ему, от колхоза, дали вот такой Запорожец, но с "ручным" управлением и коробки передач и сцепление и тормоза, и этот Запорожец дали ему БЕСПЛАТНО! Потому что он был трактористом, а потом, я точно не знаю, но на работе произошла какая-то авария и он получил травму позвоночника, после чего уже сам не мог ходить. А у него была большая семья! У него было три сына и две дочери. Это наш сосед.
А сейчас такой Запорожец, если он на ходу, то это дорогой раритет!
Саша, желаю тебе и всем твоим родным и близким, всего самого хорошего и тихого и мирного неба над головой!
С Уважением - Александр!

Александр Кравцов 2   10.04.2025 20:00     Заявить о нарушении
Вот видишь Александр и вспомнил ты своё детство.

Александр Котельников   10.04.2025 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.