На мосту цикличности жизни. Пропасть искусства

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.

Самое известное, пожалуй, стихотворение А.А.Блока. Комментарии излишни. Но как связано «Ночь, улица, фонарь, аптека...» с циклом «Стихи о Прекрасной Даме»? Почему стихотворение, в частности, затрагивает феномен декаданса?  В чем же сила волшебного синтаксиса? И малозаметный поначалу мост, философия жизни...



...



МИКРОАНАЛИТИКА: ТУСКЛЫЙ СВЕТ ДЕКАДАНСА КАК ОДИН ИЗ ВЕКТОРОВ МЫСЛЕЙ

Стихотворение начинается с четырех слов, описывающих пространство-время, в котором находится лирический герой (далее – ЛГ). Далее в отдельную строку, что не случайно, выделены слова: «Бессмысленный и тусклый свет». Два эпитета в которой передают чувства ненужности бытия и всеобщей стагнации. «Свет» - не просто свет от фонаря; это символ любой человеческой деятельности, в частности, искусства. В начале 20 века был популярен декаданс – упадок, творческая философия, предполагающая уход от меланхольной реальности в спасительную мистику. Здесь уже приплетается образ аптеки как чего-то целительного. Сам А.А.Блок вел далеко не здоровый образ жизни: вино, крепкий чай и пр. Но к декадансу в ходе своей литературной деятельности со временем начал относиться с презрением: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (Н.А.Некрасов). Он пришел к тому, что вести праздную дворянскую жизнь, отрекаясь от вовлечения в народные проблемы, неправильно. И после осознания этого старался быть поэтом от народа, часто корил себя за то, что делает для своей Родины недостаточно. 1912 г., год написания стихотворения, - разгар его «противодекадансной» борьбы. Таким образом, стихотворение передает отсутствие вдохновения как у автора, так и у окружающих; т.е. несет в себе личный характер и общественный.  Вроде что-то происходит, но «тускло», незаметно.

Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

В этих строках А.А.Блок подчеркивает это философское плато. А в следующей строфе и вовсе переходит к более глубокой теме для размышлений – теме смерти. Но и здесь его мысли обрываются посредством антитезы: «Умрешь – начнешь опять сначала». И, наконец, употребляется одно из главных слов в стихотворении – «повторится». А.А.Блок поднимает известный вопрос: для чего мы живем? И ответа на него не находит. Бытие бессмысленно, эта мысль играет в течение всего прочтения стихотворения. А дымные тучи, тучи дум в голове ЛГ не ограничены в плане широты повтором начальных слов

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Они, напротив, подчеркнуты измененным порядком тех же синтаксических единиц. Философские мысли так и крутятся в голове автора.
 
Таким образом, микроаналитика «Ночь, улица, фонарь, аптека...» дает нам зацепку для понимания глубины мысли ЛГ. Небольшое количество метафор откладываюется в нашем мозге для дальнейшей расшифровки образов.



...



Но думы ЛГ все же ограничены... Лишь в другом смысле. Это можно понять, обратившись к макроаналитике «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Вообще, весь гений данного стихотворения концентрируется именно на макроуровне.



...



МАКРОАНАЛИТИКА:  СКОВАН НА МОСТУ

В данном стихотворении, разумеется, преимущественную роль играет синтаксис. В тексте преобладают односоставные предложения. Сначала автор использует их для определения пространственно-временного положения ЛГ, используя назывной тип:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

И заканчивает практически ими же, лишь поменяв некоторые слова местами:

Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Эти два двустишия как бы «окаймляют» все стихотворение. Забавно, что данная статья  в плане написания мной следует за той, где употреблялся такой же прием: «Ветер принес издалека...». Любовная тематика упомянутого стихотворения, совершенно иная, нежели в «Ночь, улица, фонарь, аптека...» позволяет предположить о том, что А.А.Блок подсознательно абстрагировался от действительности в собственных мыслях. И целительный образ аптеки это подчеркивает! Поэт  словно убеждает себя жить дальше (посредством обобщенно-личного «Живи еще хоть четверть века») в этом бесконечном, циклическом, непонятном мире. Бытие которого выделено ярко единственными двусоставными предложениями в стихотворении:

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:

Но синтаксис идет под руку с композицией. Действительно, стихотворение поделено на две строфы: в первой говорится об одной жизни; а во второй, после «Умрешь – начнешь опять сначала» о другой жизни. Но абсолютно такой же. Деление на строфы лишь подчеркивает это. А.А.Блок и разграничил две жизни «мостиком» в виде тире, и, в то же время, «зациклил» читателя. Антитеза в данном стихотворении «обобщающая». По ритмике стихотворение также интересно. Первая строка выделяется от остальных, что написаны четырехстопным ямбом. Она как бы вводит нас из окружающего пространства в голову ЛГ, где имеют место лирико-трагические мысли. Так, композиция и синтаксис связываются в единое целое: особый ритм стихотворения подчеркивает идею «окаймления».

Однако помимо ярчайшей синтаксической игры А.А.Блок не пренебрегает звукописью. В стихотворении очень мало звонких фонем, что обеспечивает ощущение тишины, погруженности в философские размышления. Или ночь. Не остались в стороне и шипящие: ведь каждый человек временами шепчет себе что-то под нос, когда сильно о чем-то задумался. Или это шарканье по снежной улице. Отдельного внимания заслуживает звук [к]. В первой строфе, в словах «аптека», «века» можно услышать капание с водосточных труб. Таким образом, наглядно, а точнее, слышимо показан прием звукописи, что в данном случае локализует ЛГ в пространстве-времени. Автор словно стоит на мосту в окружении мрачного города, слегка освещенного фонарем. И вот здесь – удивительно – А.А.Блок точно угадал образ моста, который является в голове читателя при прочтении строки «Умрешь – начнешь опять сначала»! Это потрясающее умение поэта проникнуть в психологические представления его слушателей не может не удивлять!.. Таким образом, звукопись воссоздает в воображении читателя авторские замыслы.

Но ведь в паре с синтаксисом всегда идет пунктуация. Ни одного восклицания. Три точки и две запятые. На мой взгляд, стоит обратить внимание на два тире: они словно бросают ЛГ в суровость действительности. Роковой неизменности. Подчеркивают судьбоносную антитезу «Умрешь – начнешь опять сначала». Таким образом, четкая пунктуация завершает поэтическую мысль А.А.Блока.
Итак, поэтический макромир в данном стихотворении продуман до мельчайших деталей. Они дополняют друг друга, помогая читателю представить в голове не слишком заметный образ переправы между мирами, ложной, поскольку при переходе ничего по-настоящему не меняется.



...



Таким образом, «Ночь, улица, фонарь, аптека...» затрагивает далеко не очевидные на первый взгляд вопросы. Анализируя его, можно открыть много нового не только касательно биографии А.А.Блока, но и культуры нашей страны. Да и как не сказать, что такая глубина стихотворения – доказательство таланта поэта Серебряного века!

 

16-26.03.2025г.


Рецензии