Габриеле Д Аннунцио

Идея у меня была рассказать об отношениях Иды Рубинштейн и Габриеле Д’Аннунцио, причем об Иде Рубинштейн и её портрете, написанном Валентином Серовым, знают все, о Габриеле Д’Аннунцио знают многие, но в общих чертах, его произведения сейчас не читаются, о его взглядах, политических воззрениях, кто он такой: фашист, социалист, поэт, военные его достижения и любовные его победы - малоизвестны,  да, собственно, ничего не известно досконально, если только вы этой темой специально не занимаетесь. Так что взялся я за отношения этой парочки, а тут полезло со всех сторон, так что будем волноваться в порядке живой очереди и возникновения информации.
  Габриеле Д’Аннунцио вёл довольно разнообразный образ жизни, жил он в роскоши и ни в чем себе не отказывал.  В 1910 году его долги так выросли, что, спасаясь от кредиторов, весной он бежал во Францию. В Париже Габриеле Д’Аннунцио познакомился с художницей Ромейн Брукс, а затем с ее подругой, русской балериной Идой Рубинштейн. С 1911 между ними возник чудесный любовный треугольник.
    Портрет Иды Рубинштейн Валентин Серов написал за год до своей смерти. Такой краски у него ещё не бывало. «Не каждый день приходится делать такие находки. Ведь этакое создание. Что перед ней все наши барыни?» (Из воспоминаний Валентина Серова). Серов попросил тогда Иду позировать обнаженной. Ида легко согласилась. Серов снимал помещение при католическом монастыре Сакре-Кёр недалеко от Бульвара Инвалидов. Когда на сеансы приезжала Ида, постояльцы исчезали. Портрет Серов написал в рекордные сроки. Обычно Серов писал подолгу. Над занавесом для «Шахерезады» он работал год, портрет Иды Рубинштейн он написал за месяц, зато по количеству предварительных рисунков для портрета он превзошел все предыдущие работы, уступив только портрету княгини Орловой. Соотечественники увидели портрет на выставке «Мир Искусства» в 1911 году. Никто не ожидал от первого портретиста России, художника, написавшего «Девушку с персикам», интеллигента до мозга костей, такого безобразия и порнографии. Так отозвались на работу Василий Суриков и Илья Репин. Иде Рубинштейн достались выражения, разумеется, покрепче: «зелёная лягушка», «драная кошка», «гальванизированный труп». Художника ругали в хвост и в гриву, но Серов не отрёкся от своей картины. Через несколько месяцев Серов умер от приступа стенокардии. Портрет Иды Рубинштейн сразу признали последним шедевром мастера. На картине, казалось бы, портрет женщины, отрицающей любовь, в юности за Идой Рубинштейн ухаживал известный театрал Афин Волынский. Однажды он сделал ей предложение «вместе царственно ступать по жизни», но получил от неё неожиданный отказ: «Я ни с кем вдвоём ступать по жизни не могу». И вот – здрасьте! У Габриеле Д’Аннунцио была соперница, как раз художница Ромейн Брукс. Специально для Иды Рубинштейн Д’Аннунцио написал «Мистерию о мученичестве святого Себастьяна» 1911. Спектакль на музыку Клода Дебюсси с декорациями Льва Бакста не имел особого успеха у публики, зато вызвал возмущение Ватикана. Образ одного из самых почитаемых католических святых воплотила еврейка, к тому же подозреваемая в лесбиянстве. 8 мая 1911 специальным папским декретом Габриеле Д’Аннунцио был отлучен от церкви. Отношения с Идой Рубинштейн и Ромейн Брукс продолжались до начала Первой мировой войны.
    Обычно, если я пишу для серии «Писатели и поэты», это значит меня интересует чьё-то творчество, или его судьба связана с сегодняшним днем. О Габриеле Д’Аннунцио, как и о Луиджи Пиранделло, я узнал в 1974 готу на БАМе в Звездном при строительстве библиотеки, все тогдашние обстоятельства я уже описывал в очерке «50 лет начала строительства БАМа», см. http://stihi.ru/2024/08/15/336. И до сих пор очень благодарен Саше Пушкину, что он рассказал мне об этих итальянцах. Надо сказать, что Пиранделло мне понравился еще тогда, а с Габриеле Д’Аннунцио сложнее. Тогда же уже в Москве я начал читать в Ленинке его книги, изданные в начале прошлого века, и мне это все было неинтересно. В 90-е я для интереса прочитал романы «Леда без лебедя» и «Невинный», много информации, описания чувств, но видимо, всё это мимо меня лично, а вот его список увлечений удивил и политические приключения не менее, просто я ничего этого не знал.  Давайте и начнем со списка его увлечений.
  По словам знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан: «Д'Аннунцио был самым замечательным любовником нашего времени. Он умел создать видимость небесного бытия и сделать счастливой любую самую обычную женщину, хотя бы на одно мгновение». Находился в близких отношениях с Луизой Казати (которую вывел в образе Изабеллы Ингирами) и Элеонорой Дузе (образ которой вошел в роман Д’Аннунцио «Пламя»). Список любовных увлечений Габриеле Д’Аннунцио поистине необъятен. Имена некоторых юношеских увлечений сохранились в его письмах: Теодолинда Помаричи, Клеменца Кокколини, Горелла Гори и др.
     В 1879 Д’Аннунцио влюбился в Джизельду Цуккони, дочь профессора филологии Тито Цуккони. Миловидная темноглазая девушка, прекрасно игравшая на фортепьяно. Габриеле Д’Аннунцио посвятил ей поэтический сборник «Canto novo» (1882) и даже собирался жениться. Однако, романтические отношения не имели продолжения и закончились в 1883.
   В феврале 1883 Д’Аннунцио встретился с девятнадцатилетней Марией Галлезе, дочерью герцога Джулио ди Галлезе и его жены Натальи Леццани. Она принадлежала к высшей итальянской аристократии. Знакомство с Габриеле Д’Аннунцио быстро переросло в страстный роман. Родители Марии Галлезе категорически возражали против того, чтобы их дочь встречалась с начинающим поэтом. Вопреки их воле, молодые люди тайно обвенчались 28 июля 1883. Поначалу супружеская жизнь складывалась относительно благополучно. В семье появилось трое детей: Марио (1883), Габриеллино (1886) и Веньеро (1887). Однако, Габриеле Д’Аннунцио не особенно обременял себя супружескими обязанностями. Он почти открыто заводил связи на стороне, заставляя жену жестоко ревновать. 6 июня 1890 доведенная до отчаяния Мария Галлезе выбросилась из окна своего дома на улице Пьемонте, 1, в Риме. Попытка самоубийства оказалась неудачной, но повлияла на отдаление супругов. Мария Галлезе переехала в Париж. Тогда она тесно общалась с графом Робером де Монтескье и его гомосексуальным окружением. В определенных кругах получила прозвище «голубая мадонна». Габриеле Д’Аннунцио никогда не разводился с Марией Галлезе, оказывал ей моральную и финансовую поддержку. В конце Первой мировой войны Мария Галлезе вместе с детьми поселилась в большой трехэтажной вилле в Гардон Ривьере по соседству с Габриеле Д’Аннунцио. Умерла в девяностолетнем возрасте 18 января 1954.
   С ноября 1884 по март 1885 подругой Габриеле Д’Аннунцио была журналистка Ольга Оссани. В 1887 ее сменила Эльвира Фратернали, разведенная жена графа Эрколе Леони. К двадцати пяти годам она перенесла немало испытаний. Сделала несколько абортов и едва не заразилась гонореей от бывшего мужа, завсегдатая римских публичных домов. Знакомство с Д’Аннунцио произошло 2 апреля 1887. Барбара, или Барбарелла, Леони, оказалась весьма темпераментной особой, склонной к истерикам и дешевым театральным эффектам. Постоянные сцены ревности и выяснение отношений требовали огромного нервного напряжения. Последняя личная встреча с Барбарой Леони произошла 2 мая 1892.
    Следующая связь Д’Аннунцио была со знатной сицилианкой Марией Гравина де Рамакка  К моменту их знакомства летом 1891, Марией Гравина де Рамакка была замужней дамой и матерью четверых детей. В течение нескольких месяцев она конспиративно встречалась с Д’Аннунцио на виа Караччиоло в Неаполе. 9 января 1893 Мария Гравина родила дочь Ренату. Законный супруг граф Ангуиссола ди Сан Дамиано, до того делавший вид, что ему ничего неизвестно об измене жены, вынужден был реагировать. По законам Итальянского королевства адюльтер являлся уголовным преступлением. 29 июля 1893 суд признал Габриеле Д’Аннунцио и Марию Гравину де Рамакка виновными в прелюбодеянии и осудил на пять месяцев тюрьмы. От реального наказания их спасла только амнистия. Близкие отношения с Марией де Рамакка прекратились в 1894. Тем не менее, Д’Аннунцио продолжал поддерживать с ней контакт и участвовал в воспитании любимой дочери, которую ласкательно называл Cicciuzza. 2 мая 1895 Мария де Рамакка родила еще одного ребенка, но Г. Д’Аннунцио отказался признать свое отцовство. Лишь к 1903 Д’Аннунцио смог более или менее освободиться от обязательств перед Марией де Рамакка.
     Следующей возлюбленной любвеобильного Габриэле Д’Аннунцио стала знаменитая драматическая актриса Элеонора Дузе, которая взяла на себя решение финансовых проблем и субсидировала обучение Ренаты в колледже Поджио Империале во Флоренции. Роман с Элеонорой Дузе, начавшийся осенью 1894, был новым стимулом для творчества Д’Аннунцио. Специально для нее он написал несколько пьес. По всей вероятности, Элеонора Дузе рассчитывала не только на обновление репертуара, но и на замужество. Однако, Д’Аннунцио не захотел связывать свою судьбу с замечательной актрисой, имевшей репутацию довольно ветреной женщины. Отношения с Элеонорой Дузе мирно закончились в 1910.
     В 1903-1910 любовницей Д’Аннунцио была маркиза Луиза Казати, признанная икона стиля и роковая женщина эпохи Арт-деко. (Джон Огастес. Портрет Л.Казати). Почти одновременно развивались его отношения с маркизой Алессандрой ди Рудини Карлотти, дочерью премьер-министра Италии Антонио Старабба ди Рудини. Вдова маркиза Карлотти дель Гарда, который умер в 1900. Родила в браке двоих сыновей. В ноябре 1903 познакомилась с Д’Аннунцио и полностью отдалась своему чувству. Безрассудное поведение Алессандры ди Рудини вызвало негодование членов семьи Карлотти. Они отобрали у нее детей и существенно урезали денежное содержание. Спустя год Алессандра ди Рудини перенесла несколько операций и пристрастилась к морфию. По всей вероятности, Д’Аннунцио действительно любил Александру ди Рудини, которую называл амазонкой. В 1905 он даже намеревался развестись, чтобы жениться на ней. Алессандрой ди Рудини испытывала огромный комплекс вины за преждевременную смерть брата и сыновей. В 1911 она приняла монашеский постриг и последние двадцать лет жизни провела в монастыре кармелиток во Флоренции.
    В 1907 на вилле в Каппончине Габриеле Д’Аннунцио встречался с Джузеппиной Манчини. Жена графа Лоренцо Манчини; страдала хроническим расстройством психики. В 1908 у нее началось очередное обострение и отношения прекратились.
    В марте 1907 Д’Аннунцио познакомился с Натальей Голубевой, разведенной женой русского графа Виктора Голубева. Donatella, как называл ее Габриеле Д’Аннунцио, сопровождала его во время поездки во Францию накануне Первой мировой войны. Со значительными перерывами отношения продолжались вплоть до 1915. Наталья Голубева злоупотребляла алкоголем, умерла в полной нищете в 1941.
     В 1908 Д’Аннунцио был близок с юной английской студенткой Дорис Чапмен, которая приезжала на летние каникулы к родственникам в Валломброза.
     Далее эпопея с Идой Рубинштейн. Просто отмечаю в этом бесконечном списке возлюбленных место Иды Рубинштейн.
     В июне 1911 на вилле Г. Д’Аннунцио в Аркашоне появилась двадцатичетырехлетняя француженка Амели Мазоер. Она родилась в Бургундии, проживала в Париже. При Габриеле Д’Аннунцио Амелия Мазоер исполняла весьма неопределенные обязанности то ли домоправительницы, то ли личного секретаря. Она передавала любовные записочки, устраивала тайные свидания, окуривала спальню ароматическими благовониями и т.д. Во время Первой мировой войны она оставалась во Франции вместе с Натальей Голубевой и Ромейн Брукс. В апреле 1915 она последовала за Д’Аннунцио в Италию. Зимой 1919-1920 выезжала в Аркашон, чтобы забрать оставшуюся мебель и книги. С 1922 проживала в доме Г. Д’Аннунцио на озере Гарда. Опубликованный впоследствии дневник Амелилии Мазоер содержит немало пикантных подробностей об интимной жизни Г. Д’Аннунцио.
   В июне 1916 Г. Д’Аннунцио встретил певицу Ольгу Леви Бруннер. Родилась она 23 декабря 1885 в Триесте. Дочь Изабеллы Узильо и Леопольда Бруннера – еврейского банкира и промышленника, выходца из Австро-Венгрии, принявшего итальянское гражданство. В семье царил культ императора Франца-Иосифа, языком домашнего общения был немецкий. Ольга Бруннер унаследовала от отца глубокую симпатию ко всему немецкому. После развода родителей в 1892 воспитывалась под присмотром немецкой гувернантки. Получила прекрасное домашнее образование с уклоном в художественную сферу. Свободно говорила на всех основных европейских языках. Связь с  Д’Аннунцио началась в декабре 1916 в Венеции, где Ольга Бруннер проживала вместе со своим мужем в Палаццо Джустиниани. Они встречались почти ежедневно, обменивались страстными посланиями. Будучи ярым патриотом Италии, Д’Аннунцио резко расходился с Ольгой Бруннер по политическим вопросам. Один из их общих знакомых охарактеризовал Ольгу Бруннер как «самого красивого врага Д'Аннунцио». Отношения закончились осенью 1919.
     В 1919 место главной фаворитки Д'Аннунцио заняла пианистка Луиза Баккара. Она уроженка Венеции, родилась 14 января 1892. Она познакомилась с Д’Аннунцио 18 апреля 1919 в доме Ольги Бруннер. Спустя полгода вступила с ним в близкие отношения. Вместе с Д’Аннунцио находилась во Фьюме в период существования республики (см. ниже). После провала политической авантюры в 1921 последовала Д’Аннунцио на виллу Витториале на побережье озера Гарда в Ломбардии. Обстановка в доме Д’Аннунцио была очень сложной. Он окружил себя целым гаремом, которым управляла Амелия Мазоер. Луиза Баккара вынуждена была терпеть неслыханные унижения. Иногда оскорбленные чувства прорывались наружу. 13 августа 1922 на вилле Витториале едва не произошла трагедия. В то время, как гости слушали музыку, Д’Аннунцио неожиданно упал из окна высокого первого этажа. Прибывшие врачи заподозрили перелом основания черепа. Пять дней Габриеле Д’Аннунцио находился в коме, а когда пришел в себя, то отказался назвать причину падения. Ходили упорные слухи, что Луиза Баккара столкнула неверного любовника с подоконника, приревновав к своей сестре Иоланде. Постепенно Луиза Баккара утратила свое первенство и перешла в разряд бывших.
    В 1924 фавориткой Габриеле Д’Аннунцио стала двадцатилетняя француженка Анжела Лаже, а в 1925 на вилле Витториале появилась модная художница Тамара Лемпицка, одна из немногих женщин, которая отвергла притязания Габриеле Д’Аннунцио.
   Несмотря на все, Луиза Баккара продолжала жить с Д’Аннунцио под одной крышей, родила сына Марио и дочь Ренату. Луиза Баккара навсегда сохранила привязанность к Д’Аннунцио. Она покинула виллу Витториале только после его смерти, прожила же она почти до девяноста лет и умерла 29 января 1985 в Венеции.
    Как видите, утомительно даже просто перечислить весь список увлечений этого человека, тем не менее я решил «огласить весь список», и для полноты картины нужно добавить его политическую карьеру, особенно время его Фиумский период и его отношения с дуче. Итак, всё по порядку:
Габриеле Д’Аннунцио, князь Монтеневесо, урождённый Гаэтано Рапаньетто-д’Аннунцио (12 марта 1863, Пескара — 1 марта 1938, Гардоне-Ривьера) - итальянский писатель, поэт, драматург, военный и политический деятель. Гаэтано Рапаньетто-д’Аннунцио родился 12 марта 1863 года в городе Пескаре, в итальянской провинции Абруццо. В 1897 году честолюбивый Д’Аннунцио решил попробовать себя в политике. Трудно сказать, были ли у поэта тогда какие-либо политические взгляды тогда, скорее он руководствовался такой мыслью, что в политике можно было получить не меньшую славу и почет, чем в литературе. Сам себя он называл себя «Депутатом красоты», попав в парламент, он вначале был близок к консерваторам, затем порвал с ними и примкнул к социалистам. Все это проделывалось ради шумихи, а реальные дела его шли не очень хорошо, так что, как уже однажды здесь отмечалось, в 1910 году из-за долгов он был вынужден бежать во Францию. В 1915—1918 годах Италия вступила в Первую мировую войну и Д’Аннунцио участвовал в боях на фронтах вначале в авиации, затем (после ранения) в пехоте. Дослужился он до майора или до подполковника. 11 ноября 1918 года Германия капитулировала, Первая мировая война завершилась, однако главное свершение Д’Аннунцио было ещё впереди. Впереди замаячил Фиуме. Многие националистически настроенные итальянцы были недовольны результатами войны, Италия получила совсем не то, на что рассчитывала. Присоединить части Австро-Венгрии, отошедшие к королевству Югославия, не удавалось. В город Риеку (Фиуме) в 1919 году был введен воинский контингент союзников. Зрело военное решение вопроса территории со смешанным населением из итальянцев и славян. Д’Аннунцио получил приглашение возглавить рейд, и в сентябре 1919 года марш начался. Около 2600 итальянских ветеранов перешли границу и двигались в направлении Риеки (Фиуме), по дороге к ним присоединялись итальянские солдаты, находившиеся у Риеки. 12 сентября отряд подошел к городу Фиуме и без боя занял его. (Итальянцы 60 процентов населения), равно как и венгры (13 процентов населения), именуют этот порт Fiume (Фиуме)). Сначала Д’Аннунцио объявил о присоединении Фиуме к Италии, но итальянские власти не решились противостоять союзникам. Тогда Д’Аннунцио выгнал союзные войска и объявил о независимой республике в Фиуме. Владимир Маяковский (в своей Советской азбуке) так написал о Д’Аннунцио:

Фазан красив, ума ни унции —
Фиуме спьяну взял Д’Аннунцио

(Это неточно, Д’Аннунцио мало пил, но употреблял кокаин).

Через год после занятия, 8 сентября 1920 года, Д’Аннунцио объявил о независимости Фиуме и создании независимого нового государства «Регентство Карнаро» (в честь окружавшего город залива). Более фантастического государственного образования мир ещё не видел. Министром культуры был назначен знаменитый дирижер Артуро Тосканини, министром иностранных дед стал поэт-анархист Леон Кохницкий. В «Хартии» гарантировалась минимальная заработная плата и доступность образования любому гражданину вне зависимости от пола и различий. Так что, были в Конституции вполне разумные положения, характерные для общества прямой демократии, но были и причудливые положения, например, об обязательном музыкальном образовании всех граждан Фиуме. В целом Конституция стала одним из образцов анархо-синдикализма. В город съезжались художники, артисты, анархисты, футуристы. Иногда граждан задабривали кокаином, которого было в избытке. Конституцию Республики Фиуме сам её лидер написал в стихах. Город делился на 10 корпораций, каждый гражданин должен был записаться в один из списков, была там и корпорация для выдающихся личностей: героев, поэтов и т.д. Сам Д’Аннунцио присвоил себе титул «commandante» (восходящий к должности «commandant» у бурских партизан-коммандос), т.е., Габриэле д’Аннунцио стал фактическим диктатором республики. В этот период в Риеки были апробированы многие элементы политического стиля фашистской Италии: массовые шествия в чёрных рубашках, воинственные песни, древнеримское приветствие поднятой рукой и эмоциональные диалоги толпы с вождём. Избираемую власть представлял Совет корпораций. Они взяли некоторые вещи из истории Древнего Рима, в частности, Римское приветствие, позднее используемый Муссолини, а затем и Гитлером. Дуче также использовал идею корпораций в будущем корпоративном государстве, которое он начнёт строить в Италии после 1922 года. К 1920 году положение Фиуме было незавидным, республику никто не признавал, кроме как Каталонии и Советской России. 12 декабря 1920 года Италия подписала договор с «Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев» в Рапалло. В декабре 1920 году Италия разгромила республику из-за требований союзников, в частности, президента США Вудро Вильсона. В рождественский вечер итальянский флот обстрелял Фиуме, и «Регентство Карнаро» после 15 месяцев прекратило существование.
     Д’Аннунцио вернулся в Италию, причёл он не подвергся репрессиям, слишком он был популярным. В эпоху политических перемен Д’Аннунцио пытался организовать правую партию, которая конкурировала с фашистами, но потерпел неудачу. Далее Д’Аннунцио жил жизнью звезды на пенсии, дуче его опасался, так что он создал для Д’Аннунцио золотую клетку: в 1924 году Д’Аннунцио получил от короля Виктора Эммануила III наследственный титул князя Монтеневесо, президентство в Королевской Академии наук и получил поместье Витториале на озере Гарда, в Ломбардии. Я не буду рассуждать, каким именно политических воззрений придерживался Д’Аннунцио потому, что это не имеет смысла для людей такого типа, он был тем, что в данный момент выгодно для его славы и т.д., он был близок идеям анархо-синдикализма, фашизма и социализма. Отношения Д`Аннунцио и Муссолини – отдельная тема, однако Д`Аннунцио проиграл Италию, и он не хотел ни присоединяться к фашистам, ни смог сделать что-то своё.  Но Д’Аннунцио ни раз тщетно пытался отговорить Муссолини от сближения с фашистской Германией. Гитлера д`Аннунцио называл «свирепым клоуном», «Нибелунгом в изображении Чарли Чаплина» и «Аттилой-пачкуном». Говорил, что союз с гитлеровской Германией приведет Италию к краху, что так и получилось. До Второй мировой войны он немного не дожил.
     Писатель скончался от апоплексического удара 1 марта 1938 года в своем поместье Витториале на озере Гарда, в Ломбардии. Режим Муссолини устроил ему торжественные похороны.
Приложения:
1. Ида Рубинштейн и Габриеле д'Аннунцио. Больше, чем любовь
        https://www.youtube.com/watch?v=DqUwS6Zoa_Q&t=1823s
2. Фиуме - самая фантастическая республика в истории человечества (WAS)
        https://www.youtube.com/watch?v=nZPM9CULWn8
3. Город поэтов / Республика Фиуме / Страны, которых больше нет
        https://www.youtube.com/watch?v=aVtn7nNl5fQ
4. Габриеле Д’Аннунцио
        https://www.youtube.com/watch?v=f7KtKkHFwRQ
5. "Невинный ". 1976. Реж. Лукино Висконти по роману Габриеле Д’Аннунцио.
        Последняя режиссёрская работа Лукино Висконти. (В ролях
        Джанкарло Джаннини — Туллио Эрмиль
        Лаура Антонелли — Джулиана Эрмиль
        Дженнифер О’Нил — Тереза Раффо)
        https://yandex.ru/video/preview/964038907215320028

Фото: Портрет Габриеле Д’Аннунцио

25.3.2025


Рецензии
Сколько же лет он прожил в целом?Уж очень бурная жизнь, лет на сотню тянет...

Ольга Таллер   25.03.2025 22:51     Заявить о нарушении
Мощный старик! Посмотри у меня в фб, там есть все фото его воздыхательниц. Насчет его жизни, съел видимо этот фрагмент фб, но я уже изменять не буду, родился он в 1863, помер в 1938, так что получается 75, похоже, ему немножко помогли, но сам он так и не рассказал, кто его из окошка уронил.

Юрий Сенин 2   26.03.2025 03:10   Заявить о нарушении