Зеркало
ПРОЛОГ
Что - любовь? Холодная война,
плавно обрастающая горячностью.
В ней
попеременно меняются местами влюбленные, одурманенные своей ущербностью в преклонении друг другу,
пока сполна
каждый не получит по заслугам.
I
Она -
стенающая под собственным гнетом беспрестанно требуемого внимания и доказательств, что, дескать,
красива - заметь же это и преклоняйся,
Люби ее и подчиняйся.
Сначала преклоняется ему, жаждет его, алчет его присутствия и внедряется во весь его мир без приглашения, как бы невзначай:
— Прошу извинить мою неучтивость.
Само собою так случилось.
Ну, раз так уж случилось,
то пусть оно и будет.
Не давать же нам отчёт в каждом
чувстве,
пусть даже в братском сочувствии (1),
И в переплетении внезапном
наших судеб.
Каково, а? Не что иное, как
интервенция в натуре.
И он повержен.
Не иначе как экзальтация.
Влюбленный олух
a capite ad calcem (2).
II
И все в ней мило и прекрасно. Сущий ангел, снизошедший к нему, грешному, никчемнейшему фланеру, во плоти. Сама Диана (3) развергла небеса!
Ну и что, что глаз косит?
Ну пусть грешит
она пристрастием к хмелю,
- думал он, -
ведь просто так ее люблю.
— Характер вздорен мой,
как у Беатриче (4).
— Мне он станется привычным.
— Есть муж.
— Ну, уж...
Украду!
— Я не уйду.
Не оставить же его.
Он добр так.
— Уживемся...
(про себя)
Или нет...
— Вы- поэт,
но, право, это не прилично.
— Когда-то и гражданский брак
Не знал ни чисел, ни количеств.
Считались то не большие труды,
Чем выпить враз стакан воды.
И Брики не сочли, что дурно это,
Когда приняли в семью к себе
поэта (5).
— А как же дети?
— Боже правый, какие дети?
Ещё и дети есть?
— Двое милых мальчиков.
На папу схожестей не счесть.
Но, право же, фантазии оставьте
О любви счастливой.
Лишь несчастье
Итожит жизнь любви красивой.
А вы, мужчины, те ещё умельцы
Благородных женщин заставлять
В безумии идти на рельсы (6),
А сотворенное не вернуть уж вспять.
— Но я люблю вас!
— И я, быть может, вас люблю.
Но сердцу вовсе не велю
Вам отдаваться... беспричинно.
Есть для сердца моего уже мужчина.
— Над сердцем вашим
он более не властен!
Позвольте мне хоть поцелуй?
Но со всею страстью.
Так, на лучшее, на счастье.
— Только один. Не более того.
Но, конечно же,
помимо поцелуя,
было много там всего.
ЭПИЛОГ
А что же далее? Повторится всё,
Как и во времена прошедшие, былые,
что в книгах, покрытых слоем пыли,
не раз нашло пристанище своё:
один будет непонят, недолюблен,
другой - озлоблен, неучтив, спесив,
Обернется страсть лихая студнем,
и, "усталые, полуживые,
зубы стиснувши и губы сжав",
Стоять они будут, "как часовые
двух насторожившихся держав (7)".
И отчего же ?
Оттого, что в любви
глаза друг друга -
зеркало кривое.
В глазах ее
он видит отражение
недуга,
а она в его глазах - себя,
как создание
внеземное (8).
Примечания:
1 Отсылка на "Белые ночи" Ф.М.Достоевского "Ночь первую", где Настенька (тогда ещё не назвавшая своего имени) переиначивает слова Мечтателя: "Ну, да неужели же я не мог потосковать об вас? Неужели же был грех почувствовать к вам братское сострадание?"
2 С головы до ног (лат.)
3 Диана - богиня луны, растительного и животного мира, женственности и плодородия в римской мифологии. В греческой мифологии ей соответствует Селена.
4 Беатриче - героиня пьесы Шекспира "Много шуму из ничего", отличающаяся вздорным нравом и редким остроумием.
5 В 20-30-х годах XX-го века было популярно движение "стакана воды", лозунгом которого было выражение, что переспать с кем-то также просто, как и выпить стакан воды. Семья Бриков (Осипа и Лилии Брик) одно время жили вместе В.Маяковским одной семьей и Маяковский делил Брик с Осипом, ее мужем.
6 Аллюзия на судьбу Анны Карениной из одноименного романа Л.Толстого, прыгнувшей под поезд.
7 Приведенные фразы из стихотворения И.Уткина "Посвящение".
8 Аллюзия на рассказ А.П.Чехова "Кривое зеркало".
Свидетельство о публикации №125032507468