О Пяти Вратах Прозрения
Глава IV. Пятая Ступень – Притча о Реке, Впадающей в Пустыню
31.
Река, рождённая в синих льдах,
Шла к океану сквозь сто дорог,
Но вдруг увидела пустыню –
Желтую бездну, где нет ни капли.
32.
«Стой! – кричали ей горы. –
Ты исчезнешь без следа!
Песок – это горло, что пьёт без конца,
Ты станешь тенью, забытой даже Богом!»
33.
Но река, не сбавляя бега,
Шептала: «Если Он создал меня течь,
То создал и жажду песков –
Разве могу я ослушаться зова?»
34.
И когда последняя капля
Исчезла в раскалённой груди земли,
Над пустыней вдруг встали миражи –
Сотни озёр из дрожащего света.
35.
Путники, измученные зноем,
Падали ниц перед влагой пустой,
Но один – тот, что шёл без надежды –
Увидел: песок стал плодородным.
36.
(Учитель роняет горсть песка в воду):
«Видишь? Река не «исчезла» –
Она стала невидимым знаком.
Теперь каждое зёрнышко здесь
Хранит её вкус – но назвать не может.
Глава V. Диалог у Пяти Врат
Ученик (в отчаянии):
«Я – та река! Моё «я» умрёт
В этой пустыне собственного страха!»
Учитель (рисует круг на песке):
«Нет. Ты – тот путник,
Который пьёт из миража.
Но когда поймёшь, что жажда – тоже иллюзия,
Тогда пустыня станет рекой...»
(Молчание. Где-то капает вода.)
Символика:
Река – душа, идущая путём тариката.
Пустыня – стадия фана (уничтожения), но здесь акцент на превращении, а не исчезновении (как у Накшбанда: «Умри в Шейхе, воскресни в Истине»).
Миражи – намёк на ложные состояния (ахваль) в суфизме, которые испытывает искатель.
Плодородный песок – символ бака (вечности в Боге), когда после «смерти» приходит новая сущность.
Заключительные Строфы
37.
Пять дверей – но ключ один:
Сжечь карту у самого входа.
Роза, Зеркало, Пламя, Флейта, Песок –
Все ведут туда, где нет имён.
38.
Тот, кто прошёл, не скажет «я прошёл»,
Ибо дорога станет его лицом.
Как река, ставшая жаждой песков,
Как слепец, ставший зрением Бога.
39.
Накшбанд шепчет из вечности:
«Разве ты шёл? Это Оно двигалось...
Разве ты пел? Это Оно звучало...
Разве ты есть? Это Оно Есмь».
Свидетельство о публикации №125032506409