О Трёх Тайнах

(Глубина в зеркале, пламя и пепел)

Часть I. Соловей и Роза (окончание)

9.
Спросил дервиш: «Почему шипы
Остались в саду, где нет Соловья?»
Шейх ответил: «Чтоб каждый, кто пел,
Помнил — Любовь начинается с Крови».

10.
«Но где же Бог?» — «В промежутке крыл,
Между «Ана» и «аль-Хакк» — там, где был
Тот первый вздох, когда из тьмы
Роза вспыхнула именем Самим».

«Ана» — «Я», «аль-Хакк» — «Истина»; намёк на экстатическое «Я есмь Истина» аль-Халладжа

Часть II. Притча о Слепце и Зеркале

11.
Жил слепец, что трогал зеркала,
Искал в них лик — но тьма мешала.
«Здесь холод и гладь, — шептал он, —
Где ж Тот, Чьё дыхание так вечно?»

12.
Явился ангел: «Разбей стекло,
Разрежь пальцы — и в каплях ало
Узришь то, что скрыто давно:
Ты — слепой, но Зеркало — зряче».

13.
Слепец разбил — и в крови ручья
Увидел: весь мир — отраженье Творца.
«Я искал Лик во тьме, а Оно
Было во мне, как скрытое Солнце».

14.
Шейх сказал: «Душа — тот осколок,
Где Бог разбил Себя, чтоб в пыли
Мы, слепые, нашли Его раны
И в них — свет Несгораемой Любви».

Часть III. Притча о Свече и Мотыльке

15.
Горела Свеча в ночи без границ,
Звалась она «Лам-Анзар» — «Без Очей».
Мотылёк, опьянённый зикром огня,
Кружил, повторяя:«Дай войти в Твой Дом!»

«Лам-Анзар» — «Тот, Кого не постичь взором»;
«Без Очей» — суфийский эпитет Бога

16.

«Уйди! — шептало пламя. — Я — смерть».
«Нет, — молил мотылёк, — Ты — воскресенье!
Сожги мои крылья, чтоб в пепле том
Исчезло моё отраженье».

17.
Свеча растаяла в чёрной золе,
Мотылёк исчез — но в глубине
Осталось дрожащее «Ан-аль-Абсар» —
«Я — Зрение» в вечной тишине.

«Ан-аль-Абсар» — «Я — Видящий»; отсылка к 28:71 Корана

18.
Шейх прошептал: «Вот путь Накшбанда —
Стань мотыльком, но не зови огонь.
Пусть пламя найдёт тебя само,
Когда ты — уже ничто, кроме Любви».

Эпилог: Три Двери

19.
Роза — дверь, где кровь — ключ,
Зеркало — дверь, где слепота — зрак,
Свеча — дверь, где пепел — речь.
Выбери одну — но знай: все ведут к Нему.

20.
А если спросишь: «Где конец?» —
Услышишь ветер: «В Начале».
Ибо Накшбанд сказал: «Тарикат —
Это возвращение туда, где ты уже Есмь».

Символика:

Слепец и Зеркало — метафора самоотречения (фана). Слепота = отказ от эго, а кровь на осколках — жертва, через которую открывается видение (ср. с практикой «смерти до смерти»).

Свеча и Мотылёк — дуализм любви и уничтожения. В отличие от Руми, здесь акцент на не-действии (мотылёк не бросается в пламя, а ждёт, пока огонь не придёт к нему — как в тихом зикре Накшбанди.


Рецензии