Асуры раса великанов 38
В Индийской мифологии существует легенда о благочестивом человеке, имя которого Ману, он также известен, как Сатьяврата (Satyavrata т.е. тот, кто всегда говорит правду). Много веков после создания мира, Брахма (верховный бог индуистского пантеона) решил уничтожить его потопом, из-за безчестия народа. Но господь Вселенной так любил этого благочестивого человека, что пожелал не допустить его гибели из-за наводнения, которое должно было разрушить мир порочных людей, для этого он появился перед ним в форме рыбы (санскр. Matsya – рыба, как первый аватар Вишну) и сказал: «В течение следующих семи дней мир будет погружен в океан смерти, но в самый разгар уничтожающих волн, большой корабль будет послан мною для твоего использования. Тогда ты должен будешь взять различные лекарственные травы, семена, и в сопровождении семи святых, окруженный парами животных, ты закрепишь корабль большой змеёй на мой рог, ибо я буду рядом, вести судно с тобой и теми, кто будет тебя сопровождать».
«Я останусь на берегу океана, о великий человек, до полного окончания ночи Брахмы. Ты тогда познаешь мое истинное величие, справедливо названного Верховным Божеством. И по моему желанию на все твои вопросы ты получишь ответы».
Впоследствии Главный вождь, который в индийской литературе носит имя Ману, избрал наиболее одаренных, чтобы дать произрасти от них новому человечеству. Эти наиболее одаренные принадлежали к пятой подрасе (см. в седьмой части).
В шестой и седьмой сила мышления уже уклонилась некоторым образом с пути и не была пригодна к дальнейшему развитию.
Теперь надлежало развить лучшие качества лучших людей. Это и произошло благодаря тому, что вождь уединил избранных в особом месте - в Средней Азии - и освободил их от всякого влияния отставших или уклонившихся с пути.
Вождь поставил себе задачу настолько развить эту группу, чтобы принадлежащие к ней могли в собственной душе, силою собственного мышления, постичь законы, по которым они до сих пор управлялись смутно чувствуемым ими, но не познаваемым ясно образом. Теперь люди должны были познать те божественные силы, которым они бессознательно следовали. До сих пор боги вели людей посредством своих посланников; теперь люди должны были знать об этих божественных существах. Они должны были научиться смотреть на себя, как на исполнительные орудия божественного Провидения.
Эта обособленная группа людей стояла перед важным решением. Божественный вождь был среди них в образе человека. От таких посланников богов человечество получало прежде указания и веления, определявшие, что ему надо делать и чего не надо делать. Люди получали наставления в науках, относившихся к тому, что они могли воспринимать органами чувств. Люди смутно чувствовали божественное мироуправление, они ощущали его в своих собственных поступках, но они ничего не знали о нем ясно. Теперь их вождь говорил с ними совсем по-новому. Он учил их, что невидимые силы управляют тем, что видно для людей, что сами они являются слугами этих невидимых сил, что они должны своими мыслями выполнять законы этих невидимых сил. Люди услышали о сверхземно-божественном, и что невидимое духовное есть творец и хранитель видимого телесного. До сих пор они поднимали взоры к своим видимым посланникам богов, к своим сверхчеловеческим посвященным, одним из которых был и тот, кто так говорил с ними теперь, и от них получали указания, что им делать и чего не делать. Но теперь они удостоились того, что посланник богов заговорил с ними о самих богах. Могучи были слова, которые он все снова повторял своим ученикам: "До сих пор вы видели тех, которые вас вели; но есть высшие вожди, которых вы не видите. И этим-то вождям вы и подчинены. Вы должны исполнять веления невидимого вам бога; и вы должны повиноваться тому, о ком вы не можете создать себе никакого образа". Так звучала новая верховная заповедь из уст великого вождя. Она предписывала почитание Бога, которого не мог передать не один чувственно-видимый образ, и которого поэтому не должно и изображать. Отголоском этой великой заповеди пятой человеческой расы являются известные слова: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли"(Исх.20).
Легенды этого великого потопа не ограничиваются несколькими упомянутыми здесь, на самом деле их великое множество. Интересно, что также из 130 индейских племен Северной, Центральной и Южной Америки нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.
Надо заметить, что все они имеют общие сведения относительно того, что:
- всемирный потом уничтожил как человечество так и животный мир;
- был большой корабль, размеры которого очень сходны;
- очень маленькое количество людей спаслось;
- спасённые остались на горе;
- птицы были выпущены, но не возвращались;
- птицы были выпущены, и возвращались с чем-то.
По словам профессора Атура Массе (A. Masse), среди всех легенд о наводнениях его заинтересовал индуистский миф, где в частности, описывается расположение вдоль одной линии пяти ярких планет, которое произошло только один раз за последние 5 тысяч лет. Таким образом нам удаётся определить приблизительные сроки Великого Потопа – от 12 тысяч лет до нашей эры до 5 тысяч лет до нашей эры.
Согласно Платону Великий Потоп произошел около 11 тысяч 400 лет назад, когда остров Атлантида и далекие средиземноморские цивилизации были полностью уничтожены в один день и ночь сильным землетрясением и наводнением. Они исчезли в глубинах моря.
В древних индийских писаниях Индии также содержаться веские доказательства этой глобальной катастрофы. Махабхарата, величайший древнеиндийский эпос, рассказывает о затонувшей столице правления Кришны - Двараке, расположенной на острове посреди моря (эту тему мы рассмотрим в третьей части).
Интересно, что на протяжении столетий местные рыбаки на берегу города Махабалипурам (юго-восточный штат Индии Тамил Наду) считают, что большое наводнение поглотило город более 10 тысяч лет назад в один день. Эта история была записана британским исследователем Дж. Голдингэмом (Goldingham), который посетил этот район в 1798 году. Легенда гласит, что было шесть храмов, которые были погружены под воду, но седьмой храм все еще стоял на берегу.
С тех пор автор книги «Подземный мир: Загадочное происхождение Цивилизации», Грехем Хэнкок (Underworld: The Mysterious Origins of Civilization. — New York: Crown, 2002, Hancock Graham) также считал, что нашёл эти затонувшие храмы. «В период между 17 тысяч лет и 7 тысяч лет назад, в конце последнего ледникового периода, страшные вещи случились в мире, где жили наши предки», говорит Хэнкок. «Огромные ледяные шапки над Северной Европой и Северной Америкой стали таять, масштабное наводнения случилось на земле, уровень моря поднялся более чем на 325 футов (100 метров), и около 25 млн. квадратных километров бывшей жилой земли было поглощено волнами».
«Благодаря большому количеству легенд о наводнении и верований рыбаков, я уже давно рассматривал Махабалипурам как очень вероятное место, в котором могут быть сделаны исследования подводных структур, и я распорядился, чтобы дайвинг экспедиция проводилась именно там», говорит Хэнкок.
Работая вместе с Национальным институтом Великобритании и Научным обществом исследования и океанографии Индии, он совершил подводную экспедицию этого места. Научно-исследовательское Общество (Scientific Exploration Society или SES) заявляет, что «проведённая совместная экспедиция, в которой принимали участие 25 дайверов из SES и Национального института океанографии Индии во главе с Монти Холлс (Monty Halls) в сопровождении Грэма Хэнкока, обнаружили обширные области с рядом структур, а также атрибуты, сделанные человеком были обнаружены на глубине (16-23 метров) от берега Махабалипурам в штате Тамил Наду. Масштабы затонувших руин, охватывающие несколько квадратных километров и находящиеся на расстоянии мили от берега, это те места основных морских археологических открытий по зрелищности сравнимы с руинами разрушенных городов потонувшей Александрии в Египте».
Национальный институт океанографии (NIO) заявляет, что: "Командой подводных археологов из NIO успешно были найдены доказательства подводных структур Махабалипурам, у них теперь есть первое в мире доказательство распространенного мнения, что прибрежный храм Махабалипурам является остатком серии от общего числа семи таких храмов, которые были погружены один за одним. Открытие было сделано в ходе совместных подводных исследований с научно-исследовательским обществом Великобритании».
Помимо подводных исследований, древние затонувшие фрагменты были также обнаружены из космоса. Снимки космического спутника НАСА показали таинственный древний мост по проливу между Индией и Шри Ланкой. Мост был назван мост Адама и был создан из цепи отмелей, протяжённостью около 18 километров. Его уникальная искривлённость показывает, что он был создан руками человека.
«Мост Рамы»
Интересно, что наука подтверждает факт существования рукотворного моста: по данным профессора Рамасами (S.M. Ramasamy) из университета Бхаратхидасана в Индии (Bharathidasan University), радиоуглеродная датировка местных пород примерно увязывается с периодом, к которому относятся события Рамаяны (см.ниже).
Ну а почему же эта цепочка отмелей и островков получила имя "Адамов мост" (Adam's Bridge)? Очень просто. Мохаммедане верят, что по этому мосту Адам был изгнан из рая, который и находился на Шри-Ланке. Но это к легенде о Раме уже никак не относится.
Археологические исследования показывают, что первые люди, жившие на острове Шри-Ланки, пришли туда около 1 миллион 750 тысяч лет назад, и мост примерно того же возраста. Это соответствует времени написания древнеиндийского эпоса "Рамаяна", который датируется более чем 1 миллион 700 тысяч лет. По этой легенде, мост был построен между Рамешварам и побережьем Шри-Ланки под руководством бога Рамы. (Rameshwaram – это город в штате Тамил-Наду, на юге Индии. Название его происходит из санскрита и переводится как «Место бога Рама») .
Говоря о всемирном потопе, нельзя также не упомянуть отрывок из «Естественной и нравственной истории индейцев» отца Хосе де Акосты, в котором ученый священник повествует о том, «что сами индейцы рассказывают о своем происхождении»:
"Они много упоминают потоп, который случился в их стране… Индейцы говорят, что все люди утонули в этом потопе. Но из озера Титикака вышел некто Виракоча, который сначала поселился в Тиауанако, где по сей день можно видеть развалины древних и очень странных строений, а оттуда перебрался в Куско, с чего и началось приумножение рода человеческого… "
Вот краткое содержанием легенды, бытовавшей некогда в этих местах:
"За некое прегрешение люди, жившие в древнейшие времена, были уничтожены Создателем…, в потопе. После потопа Создатель явился в человеческом облике из озера Титикака. Затем он создал Солнце, Луну и звезды. После этого он возродил на земле человечество… "
В другом мифе:
«Великий бог создатель Виракоча решил создать мир, где мог бы жить человек.» Сначала он сотворил землю и небо. Затем взялся за людей, для чего вырубил из камня гигантов, которых потом оживил. Сначала все шло хорошо, но через некоторое время гиганты передрались и отказались работать. Виракоча решил, что должен их уничтожить. Одних он вновь обратил в камень… остальных он утопил в великом наводнении».
Конечно, очень похожие мотивы звучат и в других источниках, совершенно не связанных с перечисленными, например, в Ветхом Завете. Так, в шестой главе Библии (Бытие) описано, как еврейский Бог, недовольный своим творением, решил его уничтожить. Там сказано, что «в те времена на земле жили гиганты…» Могла ли быть какая нибудь связь между гигантами, погребенными в библейских песках Ближнего Востока, и гигантами, вплетенными в ткань легенд индейцев доколумбовой Америки? Загадка усугубляется совпадением целого ряда подробностей в библейском и перуанском описаниях того, как разгневанный Бог обрушил катастрофический потоп на злой и непослушный мир.
В другом древнем документе приводится следующее описание потопа инками в изложении отца Малины в его «Описании сказаний и образов инков»:
"Подробные сведения о потопе они унаследовали от Манко Капака, бывшего первым из инков, вслед за которым они стали называть себя детьми Солнца и от которого научились язычески поклоняться Солнцу. Они говорили, что в этом потопе погибли все расы людей и их создания, ибо воды поднялись над высочайшими горными вершинами. Никто из живых существ не уцелел, кроме мужчины и женщины, которые плавали в ящике. Когда воды отступили, ветер отнес ящик… в Тиауанако, где создатель начал расселять людей разных народностей этого региона… "
Гарсиласо де ла Вега, сын испанского аристократа, его считали одним из самых надежных летописцев и хранителем преданий народа, к которому принадлежала его мать. Он трудился в XVI столетии, вскоре после завоевания, когда эти предания еще не были замутнены чуждыми влияниями. Он также цитирует то, во что верили глубоко и убежденно: «После того, как потоп отступил, в стране Тиауанако появился некий человек…» Этим человеком был Виракоча. Завернутый в плащ, сильный, благородной наружности, он шествовал с неприступной уверенностью в себе по самым опасным местам. Он творил чудеса врачевания и мог призывать огонь с небес. Индейцам казалось, что он материализовался из ниоткуда. «Виракоча шел своим путем, созывая людей всех наций… Когда он пришел в Пуэрто Вьехо, к нему присоединились его последователи, которых он ранее разослал. И тогда они вместе пошли по морю так же легко, как ходят по суше»…
Предания про Виракочу (в другом варианте, рожденном в области, что вокруг Титикаки, божественный герой цивилизатор выступает под именем Тунупа):
"Тунупа появился на Альтиплано в древние времена, придя с севера с пятью последователями. Белый человек благородной наружности, голубоглазый, бородатый, он придерживался строгих нравов и в своих проповедях выступал против пьянства, многоженства и воинственности".
Пройдя большие расстояния по Андам, где он создал мирное царство и приобщал людей к различным проявлениям цивилизации. Очень сходно с описанием Ману и его благотворительной деятельностью.
Тунупа был сражен и тяжело ранен группой завистливых заговорщиков:
"Они положили его благословленное тело в лодку из тростника тотора и спустили ее в озеро Титикака. И вдруг… лодка помчалась с такой скоростью, что те, кто столь жестоко пытался убить его, остолбенели в страхе и изумлении – ибо в озере этом нет течения… Лодка приплыла к берегу в Кочамарке, где теперь река Десгуардеро. Согласно индейскому преданию, лодка врезалась в берег с такой силой, что возникла река Десгуардеро, которой дотоле не существовало. И поток воды унес святое тело за много лиг к морскому берегу, в Арику (Арку)… "
Сходство преданий, казалось бы разных культур, объяснило существование рядя материальных документальных свидетельств того, что Центральная и Южная Америка были колонизированы более двенадцати тысяч лет назад выходцами из Индии. Изданная мексиканским правительством книга «История Мексики» гласит: «Первыми, кто прибыл на континент, позже ставший известным под именем Америки, были группы людей, влекомые могучим потоком из Индии на Восток».
В Мексике и в Перу найдены скульптурные изображения йогов, сидящих в позе сиддхасана, держащими пальцы в положении джняна-мудра. В ряде храмов от Боливии до Гондураса и от Мексики до Перу учеными найдены полуразрушенные скульптуры индуистского Бога Шивы и слоноголового Ганеши. Среди племен Центральной и Южной Америки сохранились религиозные обычаи и верования тамилов (название народности от штата Тамил Наду, что на юге Индии) также их словарь, искусство, календарь, пирамиды и даже индийская игра, известная под названием "парчиси". Всё это указывает на то, что между Азией и Америкой существовали широкие родственные связи или возможно это был один огромный континент?
В легендах инков, ацтеков, майя и других народностей Америки прямо говорится, что начало их культуры было положено высокими бородатыми учителями, облаченными в белые одеяния и способными творить чудеса с огнем и дождем, способными левитировать, появляться из пустоты и растворяться в воздухе...
Также, интересен то факт, что в находках последних лет находят подтверждения о связи Африки с югом Индии. Так, ряд лингвистов обнаружили сходство дравидийских языков Южной Индии (о дравидах мы поговорим во второй главе) и Восточной Африки. Флора и фауна этих мест также свидетельствует в пользу существования здесь некогда обширных районов суши. На Мадагаскаре насчитывается десять видов лемуров, которые, кроме Африки, существуют только в Индии. Но, как известно, лемуры не умеют плавать и не могли пересечь океан.
26 видов растений, которые можно найти на Мадагаскара, произрастают еще только в одном районе мира – в Южной Азии, но отсутствуют в ближайшей к Мадагаскару Африке. А девять других растений Мадагаскара имеются только в Полинезии, удаленной на многие тысячи километров от океана.
Вообще Мадагаскар в гипотезе о Лемурии занимает отдельное место. У коренных обитателей острова — мальгашей — сохранились богатые традиции устного поэтического творчества, где рассказывается история острова. Согласно местным мифам, остров раньше простирался далеко на восток, также упоминается подобие всемирного потопа.
Несмотря на близость к Африке, большинство живущих на Мадагаскаре растений и животных — эндемики, а количество их столь велико, что вполне возможно считать остров частью какого-то континента. К тому же сами малагасийцы не относятся к негроидной расе.
Смутные воспоминания о суше среди Индийского океана, о легендарном материке Лемурии можно найти и в исторических традициях народов Южной Индии, «Тамилахам, или родина тамилов, – сообщает один из индийских историков, – в отдаленном прошлом находилась в южном районе большого острова Навалам, который был одной из первых земель, появившихся возле экватора. Туда же входила и Лемурия, этот погибший континент, бывший колыбелью человеческой цивилизации» (о Лемурии мы поговорим в конце второй и в третьей главе).
Считается, что до наших дней дошли осколки Лемурии в виде земель Южной Америки, Антарктиды, Южной Африки, Мадагаскара, Южной Индии, Шри Ланки, Полинезии, Австралии и островов между ними, (об этом станет понятно из последующей информации).
Древнеегипетские предания также упоминают о великом наводнении. Например, погребальный текст, обнаруженный в гробнице фараона Сети I, говорит об уничтожении потопом грешившего человечества. Конкретные причины этой катастрофы изложены в Главе 175 Книги мертвых, которая приписывает богу Луны Тоту следующую речь:
«Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение… Вот отчего я собираюсь смыть все, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в первобытные времена».
Эти слова Тота как бы замыкают наш круг, начавшийся с шумерского и библейского наводнений. «Земля наполнилась… злодеяниями», – говорит Книга Бытия.
«И воззрел Бог на землю, – и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли».
Подобно наводнению Девкалиона, Ману и тому, которое уничтожило «Четвертое Солнце» ацтеков, библейский потоп положил конец эре человечества. За ним последовала новая эра, наша. Однако с самого начала было ясно, что в свое время эта эра должна прийти к катастрофическому концу. Как пелось в старой песне: «Радуга Ною знаменьем была: хватит потопов, но бойся огня».
Библейский источник этого пророчества гибели мира можно найти во втором послании Петра, глава 3: "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным их похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Думающие так, не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом придут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят".
Библия, таким образом, предсказывает две эры нашего мира, причем нынешняя – вторая и последняя. Однако в других культурах фигурирует другое количество циклов творения разрушения. В Китае, например, минувшие эры называются кис, причем считается, что с начала времен до Конфуция их прошло десять. В конце каждого киса, «в общем содроганий природы, море выходит из берегов, горы выпрыгивают из земли, реки меняют свое русло, человеческие существа и вообще все гибнут, а древние следы стираются…»
Священные книги буддистов говорят о Семи Солнцах, каждое из которых губят поочередно вода, огонь или ветер. В конце Седьмого Солнца, нынешнего мирового цикла, ожидается, что «земля вспыхнет».
Предания аборигенов са равака и сабаха из Океании напоминают, что небо некогда было «низким», и говорят нам, что «шесть Солнц погибли… ныне мир освещается Седьмым Солнцем». Аналогичным образом, в пророческих Сивиллиных книгах говорится о «девяти Солнцах, которые суть пять эпох», и предрекается приход еще двух эпох – Восьмого и Девятого Солнц.
По другую сторону Атлантического океана индейцы хопи в Аризоне (дальние родственники ацтеков) насчитали три предыдущих Солнца, каждое из которых завершалось всесожжением, после чего следовало постепенное возрождение человечества. Кстати, согласно космологии ацтеков, нашему Солнцу предшествовало четыре. Но подобные мелкие различия касательно точного числа разрушений и творений, фигурирующего в той или иной мифологии, не должны отвлекать нас от удивительной конвергенции древних преданий, которая здесь вполне очевидна. По всему миру эти предания увековечивают серии катастроф. Во многих случаях характер конкретного катаклизма затуманивается поэтическим языком, нагромождением метафор и символов. Довольно часто различные виды природных бедствий (два и больше) изображаются так, будто они случились одновременно (чаще всего это наводнения и землетрясения, но иногда пожары в сочетании с ужасающей темнотой).
Все это способствует созданию запутанной картины. Но вот мифы хопи отличаются предельной простотой и конкретностью описания. Вот что они говорят:
«Первый мир был уничтожен за человеческие проступки всепоглощающим огнем, который пришел сверху и снизу. Второй мир кончился, когда земной шар свернул со своей оси и все покрылось льдом. Третий мир закончился вселенским потопом. Нынешний мир – четвертый. Его судьба будет зависеть от того, будут ли его обитатели вести себя в соответствии с планами Создателя…».
Здесь мы выходим на след тайны. И хотя, к сожалению, многие сейчас не стремятся постигнуть планы Создателя, нужно хотя бы суметь разобраться в загадке мифов о глобальной катастрофе.
Сквозь эти мифы доносятся к нам голоса древних, а им было что нам сказать:
Всего в мире легенд о Великом потопе известно более пятисот. Исследовав 86 из них (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выводу, что 62 полностью независимы от месопотамского и еврейского вариантов.
Например, учёные иезуиты, которые были среди первых европейцев, посетивших Китай, имели возможность изучить в императорской библиотеке объемистый труд, состоявший из 4.320 томов, про который говорили, что он пришел из древнейших времен и содержит «все знания». В эту великую книгу был включен ряд преданий, которые говорили о последствиях того, как «люди восстали против богов и система мироздания пришла в беспорядок»: «Планеты изменили свой путь. Небо сдвинулось к северу. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по новому. Земля развалилась на части, из ее недр хлынула вода и затопила землю».
Мы также видим, что во многих мифах о потопе и катастрофе есть упоминание не только о великой тьме, но и о других видимых изменениях неба. Жители Огненной Земли, например, говорили, что Солнце и Луна «упали с неба», а китайцы – что «планеты изменили свой путь. Солнце, Луна и звезды стали двигаться по новому». Инки верили, что «в древности Анды раскололись, когда небо воевало с землей». У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца. В африканском мифе из низовьев Конго говорится, что «давным давно Солнце встретило Луну и забросало ее грязью, отчего яркость той уменьшилась. Когда произошла эта встреча, случился великий потоп…» Индейцы като из Калифорнии просто говорят, что «небо упало». А в античных греко римских мифах говорится, что девкалионову наводнению непосредственно предшествовали ужасные события на небесах. Они символически описаны в истории о том, как Фаэтон, сын Солнца, попытался править колесницей своего отца:
«Огненные кони быстро почувствовали, что вожжи держит неопытная рука. То пятясь, то бросаясь в сторону, они сошли с обычного пути. Тогда вся земля с изумлением увидела, как великолепное Солнце вместо того, чтобы следовать своим вечным и величественным путем, вдруг закувыркалось и стремглав полетело вниз, подобно метеору» (тут проглядывается схожесть с египетским верованием в птицу Феникс, иногда сравниваемая с метеоритом упавшим на землю, и ознаменовавшем начало новой эры. Больше мы поговорим об этом в третьей главе).
Так что в этих преданиях речь идет о том же «беспорядке в небесах», что сопровождал роковую зиму и обледенение, описанные в персидской «Авесте». Встречаются и другие связующие моменты. Огонь, например, часто следует за наводнением или предшествует ему. Что сказать, ледяная шапка, нараставшая в течение 40 тысяч лет, исчезла в течение всего двух тысячелетий. Очевидно, что это не могло быть результатом медленно действующих климатических факторов, которыми обычно объясняют ледниковые периоды… Скорость таяния заставляет предположить воздействие на климат какого то необычного фактора. Данные свидетельствуют, что этот фактор впервые проявил себя около 16 тысяч лет тому назад, уничтожив большую часть (возможно, три четверти) ледников за две тысячи лет, и что основная часть этих драматических событий произошла в течение тысячи лет или меньше».
Свидетельство о публикации №125032502596