Прощальное напутствие Накшбанда
Когда пришла пора покинуть этот круг,
Накшбанд собрал всех у высохшего родника:
«Не ищите меня ни в книгах, ни в молитвах —
Я останусь в промежутке между вашими вздохами.
87.
Когда станете нищими — я буду вашей монетой,
Когда заплачете — вашей слезой на щеке.
Но если скажете: „Вот он!“ — я исчезну.
Бог ближе, чем вы думаете, а я — дальше, чем кажусь».
88.
Он стряхнул пыль с сандалий у городских ворот:
«Эта пыль — единственное, что я уношу.
Всё остальное — ваше. Даже моё имя
Стирайте ветром, как след на песке».
Песнь вечности, которую поёт ветер
89.
Ветер в пустыне шепчет сквозь века:
«Я — голос того, что нельзя назвать.
Я несу не песок, а письмена,
Которые стираю в тот же миг.
90.
Я — дыхание детей, что ещё не родились,
И последний вздох старцев, что уже забыли.
Если поймёте меня — станете тишиной,
А если нет — так и будете слушать вечно».
91.
Ночью ветер целует фитили всех свеч:
«Горите, но знайте — пламя не ваше.
Я приду за вами, когда вы погаснете —
И мы полетим туда, где свет без свечей».
Последняя тайна, открытая луне
92.
Перед рассветом Накшбанд прошептал луне:
«Ты думаешь, ты светишь? Ты лишь лужа,
Где солнце купает свои лучи.
Но в этом — твоя святость: ты не выдаёшь
Секрет своего сияния».
93.
Луна заплакала серебром, и слёзы
Стали росами на ресницах трав.
«Теперь ты поняла, — сказал шейх. —
Быть зеркалом — значит стать пустым,
Чтобы в тебе отразилось всё».
94.
Когда же солнце коснулось горизонта,
Луна растворилась со словами:
«Нет ни луны, ни солнца — есть только Свет,
Который играет сам с собой в прятки».
Заключительный комментарий автора:
Напутствие — суть учения Накшбанди:
Хуш дар дам (осознанность в дыхании)
Невидимое присутствие учителя
Отказ от духовной гордыни
Песнь ветра — олицетворение даират аль-вуруд (круговорота бытия).
Ветер — символ руха (духа), который «поёт», но не принадлежит никому.
Тайна луны — концепция зикр-и хфи (тайного поминания):
Луна как наставник, который учит, исчезая
Свет без источника — образ Безусловного
Последняя строка — ключ ко всему: «Свет, который играет сам с собой в прятки» —
суфийский образ Бога, познающего Себя через творение.
Свидетельство о публикации №125032407324