Глава о слепом музыканте

48.
В городе жил слепой, что на струнах играл,
Но видел он больше, чем зрячих десятки.
Привели его к шейху: "Скажи, как он может,
Не зная нот, слагать такие знаки?"

49.
Накшбанд попросил: "Спой мне о море!"
Музыкант провёл по струнам рукой —
И застыли все, ибо в зале том
Пахло солью, и пена билась о ноги.

50.
"Откуда ты знаешь?" — "Я слушал ветер,
Что в кувшине гудел, как раковина.
Глаза — лишь ширма. Истинный взор
Находится там, где звук рождается в тишине".

51.
Тогда шейх обнял его: "Ты — доказательство,
Что Бог говорит не чернилами, а дрожью,
Не буквами — трепетом, не пером — струной.
Слепой, ты зряче всех нас, ибо видишь ушами душой".

Глава о диалоге с землёй

52.
Раз, когда Накшбанд лежал ниц в молитве,
Прах зашептал ему: "О, великий, встань!
Зачем ты целуешь меня? Я всего лишь пыль,
Что топчут ногами и сметают с порога".

53.
"Молчи, — ответил шейх, прижимаясь щекой. —
Ты — лист, где Аллах пишет Своё имя.
Каждая пылинка твоя кричит:
«Я была солнцем, я была морем!»

54.
Ты думаешь, ты унижена? Нет, ты — зеркало,
Где вечность примеряет новые лики.
Сегодня — грязь под ногой, завтра — венец,
Ибо в очах Божьих нет последних".

55.
С тех пор, когда ветер поднимал пыль столбом,
Ученики кланялись ей до земли:
"Вот истинный дервиш — без роду, без имени,
Но в каждом атоме носящий всю вселенную".

Глава о дыхании миров

56.
В ночь великого созерцания шейх увидел:
Космос — это грудь, что вздымается медленно.
Вдох — рождение звёзд, выдох — их угасанье,
Пауза меж ними — место, где живём мы.

57.
"О, Господи! — воскликнул он в ужасе. —
Значит, мы всего лишь миг между вдохом и выдохом?"
И услышал ответ: "Нет, ты — сам этот вздох.
Ты не в пространстве — ты есть пространство".

58.
С тех пор, когда его спрашивали: "Где Бог?",
Он поднимал палец к губам: "Тсс...
Он сейчас или вдыхает, или выдыхает.
Шуметь нельзя — а то собьётся ритм".


Комментарий к новым главам:

Слепой музыкант — воплощение суфийской идеи басыра (внутреннего зрения). Здесь обыгрывается концепция, что истинное познание происходит через "органы души", а не физические чувства.

Диалог с землёй — развивает тему вахдат аль-вуджуд (единства бытия), где даже прах священен как проявление Божественного.

Дыхание вселенной — прямая отсылка к кораническому:
"Небеса и земля были сжаты, и Мы развернули их" (21:30),
где творение понимается как ритмический процесс.


Рецензии