Главы о Видениях и Истине

Глава о Видении, которое нельзя рассказать

36.
Однажды ночью, в час, когда луна
Стала бледной щелью между "да" и "нет",
Накшбанд увидел: весь мир — как ткань,
И кто-то рвёт её вдоль, поперёк.

37.
"Кто ты?" — спросил он. Ветер прошептал:
"Я — Тот, Кто шьёт и рвёт, Кто дал
Тебе глаза, чтобы видеть эту тайну —
Но если скажешь о ней — станешь прахом".

38.
Утром ученики нашли его бледным,
С губами, сжатыми, как рана.
"Что видел ты?" — "Ничего. И всё.
Только теперь я знаю, почему
Молчание — единственный язык Бога".

Глава о Споре с Учёным

39.
Пришёл к нему мулла с Кораном в руках:
"Где твои доказательства, шейх? Где твои аяты?
Ты говоришь о любви, но где строки,
Где хадисы, где слова пророка?"

40.
Накшбанд поднял камень: "Прочти мне,
Что написано здесь?" — "Но здесь нет букв!" —
"Ты слеп. Здесь весь Коран. Каждая пылинка
Повторяет: «Он — Един, нет ничего, кроме Него»".

41.
Учёный ушёл, бормоча: "Еретик..."
Но ночью ему приснилось: буквы в Коране
Полиняли, стали водой, и вода
Течёт по его бороде, смеётся:
"Ищи того, кто читает без глаз!"

Глава о Сне Факира

42.
Нищий пришёл, дрожа от холода:
"Шейх, я видел сон — ты мёртв,
А мы все плачем у твоей могилы".
Накшбанд рассмеялся: "О, друг,
Ты видел правду, но понял наоборот.

43.
Это не я умру — умрёшь ты,
Тот, кто плакал во сне. Но не бойся:
Смерть — это только смена одежд.
Ты проснёшься — и увидишь,
Что могила была колыбелью".

Глава о Диалоге с Тенью

44.
В полдень, когда тени стали короче,
К нему подошла его же тень:
"Почему ты бежишь от меня?
Я — твоя верная спутница!"

45.
"Я не бегу, — ответил Накшбанд. —
Я просто стою так, чтобы свет
Проходил сквозь меня. А ты —
Всего лишь доказательство,
Что я пока ещё не прозрачен".

Глава о Последнем Уроке

46.
Когда пришла его смертный час,
Он собрал учеников: "Слушайте...
Мой последний урок..." Они замерли.
Тогда он рассмеялся: "Вот и всё.

47.
Вы ждали слов, но главное —
Умение слышать тишину
После того, как всё сказано.
Теперь идите — и разбейте
Все свои чётки. Настоящий зикр
Происходит без счёта".

Комментарий автора:
Эти главы построены на суфийских парадоксах:

Непередаваемость опыта (гл. 36-38) — отсылка к концепции 'ильм аль-лядунни (непосредственного боговедения);

Буквализм vs. духовное прочтение (гл. 39-41) — спор между захиритами (формалистами) и батинитами (искателями внутреннего смысла);

Смерть как пробуждение (гл. 42-43) — тема фана (уничтожения иллюзорного "я");

Прозрачность для света (гл. 44-45) — метафора сирр (тайного единства с Богом).


Рецензии