Церковь Христова. Апостольская. Дар Святого Духа 2

Признаки Церкви. Единая, Соборная, Святая, Апостольская (по основанию, цели бытия, преданию). Ч.2 Апостольская по основанию.


Церковь Апостольская по основанию (Апостольская преемственность. Рукоположение. Дар Святого Духа).

1. Основание Церкви. Апостол (посланник).
Апостол (апостолос) — посланник  в переводе с греческого. «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Послание апостола Павла к евреям 3:1).
 
«275. Иерархия Христианской Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от (времени) сошествия на апостолов Святого Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в Таинстве Священства». (1)

 «Апостолы — ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви» (Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Кирилла). «Апостолы основали общины, ставшие зачатком бытия вселенской Христовой Церкви». (2)


1.1. Апостолы от 12 - ти. Преемственность (рукоположение). Дар Святого Духа.

1.1.1. События после Воскресения Господня в изложении евангелиста Луки.
 «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Евангелие от Луки 24:36). «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их» (Евангелие от Луки 24:49-50). Так, Иисус, отправляя учеников на служение, положил начало Таинству рукоположения.

Толкование богословов.
«Облечься силою свыше – это получить силу, т.е. благодать Святого Духа, которая даст им способность говорить разными языками, чтобы проповедовать Евангелие всем народам на их языках...» (И. Бухарев) (3)


1.1.2. События после Воскресения Господня в изложении евангелиста Иоанна.
"Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. (Евангелие от Иоанна 20:21-22). Так, Иисус положил начало Таинству принятия Даров Святого Духа, которое позже стало происходить через Миропомазание.

Толкование богословов.
 «...тотчас же освящает их дарованием им Святаго Духа посредством видимого дуновения, чтобы и мы твердо верили, что не чужой для Сына Святой Дух, но единосущен Ему и чрез Него исходит от Отца». (Кирилл Великий) (4)


1.1.3. В изложении книги «Деяния святых апостолов» (5)
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деяния Святых апостолов 2:1-4).


1.1.4. Дар Святого Духа когда именно снизошел на апостолов.
У многих исследователей возникает вопрос, когда именно Дар Святого Духа сошел на апостолов? По Воскресении Господнем или позже в день Пятидесятницы? Этот вопрос предвосхищал еще Кирилл Великий: «Однако ж кто-либо, может быть, выступит и сочтет нужным спросить, где же действительно и когда ученики Спасителя нашего получили благодать чрез Духа». «Итак,[они] принимают причастие Святаго Духа именно и тогда, когда дунул на них, сказав: «приимите Духа Святаго», ибо Христу невозможно сказать ложь и Он не сказал бы: «приимите», не давая. Во дни же Святой Пятидесятницы Бог давал яснейшее откровение и проявление уже вселенного им Духа Святаго, и огненные языки явившиеся не указывали на начало дара (Духа Святаго) в них, но только вели их к началу речи (на языках). Поэтому и написано, что «начали говорить другими языками, как Дух давал изрекать им» (Деян. 2:4). Слышишь, что начали «говорить», а не «освящаться», и что ниспослал на них разделение языков, причем и это совершал в них сущий Дух».

Таким образом, Евангелие от Луки и Иоана не противоречат друг другу, а дополняют.
 

1.1.5. Апостолы от 70 -ти.
«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Евангелие от Луки 10:1). Это было в третью Пасху (иудейскую) служения Иисуса: «В это время в Иерусалиме праздновалась Пасха» (6).


1.2. Епископы. Дар Святого Духа.

"Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их" (Деяния святых апостолов 13:2-3).
В эпизоде речь идет про урожденного Савла в крещении первоверховенного апостола Павла, был призван на службу Иисусом, после Его земной жизни, основатель совместно с апотолом Петром Антиохийского патриархата. Урожденный Иосиф в крещении апостол от 70-ти Варнава, происходил из рода иудейских священников, одним из первых принял Христианство, основатель Кипрской церкви. Продал все свое имущество, чтобы раздать деньги нуждающимся. Их рукоположили Симеон, Луций Кириенянин и Манаил (Деяния святых апостолов 13:1)

 Так, Апостольская Церковь непрерывно сберегает преемство даров Святого Духа через священное рукоположение.  Так, благодать Святого Духа передается от епископов к епископу. «Так вот как тесно и неразрывно связана церковь с епископом, а епископ с церковью, что у не имеющих епископа нет ничего святого (Сим. Солун. Оз. 162 стр.), потому что без него нельзя получить Духа Св., а без Духа Св. и епископа нет церкви».(7)


1.2.1 Епископы. Апостольская преемственность (рукоположение).
«...их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деяния святых апостолов 6:6 о рукоположении семи диаконов).

Традицию рукоположения продолжили апостолы и их приемники епископы: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» («1-е послание апостола Павла Тимофею», апостолу от 70-и, епископу Эфесскому). (8)


1.2.2. Прощение грехов.
Иисус дал своим апостолам власть и благодать прощать (отпускать) грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся от (Евангелие от Иоанна» 20: 23). Эту благодать унаследовали священники.
 
  «Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно - Божественно. Ибо отпущать грехи - дело Божие». «Хотя бы они были недостойны; что от этого?» «Итак, недостоинство наше не препятствует благодати. И как чрез священников подается благодать, то должно их почитать» (Феофилакт Болгарский). (9)


1.2.2. Игнатий Богоносец о епископах.
Великомученик Игнатий Богоносец (третий епископ антиохийский) за верность Христу был приговорен к  казни — его растерзали голодные львы на сцене Колизея в Риме. По пути к месту исполнения наказания, величайший пастырь, окормлявший весь Восток, написал послания местным церквям.

"Ничего не делайте без епископа. Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству [10], как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью". "Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это". "Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно»  (Послание к Смирнянам).


1.3. Дар Духа Святого христианам.
 После Крещения над православным совершается Миропомазание, при этом человек получает дар Духа Святого (означает получение Духа Святого в дар). Согласно VI правилу Карфагенского собора (11), готовить и освящать Миро имеют право только епископы. А проводить Таинство могут епископы и священники. 

В Древней Церкви крещенный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа: «которые [апостолы Петр и Иоан], придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деяния святых апостолов 8:15-17).

 Однако уже во втором Соборном послании к корифянам  первоверховенного апостола Павла 1:21 упоминается помазание: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог». Толкование Феодорита Кирского: «Он помазал нас и сподобил печати Всесвятого Духа, даровал нам благодать сию как бы в некое «обручение» будущих благ».

Согласно правилу Лаодикийского собора 343 года: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием небесным, и быть причастниками Царствия Божия». (12)


1.3.1. Порядок Таинства Миропомазания.
Сначала священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого,  потом, помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет тайно совершительные слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

__________________________________________________
Примечания и библиография.

1)Священник О. Давыденков «Катихизис»  (часть 1, глава 10) — наставление в православной вере.
*Катехизиз в широком смысле —  изложение основ какого-либо знания, чаще всего вероучения какой-либо религиозной конфессии или учебник с изложением этого знания или вероучения.

2)«Почему наша Церковь —  апостольская?» Патриарх Кирилл (Гундяев Кирилл).

3)Протоиерей Иоанн (Иван Николаевич Бухарев; 1836-1912) — духовный писатель, педагог.

4)Кирилл Великий (376 г. — 27 июня 444 г. архиепископ Александрийский, отец Церкви, святитель Память 18 января, 9 июня). "Толкование на Евангелие от Иоанна". Часть 3-я. Книга двенадцатая. Глава I. О том, что Сын есть Бог по природе, хотя и оказывается ради нас называющим Своего Отца Богом.

5)Одна из новозаветных книг, автор Апостол Лука.

6)Борис Ильич Гладков: «Толкование Евангелия», гл. 20.

7)Приложение к "Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов.

8)Эфес — античный город на западе Турции, близ современно г. Малый Мендерес.

9)Феофилакт Болгарский (ок. 1055, Халкис, о. Эвбея — после 1126, Охрид) — архиепископ Охридский, богослов, писатель.

10)Пресвитер — священник.

11)Карфагенский собор (собрание священников) 393–419 годов. Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия.

12)Лаодикийский собор — поместный собор христианской церкви около 360 года в городе Лаодикия Малая Азия (современная Турция). Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия.


***
В следующей части:
 "Церковь Христова. Признаки церкви: единая, Святая, Соборная, Апостольская.
Ч.3 Апостольская Церковь по цели бытия.


Рецензии
Познавательно Оля.
С теплом душевным.

Геннадий Смирнов 2   05.04.2025 08:22     Заявить о нарушении
Искреннее Спасибо!!!
Благодати Вам!!!
С уважением!!!

Ольга Липа   08.04.2025 18:15   Заявить о нарушении