Хочу говорить
***
В холодном белом лесу
Голодный волк ел Луну.
Или
В белом холодном лесу
Голод-волк ел Луну.
***
Поэзия – сверхчувственное познание мира, недоступное науке.
***
Проснулся утром.
Не верится,
Что живу.
(Что это все есть).
А если не проснулся,
Ничто как сон
(Без сновидений).
Примечание. (Ныне) ценность Нобелевской премии – политическая проституция.
Примечание. Исправил у себя «разлился кровавый закат», «свинцовые тучи» и др.
Например:
***
Вспоров небесный живот,
Разрезом кровавый закат;
Ночь-кайсяку у врат.
Нами владеют штампы и стереотипы неосознанно, особенно в юности. Но!
Каждый раз с приходом осени
Наступает «золотая осень».
***
Сон любви –
Жертва роз.
***
Сияет утренняя звезда,
Рождённая розовеющей Эос –
От света звёзд,
Возгорающихся ясней
С приходом утра, –
Как возгорается
Любовная страсть
Юношей и девушек…
Просыпается и золотая цикада
Дарящего свет любви Аполлона
И начинает петь…
И как звёзды покидают небо,
Так и страсть угасает с приходом дня…
Но вновь возгорается
Вечерняя звезда,
И вечерняя заря, уходящая Эос,
Пробуждает страсти любви
Гореть, как появляющиеся
На небосклоне звезды,
Любовные огни ночи.
***
Юноши в тайне,
Краснея, как сама Эос,
Любят ее по утрам…
С восхождением, богиня зари
Пробуждает в них любовь,
Прогоняя их сны и овевая
Розовой, прозрачной вуалью…
Такова любовная месть Афродиты,
Узревшей Ареса на ложе (любви)
Пробуждающейся Эос*.
Примечание. «Раздосадованная однажды тем, что застала Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос вечную страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять одного за другим, стесняясь и делая все в тайне.
Бесконечные любовные приключения Эос и смертных юношей является аллегорией: с рассветом к влюбленным возвращается эротическая страсть.»
*Эос, юная, точно новорождённая, дышащая свежестью росы и утреннего морского ветра, нагая, розовокожая, увенчанная цветами… склоняясь над пробудившемся пиком юноши – выше пиков гор – нежными, розовыми губками берет и сосет юношескую страсть… Восходя, поднимаясь, распрямляясь, садится всем прозрачным, как утро, телом на его пик страсти… удовлетворяя проснувшуюся, пробуждаемую ею, любовь… Богиня утра…
***
Чернявая томная дева
С лунными ногами,
Полуприкрытая шёлком ночи...
Или
***
Чернявая томная дева
Лунная телом,
Полуприкрыта шёлком ночи…
Примечание. Я не знаю ни одного великого американца.
Возможно, он так велик, что я просто его не заметил.
Если бы американец сказал, что он не знает ни одного великого русского, я бы ответил: потому что он американец.
***
Чувствовать себя грушей –
Позорно вдвойне, –
Нет! – меньше кушай,
Не носи Маммона в себе.
(Стань перевернутой грушей).
***
(В детстве раз побывал в деревне родственников бабушки вместе с ней)
Лёжа на скрипучей кровати
В старом деревенском доме,
Проснулся ночью от звука:
В обшарпанном буфете
На кухне взорвалось сизое
Залежалое тухлое яйцо,
Яйцо времени, моей Вселенной.
В деревне почти никого нет.
Только речка и зелень свежи…
Лето. Скучно.
Клуб закрыт, полуразвалился.
По соседству живут наркоманы,
Ими меня пугала бабушка,
Молодая пара – точно из фильма про зомби:
Больные, волочащие грязное тряпье,
Нестиранные бинты, болезни.
Огород у них запущен,
Как и быт в худом доме.
Кой-где раздобудут, побираясь, поесть,
Но мак жадно собирают на язвы свои…
У соседки пил чай:
Скатерть белая, от самовара отходит пар,
Душистый чай в фарфоровых кружках,
В розочках варенье, джемы, печенье;
Тут же свежее коровье молоко
С душистым хлебом;
В доме кружева повсюду,
Резные ставни на окнах, –
Приятно быть родным гостем.
Однажды вечером поехал ловить карасей
В далёкую деревню на большой пруд;
Становилось темно.
Тихая, скрытая деревьями, заводь…
Забрасываю удочку и жду… жду…
Всматриваясь в поплавок…
Наконец поймал одного карася –
Тем доволен, полон радости.
Мимо проехали гопники на мопеде…
Прошёл лысый уголовник…
Жуткова-то на чужбине во тьме…
Точно сгущается страх.
Вернулся за полночь.
Одиноко в деревне, заброшено,
Хотелось вернуться, но надо было
Отдыхать за городом.
Дзюн Таками
(1907–1965)
«Все хотят в горы»
«В горы!
Все хотят подняться
Как можно выше.
И никто не хочет спуститься в долину,
Чтобы заглянуть в свое сердце.»
(Перевод Ирины Мотобрывцевой)
***
Неужели только в долине
Можно заглянуть в свое сердце?
Холод высот.
***
У тех,
Кто взбирается ввысь,
Леденеют сердца.
На вершинах часто теряют разум
И не слышат сердца.
Добрые и бедные внизу,
Злые и богатые наверху.
Примечание. Владимир Бурчич: «Ставить знаки препинания в свободном стихе – всё равно, что одновременно носить подтяжки и пояс.»
Если запятые, точки, тире можно заменить переносом слов на другую строку, то как быть с восклицанием, вопросительным знаком? (Можно просто не использовать в свободном стихе восклицаний и вопросов – ограничение).
***
Пунктуация
В любом тексте –
Оберег* смысла.
*И от злого Бера, и о-берег как обережить (определить берега)
Правда, автор может намеренно размывать смысл, делать его многозначительным, не боясь быть неправильно понятым. К сожалению, во многих свободных стихах не стоит заботиться о смысле, потому что его там нет.
Примечание. Бывает некто считает какое-то слово недопустимым в поэзии. Например, слово «лишь». Понятно, что «лишь только» является избыточным. Но! Коль слово существует в языке, значит оно необходимо. Вопрос только в том, используется оно в качестве затычки или имеет смысл.
Примечание. Критики заметили, что я пишу простыми словами.
«В простоте слова — самая великая мудрость», — пишет Максим Горький, — Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
«Простота – наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость – ибо тем самым он признает свое поражение. Если человек боится простоты, значит, он далек от зрелости. — Юкио Мисима».
Геббельс: «Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Мелким людишкам нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами».
Еврипид: «Слова истины просты».
Ремарк: «Все гениальные идеи просты, потому-то они так тяжело и даются».
Примечание. Критики полагают, что не стоит употреблять поэтизмы-архаизмы XIX века, они якобы устарели и в обычной речи не употребляются. Но и в XIX веке поэтизмы не употреблялись в обычной речи, а использовались в поэтике, принадлежа «высокому стилю»*.
*«поэтизмы – группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII–1-й пол. XIX в.»
Примечание. Танцору с амбициями мешает тесное трико, ему нужно свободное, как подобному поэту – свободные стихи.
О «квантовой поэзии»:
Квант в поэзии – буква, звук.
Примечание. Не очень убедительны, основанные на личных представлениях, жесткие требования к форме танкетки. Это весьма спорно, спорны также жесткие размеры хокку (коль приветствуется эксперимент и отход от устоявшихся форм). Примеры для медитации:
***
(для медитации)
Черепаха
ползёт
Орёл
парит
Питон
дышит
Медведь
вздыхает
горит
Огонь
льётся
Вода
плывут
Облака
плеск
Моря
прибой
Пустота
***
Растения и деревья,
Рыбы, птицы, животные
И другие до человека
Хотят говорить.
***
Летним деньком
(Медитация) в тени (пышной) сосны,
Лёгкий ветерок…
***
Девушка-зарянушка
Поднялася раненько,
За скотиной ходила,
Поила, кормила
Да за работу принималась.
***
Галантных Дам,
Весны шато.
***
Осеннее шато.
Туманный лес охоты…
В ненастье у камина.
***
Галантных Дам
Весенняя беседка.
Ждать заставляет их
Соседка.
***
Обитель нег и наслаждений
Французской Дамы будуар,
В тонах изысканных пастельных
Приют любви, Амура дар.
***
У садика цветущих роз
Зашёл в обитель тайных грёз:
Марии Фёдоровны зал –
Изыскан женский будуар,
Обитель неги и любви,
Богини Афродиты дар:
Повсюду ангелы, цветы…
Хранительница вкуса,
Ботаник, музыкант и… Муза.
Мать Павловского парка,
Его Хозяйка-парка*.
*плетет нить его судьбы
***
Венеры дивный павильон
В пустынном парке охладелом,
Овеянный туманным сном,
Пред прудом стылым, леденелым…
Не холодно ль тебе, Венера,
В далёком северном краю,
Нагой, дрожащей, онемелой?..
Не то что в греческом раю.
***
Белогривые кони
Мчат Королеву зимы
В снежную бурю…
***
В горах
Наедине со звёздами
Встретил новый год.
наедине со звездами (Звезда)
***
С ковшом из бани
Перед Медведицы ковшом*
Глубокой ночью предстаю…
*созвездие
***
Солнце над горизонтом –
Склоняется, словно голова ребенка –
Над руками на столе
В деревенском доме,
Смотря в окно,
Засыпая.
Или
***
Появилось Солнце –
Лицом рыжеволосого ребёнка,
Улыбающегося тепло.
***
Значение вещи
Утраченного человека,
Утраченного времени.
***
Убит поэт –
И, лёжа навзничь,
Небу отдал (возвратил) цвет глаз.
***
Умирая, девушка
Превратилась в ручей,
Возвратив цвет глаз Небу,
А цвет волос – Солнцу.
***
дроны нацистов
разрушают жизни
дроны фискалов
***
Мир хрупок.
Разбился (ёлочный) новогодний шар
«Домик в деревне».
***
«Достиг банальности,
Помноженной на глупость», –
Момент озарения.
***
Поэзия –
Не засушенный цветок
В словаре рифм;
Не приколотая остроумием
Пойманная бабочка.
Или
***
Стихи – не гербарий,
Не засушенные в текстах
Цветы;
(Не приколотые остроумием
Разноцветные бабочки.)
***
(Ощупывая, осматривая, осознавая, мысля себя)
Я есть,
Я материален,
Я мыслю –
Чудо.
***
Кто я?.. Я – Геспер,
Рожден от света Аполлона,
Венеры сын, Ее Любви.
***
(Почему я пишу стихи?)
– Мама, мама,
Ты видела Снежинку,
Как она танцевала?!.
***
Поэзия –
Преобразующее Зеркало
Короля и Королевы* Природы.
*Разума и чувств
Примечание. В простом созерцании Природы нет еще переноса смыслов.
Художник – преобразующее зеркало.
***
Обманутый осенью
Расцветший одуванчик
Присыпал снежок.
Иди
***
Обманутый осенью
Расцветший одуванчик
Накрыл снежок.
***
Зимний белый день,
Тихо падает снег…
Мурчанье кошки.
***
Мартовское Солнце
Пригрело снег; на крыше
Нежится пушистая кошка.
***
Весной
От Любви
Леле
Пели
Капели.
Примечание. «Леля — богиня весеннего обновления, любви и верности в славянской вере. Дочь Лады и Рода, она пробуждает природу, заставляет вырасти траву, помогает раскрыться цветам.
Леля покровительствует молодой любви, которая оставляет глубокий след в душе и сердце человека.
Леля — богиня весны, молодости, красоты, символизирующая силы обновления в Природе и плодородие Земли-матушки. Богиня Леля — олицетворение чистой Любви и юности, искренних чувств и светлых порывов души.
В отличие от Лады Леля покровительствует не женщинам, а молодым девушкам, при этом она не только представляет силу первой любви, но и известную мудрость, которая однажды пригодилась ей самой. Так, согласно преданию, Леля испытала первую любовь к богу весеннего солнца Яриле, переборов естественную стеснительность, она открылась ему, на что бесшабашный молодец отвечал, что тоже любит её, как, впрочем, и всех остальных женщин – и земных, и небесных.
Солнечный бог предложил Леле остаться с ним, честно предупредив, что это лишь на время, ибо он унаследовал от отца неконтролируемую силу эмоций и не сможет долго быть с одной. Хотя не знавшая до этого горя богиня весны и была сильно пришиблена откровениями коллеги, но ей всё же хватило мудрости отказаться от столь «щедрого» предложения. Именно это определило прославление Лели как эталона мудрости, стойкости и чистоты.
Впоследствии судьба сторицей вознаградила её – она встретила Финиста, которого и полюбила за силу и верность, сохранив о Яриле тёплое воспоминание, как о том, кто вызвал в ней сильное чувство, но не был предначертан ей судьбой. Кстати, любвеобильный ясунь тоже не загулялся по девам красным, коса нашла свой камень, когда он встретил Тайю, дочь богатыря Святогора и его жены коммерсантки Пленки – Леля в числе прочих богов благословила их брак.
Особенную популярность этой богини определило то, что она, будучи доброй и отзывчивой по отношению к людям, является своеобразной «скорой помощью» в сердечных делах, реагируя на обращения быстрее других «профильных» обитателей Сварги. Она специализируется на примирении поссорившихся супругов, излечении от депрессии, может найти способ обрести счастье и помочь сохранить его навсегда.
Её помощь не осталась незамеченной, так в русском и других славянских языках сохранилось множество слов с корнем, восходящим к имени доброй покровительницы человеческого рода, характеризующим её дела: «лелеять», «елейный» и другие.
У Лели не бывает обычных капищ, «официальным» местом, куда женщины (мужчины не могут присутствовать даже в качестве зрителей) приходят почтить её по праздникам, являются священные берёзовые рощи. Так, под вечер на полянах в них собираются несколько десятков дам всех возрастов в специально вытканных для этого белых одеждах, формируется хоровод, который движется по кругу, под аккомпанемент свадебных песен.
Затем собравшиеся выбирают самую красивую «Лелю», сажают её на специальную дерновую скамью, складывая по одну сторону от неё хлеб, по другую – молоко. Перед «богиней» оставляют специально приготовленные венки, которые она должна будет раздать участницам хоровода, после его завершения.
Основными сакральными символами Лели являются одноимённая руна и знак «Лельник»:
Её любимые растения – берёза и рябина.
Животные – лань, лиса, аист.
Треба – цветы, ритуальная выпечка, яйца, молочные продукты.
Число – 20.
Дни чествования:
08.03. – весенние Заклички.
20.03. – совместный с Ярилой привод весны.
11.04. – 22.04. – Первые Русалии.
22.04. – Красная горка (Лельник).
26.05. – 02.06. – Зелёные Русалии, проводы Лели.
Леля наравне со своей матерью Ладой способствует продолжению человеческого рода, что определяет её необходимость для мира Яви. Стойкость, мудрость, лёгкость характера и готовность быстрее остальных обитателей Сварги прийти на помощь людям определили прославление и искреннюю любовь к этой богине всего славянского мира.»
***
Опавшие листья,
Как и судьбы людей,
Усыпает снег.
***
Почему вдруг осенью становится так грустно?
Осень плачет грустными дождями,
И вокруг становится так пусто,
Осень дышит духами-смертями.
(Навевая всем утраты.)
***
Осенние звонкие листья,
Как тысячи маленьких арф,
Пред расставанием с жизнью
Прощально-печально звучат.
Примечание. Маяковский писал, что классика XIX века не вписывается в революционное движение рабочих и крестьян. Но замечу, например, санаторий «Металлург» в Сочи имеет классический античный фасад – фасад древнегреческого колонного храма («построен в стиле неоклассицизма»).
Так что не только социально-экономическими причинами определяется эстетика, но и классикой. Хотя, можно сказать, что античная классика порождена рабовладельческим строем. Но в какой мере мифология древней Греции определялась экономико-социальными причинами? Например, я и ныне живу с этой мифологией и развиваю ее, а социально-экономические причины изменились. Так было и во многие времена, в которых выражена античная классика.
Примечание. Некоторые полагают, что писать в стиле XIX века смешно. А строить здания с элементами антики, колонн тоже смешно? Это классика! Кому-то она боле по душе, чем современные метало-пластиковые конструкции.
***
Люблю бледнеющих ночей
Вуаль задумчивых туманов;
Манок таинственных огней
За окнами живых романов
Царицы северных морей,
Почившей в хладной тишине
При тускло светящей Луне;
Люблю гулять среди каналов,
Дворцов, смотрящих на Неву, –
Архитектуры идеалов,
Колонных – прямо на брегу…
***
Девушка чешет
Шерстяной животик зайки,
Пушистые лапки.
Или
***
Девушка чешет
Пушистый животик зайки,
Трогательные лапки.
***
Катана с бирюзовой оплёткой,
«Небесный Дракон»,
Туман хамона…
Или
***
Катана с чёрной оплёткой,
«Тень Луны»,
Туман хамона…
***
«Пик одинокой красоты»
Венчает китайская беседка
Души уединенной (уединенья).
***
Заоблачный Китай.
Беседка в облаках
Души влюбленной.
***
Персиково-золотистые облака
В заснеженных Гималаях…
Дымка над зеркалом озера…
***
Яшмовый пест, макаемый
В нефритовую чернильницу –
Исток вдохновения поэта.
***
Зелёный заяц
***
В стране плывущих грёз
Мечты, как облака, –
На берегу мечтаю я.
***
Горная чернильница –
Озеро, отражающее небо,
В низине снежных гор.
***
Изумруд Мзы.
Нагие гурии
В горных снегах.
***
Вольный конь (поэзии)
В поле ночью гуляет
Пегасом-созвездьем.
***
Первые голоса птиц
В ещё заснеженном лесу,
Тронутые весной.
***
Я на планете Земля,
Мне светит Солнце-звезда…
Вокруг чистый снег.
***
Облака – розовые фламинго
На утреннем небе,
Штиль.
***
Дети-облака. Зеркальное лоно моря – матери облаков, уплывающих, отражающихся, питающихся, сияющих, связанных воздухом и светом с материнским лоном. Мать-море поит своих детей, ласкает, поит и чужих, проплывающих над водной гладью, и отпускает в дальние дали… Плывут облака, дети моря, рожденные им, оторвавшиеся от матери, но не до конца, видя себя, находя отраженными в родной стихии… Дети, похожие на мать.
***
ничто-гильотина,
ничто-кайсяку.
Принцип отрицания.
***
Унижение – до абсолютной темноты,
ничто,
До абсолютного холода,
ноля,
До уровня, которого не достает
Ни одно слово –
Ради восхождения –
До абсолютного света,
идеала,
До максимальной температуры
Огня,
До уровня, до которого не дотягивается
Ни одно слово.
Или
***
Опуститься ниже –
Чтобы подняться выше.
***
Сон – временная смерть.
Смерть – вечный сон
Без сновидений.
***
Зимой в избушке
Вспорхнула бабочка-капустница –
Кусочек лета.
(Покормил ее)
***
Горячий носик
У любимой кошечки,
Что делать?
***
Зимним теплом
Обмануты цветы:
Зацвели с надеждой.
***
Солнечно. Лыжник,
Едущий, словно по мороженому,
Сливочному, с горкой…
***
Девушка в коротком летнем платьице, с соломенно-загорелой кожей, в соломенной шляпке на лугу на закате собирает цветы… Танцующая в кругу цветов.
Свидетельство о публикации №125032402812