Вопросик на засыпку
Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
Сталин, отвечая 25 декабря 1939 года на поздравления Гитлера и Риббентропа по случаю своего 60-летия, писал: «Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть!
Дружба, скрепленная кровью
Дружба, скрепленная кровью
Для ратификации советско-германского договора вновь собрали сессию Верховного Совета. 31 октября 1939 года Молотов произнес свою знаменитую речь в защиту гитлеровской идеологии:
— Английские, а вместе с ними и французские сторонники войны объявили против Германии что-то вроде идеологической войны, напоминающей старые религиозные войны… Такого рода война не имеет для себя никакого оправдания. Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с ней войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за уничтожение гитлеризма, прикрываемая фальшивым флагом борьбы за демократию…
30 ноября 1939 года Сталин в интервью французскому информационному агентству «Гавас» назвал Францию страной, «выступающей за войну», а Германию — страной, «отстаивающей дело мира».
Отвечая на вопрос главного редактора «Правды», Сталин изложил свою оценку ситуации:
«Не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну… Правящие круги Англии и Франции грубо отклонили как мирные предложения Германии, так и попытки Советского Союза добиться скорейшего окончания войны».
В декабре 1939 года по случаю сталинского юбилея Адольф Гитлер прислал генсеку телеграмму:
«Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу Вас принять мои самые сердечные поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания. Желаю доброго здоровья Вам лично, а также счастливого будущего народам дружественного Советского Союза».
Риббентроп поздравил Сталина отдельно:
«Памятуя об исторических часах в Кремле, положивших начало повороту в отношениях между обоими великими народами и тем самым создавших основу для длительной дружбы между ними, прошу Вас принять ко дню Вашего шестидесятилетия мои самые теплые поздравления».
Вождь ответил министру:
«Благодарю Вас, господин министр, за поздравление. Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной».
Вся эта переписка была опубликована в «Правде».
Писатель Илья Григорьевич Эренбург писал, что эти слова рождали в нем возмущение:
«Это ли не кощунство! Можно ли сопоставлять кровь красноармейцев с кровью гитлеровцев? Да и как забыть о реках крови, пролитых фашистами в Испании, в Чехословакии, в Польше, в самой Германии…»
Но союз с Гитлером и с нацистами носил уже вполне идеологический характер.
Посол Шуленбург докладывал в Берлин:
«Советское правительство делает все возможное, чтобы изменить отношение населения к Германии. Прессу как подменили. Не только прекратились все выпады против Германии, но и преподносимые теперь события внешней политики основаны в подавляющем большинстве на германских сообщениях, а антигерманская литература изымается из книжной продажи».
2 октября 1940 года уполномоченный Совнаркома СССР по охране военных тайн в печати и начальник Главлита Николай Георгиевич Садчиков отправил в управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) список книг, подлежащих изъятию из продажи и из библиотек.
В списке значилась книга Э. Отвальта «Путь Гитлера к власти», изданная «Соцэкгизом» в 1933 году. «В книге, — сигнализировал начальник Главлита, — имеется ряд мест, которые сейчас, после заключения СССР договора о дружбе с Германией, нежелательны». Садчиков привел цитаты из книги: «“Теперь фашизм торжествует. Он справляет кровавые оргии по всей стране, истребляя коммунизм”. Плохо говорится о Гитлере (на многих страницах)».
Пакт с Адольфом Гитлером поверг советских людей в смятение. Хотя присутствовало и чувство облегчения: войны не будет. Посол Шуленбург был прав. Из газет начисто исчезла критика нацистской Германии. Вспомнили о благотворном воздействии германского духа на русскую культуру.
Писатель Евгений Петрович Петров (он погибнет в войну) жаловался:
— Я начал роман против немцев — и уже много написал, а теперь мой роман погорел: требуют, чтобы я восхвалял гитлеризм — нет, не гитлеризм, а германскую доблесть и величие германской культуры…
Запретили оперу выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева «Семен Котко», написанную в 1939 году, из-за упоминания германской оккупации Украины в Гражданскую войну. Либретто переписали. Заместитель Молотова Андрей Януарьевич Вышинский отправился послушать оперу — хотел убедиться, что в ней больше нет ничего обидного для новых немецких друзей.
11 июня 1940 года Вышинский доложил Молотову, что потребуются дополнительные поправки:
«Я прослушал в театре им. К. С. Станиславского (в закрытом спектакле) оперу С. С. Прокофьева “Семен Котко”. Считаю целесообразным внести в либретто изменения, устранив эпизоды с австро-германскими оккупантами… Тов. Прокофьев с этим предложением согласен».
Автором либретто был Валентин Петрович Катаев. 23 июня 1940 года состоялась премьера оперы в редакции, более приятной для новых германских друзей.
Будущий помощник Горбачева Анатолий Сергеевич Черняев, в те годы студент Московского университета, оказался свидетелем такого эпизода. Один из секретарей комсомольского бюро вдруг вскинул руку в нацистском приветствии и громко крикнул:
— Хайль Гитлер!
Все захохотали. Но тут же почувствовали, что в эскападе комсомольского вожака содержится внутренний протест. Его чуть не исключили из университета с формулировкой «за издевательство над политикой партии». Студенческий билет ему, правда, оставили, но дали выговор «за непонимание политики партии».
Оркестры в Москве разучивали нацистский гимн, который исполнялся вместе с «Интернационалом». На русский язык перевели книгу германского канцлера XIX века Отто фон Бисмарка, считавшего войну с Россией крайне опасной. В Большом театре ставили Рихарда Вагнера, любимого композитора Адольфа Гитлера. И мальчишки распевали частушку на злобу дня:
Спасибо Яше Риббентропу,
Что он открыл окно в Европу.
Сближение с нацистской Германией по-своему развращало советских людей, разрушая моральные ориентиры, заставляя забыть о преступном характере Третьего рейха…
После того как Сталин заключил союз с Гитлером, коммунистические партии получили из Москвы распоряжение прекратить антифашистскую пропаганду. Секретариат исполкома Коминтерна констатировал: «Англия и Франция стали агрессорами: они развязали войну против Германии и стараются расширить военный фронт с тем, чтобы превратить начатую ими войну в антисоветскую войну».
Европейским коммунистическим партиям было велено сотрудничать с немецкими оккупационными властями. Журнал голландской компартии «Политика и культура» опубликовал редакционную статью с призывом к населению «корректно относиться к немецким войскам». И это говорилось о нацистских оккупантах!..
Даже когда Германия напала на Францию, компартия оставалась пассивной. Когда немецкие войска входили в Париж, некоторые сотрудники советского полпредства приветственно махали им руками. Советские дипломаты сразу же вступили в дружественные отношения с немецким оккупационным командованием. Французские коммунисты обратились к немцам с просьбой разрешить выпуск газеты «Юманите». Но от позора французских коммунистов спасли сами немцы, которые отказались иметь с ними дело…
Министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс записал в дневник: «Сталин твердо остается с нами». Имперский министр с восторгом отмечал каждое выступление Молотова: «Это лучшее, что Москва может сделать для Германии».
Сталин и Молотов разорвали дипломатические отношения с правительствами оккупированных европейских стран в изгнании. И признали марионеточные правительства, которые были созданы немцами в оккупированных странах. Это было фактическое одобрение всех завоеваний Гитлера.
21 декабря страна отмечала шестидесятилетие Сталина.
На «дружеской встрече», записал в дневнике генеральный секретарь исполкома Коминтерна Георгий Димитров, Сталин сказал о предстоящем включении в советскую сферу влияния Финляндии, Бессарабии и Северной Буковины. Объяснил причину территориальных приобретений:
— Тесновато стало.
Вечером в Екатерининском зале Кремля состоялся товарищеский ужин. Собралось человек семьдесят-восемьдесят. Многие пришли с женами. Сталин появился последним, со всеми поздоровался за руку. Начались поздравления.
Вячеслав Михайлович Молотов исполнял обязанности тамады. Он произнес пышный тост:
— Многие из нас долгие годы работали с товарищем Лениным, а теперь работают с товарищем Сталиным. Большего гиганта мысли, более великого вождя, чем Ленин, я не знаю. Но должен сказать, что товарищ Сталин имеет преимущество перед Лениным. Ленин долгие годы был оторван от своего народа, от своей страны и жил в эмиграции, а товарищ Сталин все время живет и жил в народе, в нашей стране. Это, конечно, позволило товарищу Сталину лучше знать народ, быть ближе к нему. Вот почему товарища Сталина можно по праву назвать народным вождем.
Званый ужин затянулся. Из Екатерининского зала перешли в Георгиевский — там был устроен концерт. Потом застолье продолжилось. Разошлись только в восемь утра.
***
Духовные скрепы
Как известно, у нашего государства есть три главных объединяющих скрепы. Это Победа, Гагарин и Православие.
Олег Макаренко
Духовные скрепы или просто скрепы — распространённое обозначение духовных оснований, объединяющих общество современной России. Выражение является интернет-мемом и достаточно широко употребляется в публичной риторике. Для несистемных оппозиционеров этот мем является поводом для иронии и насмешки. Патриоты относятся к духовным скрепам всерьёз.
Возникновение мема
Словосочетание «духовные скрепы» встречалось в русской публицистике и ранее, но широкую известность приобрело благодаря обращению президента России Владимира Путина к Федеральному собранию России от 12 декабря 2012 года.
«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», — сказал российский лидер. По его словам, под этим подразумевается «дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», то есть таких явлений, как милосердие, сострадание, сочувствие. [1]
После этого о духовных скрепах широко заговорили в российском интернете.
Что же такое скрепы?
Точка зрения Путина
Путин в своей речи говорил о духовных скрепах в первую очередь как о характеристиках духовного состояния народа, «нравственных ориентирах», «духовно-нравственной основе общества». Для возрождения этих основ Путин предложил следующее:
«...связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития».[1]
«Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство — изначально так было, — государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом».[1]
Вместе с тем, по словам Путина надо ценить этническое и культурное многообразие народа России:
«В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила». [1]
Критика скреп
Такая постановка вопроса, несмотря на всю её очевидность и безальтернативность, вызвала ожидаемую критику со стороны интернет-троллей и русофобов:
духовно-нравственные основы подверглись насмешкам со стороны скептиков как вещь нематериальная;
примирение идеологически разнящихся периодов российской истории — например, царского и советского — критики из левого или правого лагеря посчитали невозможным;
тезисы о единстве и многообразии российского народа — не понравились националистам разных мастей.
Особым нападкам подверглась Русская Православная Церковь, о которой Путин вроде бы и не говорил, но которая считает своей главной задачей именно духовные вопросы. Досталось также и другим традиционным религиям России, немало критики прозвучало в сторону памяти о Великой Отечественной войне, и так далее.
Список скреп
См. также: Русский характер и Достижения России
12 духовных скреп
Кроме указанной выше цивилизационной и многоэтнической специфики России, в целом ситуация с духовными основами общества в России не слишком отличается от ситуации в других государствах: скрепы нужны любой стране, кроме, разве что, полностью зависимых от внешнего управления. Ранее же независимое, но внутренне разделённое государство быстро перестанет существовать в результате внутреннего разброда и/или внешнего давления, либо будет подчинено внешним силам.
Таким образом, можно сформировать следующий список основных типов скреп:
Нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.
Положительные черты национального характера.
Историческая память — основные победы и трагедии в истории страны.
Достижения страны — как в прошлом, так и в настоящем.
Общие традиции.
Язык и культура.
Региональная и историческая специфика России
От региона к региону или среди различных народов России связующие основы общества могут несколько отличаться. Также они могут дополняться другими скрепами — местными диалектами и языками, традициями и культурой. И это совершенно естественная и правильная ситуация — в норме это лишь крепче связывает локальные сообщества, не нарушая при этом общего единства: таким образом, система в целом становится более крепкой, но одновременно гибкой и разнообразной. Какие-то скрепы со временем могут приобрести общенациональный характер или существенно повлиять на существующие общие ценности.
Что же происходит, когда два близких народа пытаются поссорить, мы видим на примере Украины, которая оказалась ограблена не только экономически, но и духовно: значительная часть исторической памяти о реальных победах и достижениях была подменена мифами или отодвинута на второй план.
Впрочем, сходные процессы можно было наблюдать и в России в целом после двух революций 1917 года и гражданской войны — вековые духовные скрепы общества были разорваны или повреждены, произошёл разрыв исторической традиции (хотя, разумеется, не абсолютный). Очень скоро советскому правительству пришлось подлатать часть старых скреп (например, вернуть преподавание истории страны вместо краткого курса истории партии, вернуть публичное почитание дореволюционных русских полководцев, изобретателей и т. д.). Однако старые скрепы были восстановлены далеко не в полной мере, а новые, коммунистические, оказались не слишком-то прочными, что стало одной из важнейших причин развала СССР. Тем не менее, советский период дал современной России такие объединяющие вещи, как память о Победе, гордость за успехи в космосе и многое другое.
Скрепы и русофобия
Русофоб не любит слово «скрепы» и старается придать ему сугубо негативный или иронический окрас. Собственно, слово «скрепы» стало одним из символов той косной и отсталой России, против которой борются «продвинутые» представители креативного класса. Дескать, посмотрите какое слово-то смешное, «скрепы». Чего только не придумают власти для оболванивания зомби…
Но давайте заменим это слово на более прозаичное «крепёж». Представим себе, например, автомобиль, в котором половина болтов и гаек вывернута, а другая половина проржавела и уже шатается в гнёздах. В некоторых местах кузов перевязан скотчем и синей изолентой, в других местах громыхающая жесть не держится ни на чём и свободно шатается туда-сюда.
Риторический вопрос — сумеет ли этот автомобиль преодолеть раллийную трассу, прыгая по кочкам и буксуя в тягучей грязи? Очевидно, нет, не сумеет. Развалится на составные части.
Вероятно, когда самый что ни на есть убеждённый русофоб садится за руль, он хочет быть уверенным, что каждая гайка на каждом колесе его автомобиля накрепко затянута и прочно держится на своём месте. Против такого рода «скреп» русофобы ничего не имеют.
Откуда же идёт нелюбовь к скрепам государственным? Ведь представляется совершенно очевидным, что страна, в которой каждый действует сам по себе, не имеет шансов пережить сколько-нибудь серьёзную бурю?
Причины нелюбви к скрепам
Причины негативного отношения русофобской общественности к духовным скрепам можно примерно сформулировать следующим образом, хотя в каждом отдельном случае ситуация довольно индивидуальна.
1. Скрепы выгодны для государства, но не так чтобы выгодны для каждого отдельного гражданина. Если все стоят на дороге в пробке, а один водитель объезжает пробку по обочине, очевидно, он экономит немало времени от того, что действует не так как все.
Конечно, если «самых умных» станет слишком много, никакой экономии времени уже не будет: на дорогах воцарится хаос и страдать будут уже все.
Однако мало кто смотрит в завтрашний день так далеко: предполагается, что если каждый будет «грести под себя и гадить на других», то «невидимая рука рынка» как-нибудь сама расставит всё максимально выгодным для общества образом. В действительности, однако, такого не происходит: если выгоду от какого-либо действия получает конкретный человек, его совершающий, а издержки ложатся на общество в целом, то в отсутствие государственного регулирования каждый, действуя с выгодой для себя, будет ухудшать общую ситуацию. Пример: уклонение одного человека от уплаты налогов очень выгодно для уклоняющегося — но почти незаметно в масштабах государства. Однако если таких уклоняющихся станет достаточно много, последствия в виде снижения качества и доступности медицины, охраны правопорядка и т. п. почувствуют все. Это явление известно под названием «трагедия общих ресурсов» или «трагедия общин».
2. Скрепы усиливают государство, и это не нравится тем, кто считает Государство Российское своим врагом. С точки зрения русофоба любое усиление России — это зло. Им кажется, что всем будет гораздо лучше, если Россия будет слабой и плюшевой, если у мишки вырвут когти с зубами и посадят его на цепь.
3. Скрепы вступают в принципиальное противоречие с ультралиберализмом, согласно которой мы все разные. Согласно этой идеологии общество является не сложным живым организмом типа муравейника, а эдакой однородной кашей из уникальных личностей, каждая из которых сама выбирает себе направление движения.
Если мы посмотрим на упрямые цифры, мы увидим, что в странах, в которых регулярно проводят гей-парады, средние зарплаты выше, нежели в странах, в которых государство не поощряет гомосексуализм, а в странах, в которых государство проявляет сильную гомофобию, уровень жизни зачастую совсем низок.
Из этого некоторые политологи делают достаточно спорный вывод, согласно которому гей-парады и прочие проявления «свободы» ведут к процветанию. Хотя, возможно, всё ровно наоборот.
4. Наконец, кому-то могут не нравится конкретные скрепы, главными из которых являются Православие, Победа и Гагарин. Почему не нравятся — вопрос отдельный, главное, что по каждой из трёх этих скреп ежемесячно в сети появляется масса сочащихся недовольством материалов.
Выводы
Российское общество — уже достаточно рыхлое в восьмидесятые годы, за девяностые годы деградировало чуть ли не до состояния опилок.
В 2000-е и 2010-е ситуация постепенно изменилась к лучшему. Благодаря Олимпиаде в Сочи и воссоединению с Крымом, жители России снова вспомнили, что они русские, и начали сознавать себя не отдельными Васями Пупкиными, у которых родина там, где задница в тепле, а частицами чего-то большего.
И это правильно не только с сугубо «колбасной» точки зрения — согласно которой быть гражданином сильного государства банально выгоднее — но и с моральной. В конце концов, невозможно себе представить, чтобы тот же полёт Гагарина мог быть подготовлен не тяжёлой согласованной работой сотен тысяч «ватников», а исключительно силами расслабляющихся на тёплых побережьях креативных фрилансеров.
Поэтому духовные скрепы — это вещи реальные и крайне важные для существования и успешного развития страны, и неудивительно, что они подвергаются и будут подвергаться нападкам и высмеиванию со стороны тех, кто в усилении российского государства либо не заинтересован, либо, в силу самопоглощения антироссийскими мифами, иррационально боится этого.
См. также
Патриотизм
Ссылки
Духовные скрепы — статья в Викиреальности
Духовные скрепы — статья в Циклопедии
Католический магазин в Петербурге начал продажу «духовных скреп»
И даже свой сайт есть
Примечания
Путин: В России дефицит духовных скреп
Свидетельство о публикации №125032305992