Парадоксальность человека
Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет:
характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.
Ф. М. Достоевский
Человек – биологическое, психосоциальное существо. Он генетически связан с другими живыми формами жизни. Человек действует в культуре и развивает культуру.
Человек обладает речью, мышлением и сознанием, нравственно- этическими качествами. Человек – накопитель информации, ум его, подобен сейфу, в котором сохраняются знания. Да, человек – своеобразное земное творение, он умеет, если желает, постоянно развиваться. Недаром Василий Андреевич Жуковский с восторгом восклицал: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою».
Но какая драма существует между его сознанием и бессознательной сферой. Существо общительное, стремящееся к коммуникации с подобными себе, однако, не всегда склонен к позитивному сотрудничеству. Человек – главный субъект в мире, заслуживающий пристального внимания к себе. Он для себя главная и последняя цель. Когда за ним наблюдают, он смущается и прячет свою сущность, а когда им овладевают эмоции, он утрачивает способность наблюдать за собой.
Противоречие движет миром и человеком. У Гераклита диалектика – это огонь и вода. Свобода человека связана со своей противоположностью – необходимостью. Человек поступает свободно, но должен делать свой выбор в зависимости от обстоятельств. Гегель предлагает два противоположных определения: «человек по природе добр» и «человек по природе зол». Человек обладает свободной волей и может выбирать моральные поступки, но он является рабом своих желаний, привычек, следует страстям и побуждениям.
Обозначить человека, как субъекта, скорее всего, возможно лишь в определениях его сознания. Блез Паскаль в своё время высказал мысль о том, что человек сотворён для того, чтобы думать. Индивид думает: пытается понять себя, других, свою историческую природу. Самостоятельное мышление индивида, его воля и фантазия выделяют его из известных нам других существ. Бердяевым проблема человека рассматривалась в религиозном сознании. Рассуждая о человеке, Н. А. Бердяев говорил о том, что человек сам для себя великая тайна и принадлежит двум мирам, и потому понять человека можно по его отношению к Богу.
Мыслители ХХ столетия придали понятию личности статус высшей ценности.
Иммануил Кант, рассуждая о притязаниях человека, характеризовал «логических эгоистов», «эстетических эгоистов» и «моральных». Философ признал «логическое упрямство», сопротивление общему мнению признаком парадоксальности человека. Парадоксальность в утверждении собственного мнения немецкий философ считал положительным явлением, так как в данном случае парадоксальность противопоставляется тривиальности. Кант оговаривает мотивы такого проявления – человек не имеет дурных помыслов, то есть, он высказывает своё мнение не ради тщеславия. Парадоксы, согласно Канту, «побуждают душу к внимательности и исследованию, а это часто ведёт к открытиям». Здесь мы говорили о проявлении парадокса, рассматривая сферу человеческого «Я». Кстати, эвдемонистов философ причисляет к практическим эгоистам. В таком случае проявляется и ещё один парадокс.
Сущность человека возвышенна, когда он действует велениям своей разумной и благородной души и доброй воли. С другой стороны, им могут двигать злые помыслы и страсти. Шеллинг приходит к выводу, что «не страсти сами по себе суть зло», а зло, находящееся в нас, «присущее от рождения зло», определяющее выбор. И это тёмное начало человек должен преодолеть с помощью светлого. Религиозность и совестливость помогают человеку двигаться в позитивном направлении.
Известна беседа китайских мудрецов о природе человека.
Древнекитайский философ, ученик Мэн-цзы Гао-цзы как-то сказал:
– Природа человека подобна иве, а справедливость подобна чаше. Воспитать в человеке человеколюбие и справедливость – это всё равно, что из ивы сделать чашу.
Мэн-цзы (древнекитайский философ, жил около 372–289 до н. э., был учеником Цзы Сы, внука Конфуция) на это заметил:
– Можете ли вы, оставив нетронутой иву, сделать из неё чашу? Вы должны сначала срубить иву, чтобы сделать чашу, в таком случае вы нанесёте ущерб человеку. Надо, прежде всего, самим быть человеколюбивыми и справедливыми, чтобы воспитать в детях человеколюбие и справедливость.
У Гао-цзы был припасён ещё один аргумент, и он сказал:
– Природа человека подобна бурлящему потоку воды: откроешь ему путь на восток – потечёт на восток; откроешь ему путь на запад – потечёт на запад. Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому, как вода в своём течении не различает востока и запада.
Мэн-цзы и на это ответил возражением:
– Вода действительно не различает востока и запада. Но разве она не различает, где верх и где низ? Стремление природы человека к добру подобно стремлению воды течь вниз. Человек по природе своей добр.
С давних пор люди рассуждали о двойственности своей природы. Более мудрые пришли к выводу, что следует прежде всего познать самого себя. Об этом напоминала и надпись в Дельфах. Но и здесь возникает вопрос. Помогает ли стать на путь избавления от недостатков характера побуждение к самопознанию, к поиску своей сущности? А понятие «быть самим собой» означает ли каким быть? Человек автор своей жизни, но он и актёр, играющий свою историческую драму.
Все мы существуем в непрерывно меняющемся мире опыта и информации, и для нас должны быть актуальны проблемы взаимодействия с окружающим миром, проблемы нашего поведения. Учится ли человек на совершённых ошибках? Скорее всего, не учится. Василий Ключевский (1841–1911) об этом прямо заявляет: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Всю свою жизнь нам необходимо решать проблемы не только личного характера, но и социального значения, ибо человеку важно восходить на более высокий уровень адаптации.
Многим ли из нас свойственно задумываться о своей сущности, задавать себе экзистенционально важные вопросы и искать на них ответы? Стараемся ли мы, посредством самопознания и саморазвития, обратить их себе на пользу? Умеем ли познавать принципы связей, регулировать взаимодействие с людьми?
Человек, действительно, – существо парадоксальное. Он действует в культуре и развивает её, но иногда он создаёт такие объекты и произведения культуры, которые унижают человеческое достоинство.
Человек обладает свободой, но должен делать свой выбор в зависимости от обстоятельств. Он пытается понять других, но зачастую не способен понять себя. Он может понять и разграничить категории добра и зла, но не умеет принудить себя к нравственным поступкам. Он и актёр, играющий на сцене своей жизни, но и режиссёр, сам создающий свою пьесу. Трудно быть человеком…
Свидетельство о публикации №125032304137